Реформированная пенсионная система отсрочит выход на заслуженный отдых
В случае принятия предложенной ЦБ и Минфином реформы пенсионной системы существенно возрастает риск реализации такого сценария, указывается в исследовании аналитического центра НАФИ.
По мнению экспертов НАФИ, кардинальный пересмотр системы пенсионного обеспечения, на котором настаивают в Министерстве финансов и Банке России, обернется вынужденным повышением возраста выхода россиян на заслуженный отдых. В исследовании специалистов, которое имеется в распоряжении «Известий», отмечается, что шансы на принятие программы реформирования правительством достаточно высоки. Тем самым в кабмине надеются преодолеть дефицит федеральной казны, не в последнюю очередь обусловленный дотациями в Пенсионный фонд.
Согласно наработкам Центробанка и Минфина, вся сумма, перечисляемая работодателями в рамках обязательного пенсионного страхования сотрудников, должна направляться в страховую часть. Сейчас из 22% от фонда оплаты труда 16% перечисляется в страховую часть, а еще 6% - в накопительную. В дальнейшем накопительную часть предлагается изымать с зарплат дополнительно, начав с 1% от суммы и постепенно доведя этот показатель до 6%, но от таких отчислений работающие граждане смогут отказаться.
Эксперты считают, что концепция, вероятно, будет поддержана, так как выглядит весьма привлекательно с административной точки зрения. Поначалу реформа принесет положительные результаты, но в будущем она обусловит значительное количество рисков. Один из них – необходимость повышения возраста выхода на пенсию. Потратив все поступления от пенсионных отчислений, государство отчасти справится с нагрузкой на казну, но тем самым увеличит собственные обязательства перед будущими пенсионерами.
Специалисты также полагают, что дефицит средств в Пенсионном фонде может быть снижен не только за счет отказа от накопительной части пенсий, но и за счет борьбы с нелегальной занятостью и созданием новых рабочих мест. Россияне, работающие неофициально либо не имеющие постоянного заработка, потенциально могут отчислять в пенсионную систему порядка 3,4 трлн. рублей ежегодно, подсчитали эксперты. Также бороться нужно с минимальными и низкими зарплатами – по итогам прошлого года 69% взносов были сделаны в объеме, ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Это неудивительно, ведь 19 млн. россиян зарабатывают меньше, нежели прожиточный минимум для трудоспособного лица. Если же учесть демографические тенденции, то уже в 2030 году 1000 работающих россиян должны будут обеспечить пенсиями 857 нетрудоспособных сограждан.
Согласно наработкам Центробанка и Минфина, вся сумма, перечисляемая работодателями в рамках обязательного пенсионного страхования сотрудников, должна направляться в страховую часть. Сейчас из 22% от фонда оплаты труда 16% перечисляется в страховую часть, а еще 6% - в накопительную. В дальнейшем накопительную часть предлагается изымать с зарплат дополнительно, начав с 1% от суммы и постепенно доведя этот показатель до 6%, но от таких отчислений работающие граждане смогут отказаться.
Эксперты считают, что концепция, вероятно, будет поддержана, так как выглядит весьма привлекательно с административной точки зрения. Поначалу реформа принесет положительные результаты, но в будущем она обусловит значительное количество рисков. Один из них – необходимость повышения возраста выхода на пенсию. Потратив все поступления от пенсионных отчислений, государство отчасти справится с нагрузкой на казну, но тем самым увеличит собственные обязательства перед будущими пенсионерами.
Специалисты также полагают, что дефицит средств в Пенсионном фонде может быть снижен не только за счет отказа от накопительной части пенсий, но и за счет борьбы с нелегальной занятостью и созданием новых рабочих мест. Россияне, работающие неофициально либо не имеющие постоянного заработка, потенциально могут отчислять в пенсионную систему порядка 3,4 трлн. рублей ежегодно, подсчитали эксперты. Также бороться нужно с минимальными и низкими зарплатами – по итогам прошлого года 69% взносов были сделаны в объеме, ниже прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Это неудивительно, ведь 19 млн. россиян зарабатывают меньше, нежели прожиточный минимум для трудоспособного лица. Если же учесть демографические тенденции, то уже в 2030 году 1000 работающих россиян должны будут обеспечить пенсиями 857 нетрудоспособных сограждан.