Ради прибыли банкиры могут и соврать
По результатам исследований швейцарских ученых, банкиры, ради получения собственной экономической выгоды, могут специально озвучивать неверную информацию о текущих финансовых делах.
Серия игровых экспериментов, проведенная с группой из 200 швейцарских банкиров исследователями Цюрихского университета, позволила доказать, что нынешняя культура банковской отрасли подрывает устои честности, заложенные в человеке. Об этом сообщает научный журнал Nature со ссылкой на результаты исследователей.
Идея провести подобное исследование возникла на базе проблем банковского сектора, связанных с потерей репутации и слабым уровнем финансового доверия к банковскому сектору. Этому способствовала серия афер с торговыми операциями, скандалы с уплатой налогов и факты манипулирования обменным курсом валют и процентными ставками.
Для понимания причин упадка доверия, психологи провели следующий игровой эксперимент: каждый участник, имеющий прямое отношение к банковской сфере, подбрасывал монету десять, скрывая результаты броска от других участников. При этом, истинные результаты эксперимента строго контролировались.
Участникам эксперимента была обещана награда в 20 долларов за выпадение нужной стороны монеты и, по оценкам психологов, 26% испытуемых, занятых в банковском секторе, предоставили ложные результаты. Между тем, подобные психологические опыты были поставлены среди работников других сфер – медиков, служащих, инженеров и студентов – однако, ни в одном из случаев, результаты опыта не показали, что более четверти всех испытуемых обманывали организаторов ради собственной выгоды. Процент обмана среди других профессиональных групп был существенно ниже.
Тот факт, что выбор профессии влияет на формирование личности известен давно. В банковской сфере эта особенность заметна все отчетливее и перерастает в проблему: человек, знающий об особенностях торговли австралийским долларом и способах заработка на колебании валют, будет стараться ввести остальных в заблуждение ради собственной выгоды.
Авторы эксперимента, комментируя полученные результаты, предлагают принять ряд мер по повышению уровня честности среди банкиров. Так, Мишель Марешаль, предложил ввести понятие банковской клятвы, аналогичной врачебной клятве Гиппократа.
Учитывая, что в Швейцарии банковская отрасль – один из ключевых секторов экономики – идея о введении банковской клятвы не представляется утопичной. Страна, которая воспринимается мировым сообществом как надежный сейф, знает, сколько стоит доверие.
Идея провести подобное исследование возникла на базе проблем банковского сектора, связанных с потерей репутации и слабым уровнем финансового доверия к банковскому сектору. Этому способствовала серия афер с торговыми операциями, скандалы с уплатой налогов и факты манипулирования обменным курсом валют и процентными ставками.
Для понимания причин упадка доверия, психологи провели следующий игровой эксперимент: каждый участник, имеющий прямое отношение к банковской сфере, подбрасывал монету десять, скрывая результаты броска от других участников. При этом, истинные результаты эксперимента строго контролировались.
Участникам эксперимента была обещана награда в 20 долларов за выпадение нужной стороны монеты и, по оценкам психологов, 26% испытуемых, занятых в банковском секторе, предоставили ложные результаты. Между тем, подобные психологические опыты были поставлены среди работников других сфер – медиков, служащих, инженеров и студентов – однако, ни в одном из случаев, результаты опыта не показали, что более четверти всех испытуемых обманывали организаторов ради собственной выгоды. Процент обмана среди других профессиональных групп был существенно ниже.
Тот факт, что выбор профессии влияет на формирование личности известен давно. В банковской сфере эта особенность заметна все отчетливее и перерастает в проблему: человек, знающий об особенностях торговли австралийским долларом и способах заработка на колебании валют, будет стараться ввести остальных в заблуждение ради собственной выгоды.
Авторы эксперимента, комментируя полученные результаты, предлагают принять ряд мер по повышению уровня честности среди банкиров. Так, Мишель Марешаль, предложил ввести понятие банковской клятвы, аналогичной врачебной клятве Гиппократа.
Учитывая, что в Швейцарии банковская отрасль – один из ключевых секторов экономики – идея о введении банковской клятвы не представляется утопичной. Страна, которая воспринимается мировым сообществом как надежный сейф, знает, сколько стоит доверие.