scandaly.ru — 25.08.2015 19:48

Ремонт по-собянински

Программа «Моя улица» стартовала в 2014 году. Этим летом реконструируют 68 московских улиц, переулков и проспектов. Работы планировалось завершить в августе, но позже мэр Москвы перенес дату сдачи на день города. Многие улицы для ремонта выбирали сами горожане в приложении «Активный гражданин».

На них расширяют тротуары, прокладывают велодорожки, ремонтируют фасады и освещение, сажают деревья и благоустраивают дворы. В теории программа выглядит исключительно хорошо — плановый ремонт дарит надежду, что с ежегодным латанием асфальта и переделкой тротуаров покончено. Но проблемы, которые уже привлекли внимание журналистов и активистов, пока что не позволяют в это поверить. Поднявшаяся шумиха даже заставила извиняться Сергея Собянина. Внештатный корреспондент «Йода» разбирался в проблеме.

Кто это строит

За ремонт улиц ответственна компания (ГБУ) «Автомобильные дороги», которую курирует заместитель мэра столицы Пётр Бирюков. Журналисты РБКразобрались, почему тендеры (ГБУ) «Автомобильные дороги» выигрывают одни и те же компании, которые при этом не имеют опыта ремонта улиц в прошлом. Так, например, два тендера на закупку 343 км гранитных бордюров на общую сумму более 970 млн руб. выиграла малоизвестная на рынке компания «К-Холдинг». Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», до этого «К-Холдинг» выполнила всего три госконтракта на общую сумму 23,3 млн. руб. Всего «Автомобильные дороги» проводили тендеры на 14 794 млн рублей. Почти 90% подобных тендеров выиграли 19 компаний, в то время как остальные 10% достались 70 другим компаниям. Более того, в ходе расследования журналисты выяснили, что около трети всех заказов получили два холдинга «Радор-М» и «Роуд груп», руководят которыми одни и те же люди. В интервью «Радио Свобода» один из авторов расследования Иван Голунов рассказал, что, по замыслу правительства Москвы, эти же подрядчики должны будут выполнять работы по капремонту. То есть ремонт улиц — это возможность для компаний «набрать жирок», чтобы перейти к более серьезным проектам. В эфире радиостанции прозвучал логичный вопрос: почему никого не удивляет, что подрядчики для работ по капремонту известны за три года до начала работ?



Что не так с работами

В июле 2014 года был проведен ремонт на Покровке, Маросейке и Пятницкой улице. Почти сразу после открытия руководитель «Городских проектов» Илья Варламов в своем блоге сделал пост с найденными ошибками. «Самая большая беда с качеством укладки асфальта. Везде лужи. Это откровенный брак. Не хватает решеток ливневой канализации, не сделана разуклонка», — писал в ЖЖ Варламов. Неровности покрытия приводят к тому, что вода стоит на улицах даже после дождя, а в итоге новый асфальт просто разрушается. Качество асфальта и недостаток ливневых водостоков привели к затоплению улицы в июле 2015, когда в Москве выпало аномальное количество осадков.







Несмотря на публичный разбор ошибок 2014 года, когда реконструировалисьПятницкая улица, Покровка и Маросейка, ремонт улиц в 2015 часто имеет те же самые недочёты. Но когда, например, по Пятницкой приходилось лавировать между строителями и техникой, были слышны жалобы горожан. Сегодня их нет. Наверное, жителей пугает большой масштаб работ. «Поскольку объять необъятное невозможно, я буду разбираться только с реконструкций Большой Никитской улицы», — пишет блогер Иван Ёжиков. Несмотря на то, что недочеты соседствуют с грамотными решениями — так, на улице появятся несколько новых пешеходных переходов — блогер находит ошибки в плане: неправильная разметка, ненужные знаки.

«Зачем расширение для выезда на Садовое с двух полос? Дико аварийное место — выезжающие не видят за припаркованными машинами Садовое, а поток летит им прямо в бок. Зачем усугублять и пускать на поворот из двух рядов? ПДД не зря предписывает поворачивать из крайнего правого и в крайний правый. Вероятнее всего, хотели один ряд отдать для выезжающих задом с парковки. Не вопрос, отдайте, но выезд — только из одного», — рассуждает Ёжиков.







Более того, строители перекрывают движение улицы, хотя это не предусмотрено планом работ. Большая Никитская привлекла и внимание Варламова. В своем блоге он пишет об опасности и недопустимости такого вида ремонтных работ, когда люди должны ходить по строящейся улице. «Фактически люди вынуждены ходить по стройплощадке, прыгать по котлованам, уворачиваться от спецтехники», — пишет Варламов. Оба блогера отмечают огромное количество брака: битая плитка, неровный асфальт, сломанные желобки водостоков.

Примечательно, что в плане Большой Никитской не отмечена велодорожка, но её постройке это не мешает. Только проходит она часто посредине тротуара и, вероятно, будет просто декоративной, потому что никак не отделена от пешеходной зоны. Вообще велодорожки являются головной болью московских строителей. Как их правильно размещать, они до сих пор не знают. Есть положительный пример устройства велополосы на Бульварном кольце: велосипедисты получили свою полосу, которая отделена от проезжей части. Но дизайнеры продолжают вносить в планы велодорожки по центру пешеходной зоны. Получается неразбериха, как с Большой Никитской или Мясницкой, где велодорожки нет, хотя в плане она предусмотрена.

Поначалу СМИ сообщали об участии КБ «Стрелка» в проектировании улиц, но Григорий Ревзин заявил, что бюро не имело никакого отношения к программе «Моя улица» — по крайней мере, этим летом.



Мясницкую улицу проектировало общество с ограниченной ответственностью «Лаарди» (Ландшафтная Архитектура и Дизайн), в их послужном списке, например, капитальный ремонт площади Победы. Проект реконструкции Мясницкой предполагает сужение проезжей части до двух полос. Также в плане значится, например, устройство велосипедной дорожки в 1,6 км, отделенной от автомобильного движения и от тротуара разметкой, конструктивными элементами, с размещением пунктов проката велосипедов и стоек для велопарковки. На деле на улице уже уложена плитка, и велодорожку прокладывать негде.









Пока работы еще не завершены, на Б.Никитской люди активно ходят по пластиковым желобкам водостоков и ломают их. Архитекторы Мясницкой выбрали другой способ водоотведения. По словам главного архитектора проекта от ливневых желобков решили отказаться из-за их сомнительной прочности.



Работы по укладке плит завершены почти полностью. Но озеленение строители еще не начали. На тротуаре стало много свободного пространства, по замыслу архитекторов, это должно привлечь новых посетителей в магазины и рестораны. Более того, машины перестанут нелегально парковаться и мешать движению пешеходов, теперь для них есть отдельные «карманы». Небо освободилось от проводов — они убраны под землю. На Мясницкой из 52 40 зданий исторические. Вместе с архитектурной подсветкой эти нововведения помогут улице приобрести красивый вид.

Впрочем, присутствует стандартный для программы «Моя улица» брак — разбитая или обвалившаяся плитка, часто она уложена неровно. Фонари без резиновых кожухов, которые должны скрывать недостатки стыковки плитки и фонарного столба. Но, вероятно, к сроку сдачи эти недочеты устранят. Сложнее будет устранить расхождения с изначальным проектом.



«Главная проблема всей этой масштабной реконструкции в центре Москвы: все стараются успеть закончить ко дню города, который, как известно, в самом начале сентября. Сроки не просто сжатые, они суперсжатые. В такие сроки практически невозможно провести все работы качественно, так что приходится чем-то жертвовать», — пишет в своем блоге Варламов. Можно, конечно, списать ошибки строителей на вынужденную спешку. Но существует мнение, что «Моя улица» по сути слабо регламентированная программа. Не установив четких критериев и допуская до работ неопытных подрядчиков, ГБУ «Автомобильные дороги», возможно, несёт ответственность за неразбериху при ремонте столичных улиц.

Павел Казарновский
Полная версия публикации
Версии 24.08.2015 11:40
Вячеслав Лебедев «заминает» уголовное дело Сергея Зиринова?
Общество 24.08.2015 12:47
В Твери были найдены печати двух великих князей
Общество 25.08.2015 12:23
Названы полезные продукты питания, которые вызывают упадок сил