Региональные бюджеты выживают за счет НДФЛ
Налог на доходы физлиц был основной статьей доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ в 2015 году. В бюджетах Москвы и Санкт-Петербурга доля НДФЛ превышает 40%. Аналитики делают вывод, что как раз тот случай, когда повышение зарплат граждан выгодно государству.
Эксперты компании «ФинЭкспертиза» исследовали статистику прошлого года, опубликованную федеральной казначейской службой. Из нее следует, что львиная доля доходов в сводной казне региональных бюджетов пришлась на налог на доходы физических лиц. В среднестатистическом бюджете субъекта на это поступление приходилось 30,2% доходной части. На втором месте оказались уплаченные юридическими лицами налоги на прибыль – 22,6%. Далее следуют средства, полученные в рамках субсидий и трансфертов из других бюджетных источников. Они составляли в среднем 18,1%.
По оценке аналитиков, роль поступлений от зарплат местных жителей для региональных бюджетов столь же высока, как и поступлений от продажи нефти и газа для федеральной казны. Впрочем, в некоторых субъектах доходы от НДФЛ остаются на невысоком уровне – порядка 10% от поступлений. В то же время, в отдельных регионах на долю этой статьи доходов приходится от 40%. Именно так обстоят дела в официальной и Северной столицах. 41,6% московского и 40,5% питерского бюджета формируется за счет НДФЛ.
Противоположная ситуация наблюдается на Сахалине и в Ингушетии, где налог физлиц составил, соответственно, 9,8% и 8,1% поступлений. Аналитики предупреждают, уравнивать ситуацию в этих регионах не стоит. Сахалинская область является успешной, а 71% доходов ее бюджет приходится от поступлений от налога на прибыль с юрлиц, в то время как Ингушетия – республика глубоко дотационная, и 86% ее казны состоит из субсидий из центра. Что касается налога на прибыль предприятий, то Сахалин с рекордными поступлениями по этой статье – скорее исключение из правил. В таких республиках, как Чечня и Тыва, взносы в местные бюджеты от прибыли компаний в десятки раз ниже поступлений от НДФЛ.
По мнению управляющего партнера «ФинЭкспертизы» Нины Козловой, ситуация, при которой местные бюджеты зависимы от поступлений налога с зарплат, в целом благоприятна для жителей – власти вынуждены стимулировать работодателей и далее увеличивать фонд оплаты труда. Однако это стимулирование должно выражаться в действенных мерах, благодаря которым повышается инвестиционная привлекательность региона, отмечает эксперт.
По оценке аналитиков, роль поступлений от зарплат местных жителей для региональных бюджетов столь же высока, как и поступлений от продажи нефти и газа для федеральной казны. Впрочем, в некоторых субъектах доходы от НДФЛ остаются на невысоком уровне – порядка 10% от поступлений. В то же время, в отдельных регионах на долю этой статьи доходов приходится от 40%. Именно так обстоят дела в официальной и Северной столицах. 41,6% московского и 40,5% питерского бюджета формируется за счет НДФЛ.
Противоположная ситуация наблюдается на Сахалине и в Ингушетии, где налог физлиц составил, соответственно, 9,8% и 8,1% поступлений. Аналитики предупреждают, уравнивать ситуацию в этих регионах не стоит. Сахалинская область является успешной, а 71% доходов ее бюджет приходится от поступлений от налога на прибыль с юрлиц, в то время как Ингушетия – республика глубоко дотационная, и 86% ее казны состоит из субсидий из центра. Что касается налога на прибыль предприятий, то Сахалин с рекордными поступлениями по этой статье – скорее исключение из правил. В таких республиках, как Чечня и Тыва, взносы в местные бюджеты от прибыли компаний в десятки раз ниже поступлений от НДФЛ.
По мнению управляющего партнера «ФинЭкспертизы» Нины Козловой, ситуация, при которой местные бюджеты зависимы от поступлений налога с зарплат, в целом благоприятна для жителей – власти вынуждены стимулировать работодателей и далее увеличивать фонд оплаты труда. Однако это стимулирование должно выражаться в действенных мерах, благодаря которым повышается инвестиционная привлекательность региона, отмечает эксперт.