Расследование «Века»: «ртутная бомба» в Арктике?
На днях в московском Доме журналиста состоялась пресс-конференция руководителя «Союза охраны природы Норвегии», эколога Курта Оддекалва, который обратился к российским властям и общественным организациям за помощью.
«Норвежские власти совершают экологическое преступление в Северном море, в результате которого значительное загрязнение ртутью может достигнуть также российских берегов, – сообщил Оддекалв. - В Норвегии есть потенциальная «ртутная бомба», которая может разрушить экологию не только Северного моря, но и всей Арктики».
Оддекалв напомнил о том, что в 1945 году вблизи города Берген была потоплена немецкая подводная лодка U-864, на борту которой находилось 67 тонн ртути и 2 тонны оксида урана. Ученый от имени «Союза охраны природы Норвегии» выразил крайнюю озабоченность недостаточными, по его мнению, мерами норвежского правительства по предотвращению возможной утечки ртути, как он выразился, «в долгосрочной перспективе». Решение своего правительства о возведении над погибшей подлодкой саркофага из щебня и песка он считает недостаточным, так как этот регион сейсмоопасен. Кроме того, Норвегия, по мнению эколога, не обладает опытом обращения с выбросами ртути в морской среде, а также опытом ликвидации масштабных техногенных катастроф. Оддекалв пожаловался и на норвежскую цензуру, из-за которой призывы экологов поднять подводную лодку и тем самым радикально решить эту проблему «не имеют никакого резонанса».
«Мы надеемся, что Россия поможет нам решить эту проблему, так же, как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 90-е годы», - с таким призывом Оддекалв обратился к правительству и журналистам РФ.
U-864, океанская подводная лодка германских Кригсмарине, вышла в море 9 декабря 1943 года под командованием корветтен-капитана Ральфа-Реймара Вольфрама. Подлодка совершила всего один боевой поход, задачей которого была доставка в Японию стратегических материалов, необходимых для изготовления атомной бомбы и ракет «Фау», в том числе деталей реактивных двигателей и ртути.
Перевезти эти материалы должны были несколько океанских подлодок. Первой в море 11 ноября 1944 года вышла U-771. Ее преследовала британская подлодка «Венчурер» под командованием лейтенанта Джеймса С. Лондерса. Обнаружив немецкую субмарину, Лондерс выпустил по ней четыре торпеды и потопил ее. Все члены экипажа подводной лодки (51 человек), находившиеся на борту U-771, погибли.
Через три месяца «Венчурер» вновь отправился на охоту, на этот раз за подлодкой U-864. Лондерс настиг ее и выпустил четыре торпеды. Маневрируя, командир немецкой подлодки корветтен-капитан Вольфрам уклонился от трех из них, но четвертая поразила U-864 в корму, в результате чего корпус субмарины раскололся на две части. Все 73 члена экипажа погибли.
Подлодка лежит на глубине 150 метров на дне Северного моря к западу от норвежского города Берген. В 2005 году экспедиция ВМС Норвегии и британского Национального морского музея обнаружила ее обломки, в которых находятся 67 тонн ртути в 1857 двухпудовых стальных флягах, заложенных, в свою очередь, в твердый балласт. В месте гибели подлодки у острова Федье наблюдается, как сообщают западные СМИ, загрязнение воды ртутью. Годовая утечка ртути оценивается в 3 кг, пишет норвежский портал «Side3».
В 2016 году были проведены замеры концентрации ртути в рыбе и крабах, выловленных в районе, где находится затонувшая субмарина. Содержание ртути не превысило границ максимально допустимого ее содержания в морепродуктах по нормам ЕС и Норвегии, поэтому Норвежский институт океанологии пришел к выводу, что «исходя из полученных результатов, похоже на то, что уровень ртути в морепродуктах у U-864 является относительно стабильным».
В 2013 году российские ученые из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова совершили на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» экспедицию по Белому и Баренцеву морям, гидросфера которых имеет много общего с гидросферой Северного моря, где затонула германская подлодка с грузом ртути. Целью экспедиции было определение содержания тяжелых металлов в морской воде. С помощью метода атомно-абсорбционной спектроскопии была определена помимо прочего концентрация ртути в водах Белого и Баренцева морей. Она оказалось незначительной, менее 0,1мкг/дм3 (что соответствует предельно допустимым нормативам содержания ртути в морской воде), и одинаковой «практически во всех областях гидрологических разрезов».
Таким образом, если допустимо содержание одного микрограмма ртути в кубическом дециметре морской воды, то есть 10 тонн в одном кубическом километре, то в акватории Северного моря (площадь 750 тыс. кв. км, средняя глубина 100 м) содержится примерно 7,5 млн. тонн ртути, что не превышает допустимых экологических нормативов. Если же ограничиться акваторией с границами в 100х100 км, учитывая, что по всему Северному морю ртуть может распространиться не ранее, чем через много десятков, если не сотен лет, то и в ней уже содержится одна «нормативная» тонна ртути.
По этой причине годовая утечка 3 кг ртути из почти 2 тыс. стальных контейнеров погибшей подлодки не может оказать никакого влияния на морскую экологию, что и констатировали норвежские ученые.
Что касается алармистских прогнозов так называемых независимых экологов, к которым относит себя и Курт Оддекалв, то они имеют, как можно предположить, чисто спекулятивный характер и ни на йоту не соответствуют действительности.
Во всяком случае, результаты научной экспедиции российских ученых в Баренцево и Белое моря, от которых до Северного моря не менее полутора тысяч километров, не дают российской общественности никаких оснований для беспокойства.
И еще. Норвежский эколог сообщил, что на борту U-864, кроме ртути, находилось еще 2 тонны оксида урана. Впрочем, в западных СМИ на этот счет нет никакой информации. И на борту погибшей подлодки уран не найден. Так, может быть, именно за ураном охотилась британская подлодка? И тогда, может быть, не лишены оснований предположения, что именно этот уран использовали американцы для изготовления двух атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки?
Оддекалв напомнил о том, что в 1945 году вблизи города Берген была потоплена немецкая подводная лодка U-864, на борту которой находилось 67 тонн ртути и 2 тонны оксида урана. Ученый от имени «Союза охраны природы Норвегии» выразил крайнюю озабоченность недостаточными, по его мнению, мерами норвежского правительства по предотвращению возможной утечки ртути, как он выразился, «в долгосрочной перспективе». Решение своего правительства о возведении над погибшей подлодкой саркофага из щебня и песка он считает недостаточным, так как этот регион сейсмоопасен. Кроме того, Норвегия, по мнению эколога, не обладает опытом обращения с выбросами ртути в морской среде, а также опытом ликвидации масштабных техногенных катастроф. Оддекалв пожаловался и на норвежскую цензуру, из-за которой призывы экологов поднять подводную лодку и тем самым радикально решить эту проблему «не имеют никакого резонанса».
«Мы надеемся, что Россия поможет нам решить эту проблему, так же, как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 90-е годы», - с таким призывом Оддекалв обратился к правительству и журналистам РФ.
U-864, океанская подводная лодка германских Кригсмарине, вышла в море 9 декабря 1943 года под командованием корветтен-капитана Ральфа-Реймара Вольфрама. Подлодка совершила всего один боевой поход, задачей которого была доставка в Японию стратегических материалов, необходимых для изготовления атомной бомбы и ракет «Фау», в том числе деталей реактивных двигателей и ртути.
Перевезти эти материалы должны были несколько океанских подлодок. Первой в море 11 ноября 1944 года вышла U-771. Ее преследовала британская подлодка «Венчурер» под командованием лейтенанта Джеймса С. Лондерса. Обнаружив немецкую субмарину, Лондерс выпустил по ней четыре торпеды и потопил ее. Все члены экипажа подводной лодки (51 человек), находившиеся на борту U-771, погибли.
Через три месяца «Венчурер» вновь отправился на охоту, на этот раз за подлодкой U-864. Лондерс настиг ее и выпустил четыре торпеды. Маневрируя, командир немецкой подлодки корветтен-капитан Вольфрам уклонился от трех из них, но четвертая поразила U-864 в корму, в результате чего корпус субмарины раскололся на две части. Все 73 члена экипажа погибли.
Подлодка лежит на глубине 150 метров на дне Северного моря к западу от норвежского города Берген. В 2005 году экспедиция ВМС Норвегии и британского Национального морского музея обнаружила ее обломки, в которых находятся 67 тонн ртути в 1857 двухпудовых стальных флягах, заложенных, в свою очередь, в твердый балласт. В месте гибели подлодки у острова Федье наблюдается, как сообщают западные СМИ, загрязнение воды ртутью. Годовая утечка ртути оценивается в 3 кг, пишет норвежский портал «Side3».
В 2016 году были проведены замеры концентрации ртути в рыбе и крабах, выловленных в районе, где находится затонувшая субмарина. Содержание ртути не превысило границ максимально допустимого ее содержания в морепродуктах по нормам ЕС и Норвегии, поэтому Норвежский институт океанологии пришел к выводу, что «исходя из полученных результатов, похоже на то, что уровень ртути в морепродуктах у U-864 является относительно стабильным».
В 2013 году российские ученые из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова совершили на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» экспедицию по Белому и Баренцеву морям, гидросфера которых имеет много общего с гидросферой Северного моря, где затонула германская подлодка с грузом ртути. Целью экспедиции было определение содержания тяжелых металлов в морской воде. С помощью метода атомно-абсорбционной спектроскопии была определена помимо прочего концентрация ртути в водах Белого и Баренцева морей. Она оказалось незначительной, менее 0,1мкг/дм3 (что соответствует предельно допустимым нормативам содержания ртути в морской воде), и одинаковой «практически во всех областях гидрологических разрезов».
Таким образом, если допустимо содержание одного микрограмма ртути в кубическом дециметре морской воды, то есть 10 тонн в одном кубическом километре, то в акватории Северного моря (площадь 750 тыс. кв. км, средняя глубина 100 м) содержится примерно 7,5 млн. тонн ртути, что не превышает допустимых экологических нормативов. Если же ограничиться акваторией с границами в 100х100 км, учитывая, что по всему Северному морю ртуть может распространиться не ранее, чем через много десятков, если не сотен лет, то и в ней уже содержится одна «нормативная» тонна ртути.
По этой причине годовая утечка 3 кг ртути из почти 2 тыс. стальных контейнеров погибшей подлодки не может оказать никакого влияния на морскую экологию, что и констатировали норвежские ученые.
Что касается алармистских прогнозов так называемых независимых экологов, к которым относит себя и Курт Оддекалв, то они имеют, как можно предположить, чисто спекулятивный характер и ни на йоту не соответствуют действительности.
Во всяком случае, результаты научной экспедиции российских ученых в Баренцево и Белое моря, от которых до Северного моря не менее полутора тысяч километров, не дают российской общественности никаких оснований для беспокойства.
И еще. Норвежский эколог сообщил, что на борту U-864, кроме ртути, находилось еще 2 тонны оксида урана. Впрочем, в западных СМИ на этот счет нет никакой информации. И на борту погибшей подлодки уран не найден. Так, может быть, именно за ураном охотилась британская подлодка? И тогда, может быть, не лишены оснований предположения, что именно этот уран использовали американцы для изготовления двух атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки?