Раскрыта тайна шестого чувства
Специалисты из Хьюстонского университета и Техасского института транспорта выяснили, что предчувствие может защитить человека от таких неожиданных инцидентов, как автомобильная авария.
Ученые выяснили, что задумчивость или эмоциональные переживания способствуют безопасному вождению, а привычка водителя отвлекаться на написание сообщений и разговоры по телефону, наоборот, только увеличивает риск автомобильной аварии.
Результаты изыскания специалистов были опубликованы в издании Scientific Reports.
В рамках эксперимента его руководители предложили 59 добровольцам совершить небольшое путешествие на симуляторе автомобиля.
Таким образом, участникам исследования надо было преодолеть один и тот же отрезок дороги четыре раза.
Однако эксперты попросили менять условия передвижения каждый раз, когда люди использовали симулятор. В первом случае надо было ехать спокойно и не отвлекаться на посторонние предметы. Кроме того, специалисты требовали, чтобы добровольцы решали задачи в уме, отвечали на различные вопросы, вызывающие эмоциональную реакцию, или даже отвечали на сообщения.
Все четыре поездки участники опытов проходили поочередно в случайном порядке.
В то же время, каждый вариант, предложенный авторами эксперимента, провоцировал у добровольцев нервозность. Исключением было вождение, которое не требовало от человека дополнительных действий или лишних размышлений.
Более того, вариант с текстовыми сообщениями, по словам ученых, значительным образом повышал риск попадания в аварию, так как люди в данной ситуации часто сталкивались с опасным отклонением руля.
Интересно, что другие отвлекающие факторы, наоборот, способствовали тому, что человек вел транспортное средство еще более осторожно.
Эксперты предполагают, что этот парадокс можно объяснить тем, что в процессе вождения у человека активизировалась зона головного мозга, известная как передняя поясная извилина.
При возникновении конфликта между разными видами деятельности человека эта область мозга выполняет функцию корректора ошибок.
В случае с вождением и отвлекающими факторами конфликт связан с когнитивными, эмоциональными и сенсомоторными факторами.
Он, в свою очередь, вызывает повышение уровня физиологического стресса водителя, и человек реагирует по принципу «бей или беги». То есть его руки на руле могут слегка подергиваться. Но благодаря передней поясной извилине происходит корректирование движения рук, и вождение становится более прямым.
Единственным условием, гарантирующим безопасность в таком случае, можно считать прямой взгляд на дорогу. Если же водитель пишет сообщение, его мозг не справляется с отклонением руля. В этой ситуации человек не руководствуется своеобразным шестым чувством, а риск аварии повышается.
В будущем ученые представят автоматические схемы, которые возьмут на себя роль поясной извилины, сообщая водителю об опасном отклонении автомобиля или дрожании руля.
Результаты изыскания специалистов были опубликованы в издании Scientific Reports.
В рамках эксперимента его руководители предложили 59 добровольцам совершить небольшое путешествие на симуляторе автомобиля.
Таким образом, участникам исследования надо было преодолеть один и тот же отрезок дороги четыре раза.
Однако эксперты попросили менять условия передвижения каждый раз, когда люди использовали симулятор. В первом случае надо было ехать спокойно и не отвлекаться на посторонние предметы. Кроме того, специалисты требовали, чтобы добровольцы решали задачи в уме, отвечали на различные вопросы, вызывающие эмоциональную реакцию, или даже отвечали на сообщения.
Все четыре поездки участники опытов проходили поочередно в случайном порядке.
В то же время, каждый вариант, предложенный авторами эксперимента, провоцировал у добровольцев нервозность. Исключением было вождение, которое не требовало от человека дополнительных действий или лишних размышлений.
Более того, вариант с текстовыми сообщениями, по словам ученых, значительным образом повышал риск попадания в аварию, так как люди в данной ситуации часто сталкивались с опасным отклонением руля.
Интересно, что другие отвлекающие факторы, наоборот, способствовали тому, что человек вел транспортное средство еще более осторожно.
Эксперты предполагают, что этот парадокс можно объяснить тем, что в процессе вождения у человека активизировалась зона головного мозга, известная как передняя поясная извилина.
При возникновении конфликта между разными видами деятельности человека эта область мозга выполняет функцию корректора ошибок.
В случае с вождением и отвлекающими факторами конфликт связан с когнитивными, эмоциональными и сенсомоторными факторами.
Он, в свою очередь, вызывает повышение уровня физиологического стресса водителя, и человек реагирует по принципу «бей или беги». То есть его руки на руле могут слегка подергиваться. Но благодаря передней поясной извилине происходит корректирование движения рук, и вождение становится более прямым.
Единственным условием, гарантирующим безопасность в таком случае, можно считать прямой взгляд на дорогу. Если же водитель пишет сообщение, его мозг не справляется с отклонением руля. В этой ситуации человек не руководствуется своеобразным шестым чувством, а риск аварии повышается.
В будущем ученые представят автоматические схемы, которые возьмут на себя роль поясной извилины, сообщая водителю об опасном отклонении автомобиля или дрожании руля.