Режиссеру «Ассы» — 75!
Накануне свой 75-летний юбилей отметил Сергей Соловьев, являющийся режиссером фильма «Асса» (1987) и ряда других лент, ставших знаковыми в новой России 90-х. В его картинах этого периода, которые можно смело назвать настоящим событием в мире кино, снимался символ «ждущих перемен» Виктор Цой.
Если бы за все прошедшее время Соловьев создал бы лишь одну «Ассу», а снимает он кино с 1969 года, то режиссер все равно стал бы известен как мастер, сумевший «угадать время», создать «пароль поколения», считают его коллеги по цеху. Он и юбилей встретил «в одном из цехов» «Мосфильма», заканчивая новую картину с фирменно неожиданным и категоричным рабочим названием «Кто не любит Генделя, тот получит пендаля».
Говорят, что на съемках режиссер привычно командует: «Наш фильм должен походить на дурной сон, раздражать, сводить с ума». Киноповесть о музыканте-эмигранте родилась, как и многие картины Соловьева, случайно, из ничего. Даже сценария никакого не было — только плод фантазии Мастера.
По сей день, спустя 30 лет, Соловьев пытается всех убедить: рушить своей «Ассой» железный занавес совсем даже не пытался. Просто хотел снять некое модное кино, где все танцуют и поют. Картина будто бы сама собой наполнилась культовыми песнями и смыслом - по наитию. «Асса» ассоциировалась в голове с большой переменой между школьными уроками», – признался как-то Соловьев.
Выходящие на экран его фильмы просто поражают: люди в них точно такие же, как и в жизни, без прикрас и лакировки. Татьяну Друбич, которая станет талисманом его картин, Соловьев сначала наотрез отказывался снимать в «Ста днях после детства». Однако его вдруг вспыхнувшие чувства словно пламя объяли и зрителя.
«Единственно верный способ кастинга – это человека увидеть, почувствовать и полюбить», – поучает своих помощников Соловьев.
Он режиссер жесткий, но и самоироничный, самокритичный. Во второй части «Ассы» потребовал от Маковецкого сыграть себя предельно честно.
Кинокритиками замечено, что у Соловьева образы фильма «Летят журавли» часто проскальзывают в его работах. В детстве картина Калатозова просто перевернула его сознание и, по сути, привела в кино.
Соловьев считает себя баловнем судьбы, ведь был знаком с Высоцким и дружил с Шукшиным, чью «Калину красную» буквально спас от ножа: «Он говорил, что уж очень длинной получилась «Калина...» Соловьев сказал как отрезал: «Ничего не длинная, а какая надо. Зритель сам все решит. Надо выпускать».
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в карельском городе Кемь, куда были сосланы в 30-е годы его дедушка и бабушка. Его мать добровольцем ушла на фронт с первых дней Великой Отечественной войны. Сергей гордился среди сверстников тем, что его отец был офицером военной разведки, а сразу после войны получил назначение в группу советников главы КНДР.
Когда Сереже исполнилось 6 лет, семья вернулась в СССР и обосновалась в Ленинграде. Соловьев-младший пошел в школу и ничем особо не выделялся среди других мальчишек.
Подростком он случайно попал на пробы в БДТ на Невском. 14-летний Сергей был отобран из десятков ребят для участия в спектакле «Дали неоглядные» и оказался на сцене знаменитого театра в составе труппы Товстоногова. В это же время он увидел картину Калатозова «Летят журавли» и окончательно решил стать режиссером: «Тут я понял, что ничем другим в своей жизни заниматься не буду — только кино...»
После школы Соловьеву удалось стать телеведущим молодежной программы «Пионерия» на ЛенТВ, где он еще и подрабатывал рабочим сцены. Вскоре Соловьева приняли на режиссерское отделение ВГИКа. В 1969 году после института, который он окончил с красным дипломом, Соловьев был принят на «Мосфильм», где в скором времени вышел его фильм-экранизация по пьесе Горького «Егор Булычев и другие».
Второй работой молодого режиссера стал фильм «Станционный смотритель», впоследствии высоко отмеченный на престижных кинофестивалях и принесший ему широкое признание. Свои успехи молодой режиссер закрепил трогательной кинолентой «Сто дней после детства», удостоенной в 1975 году главного приза Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу. Уже тогда, по мнению кинокритиков, стал проявляться и достиг совершенства его собственный почерк Мастера.
Говорят, что на съемках режиссер привычно командует: «Наш фильм должен походить на дурной сон, раздражать, сводить с ума». Киноповесть о музыканте-эмигранте родилась, как и многие картины Соловьева, случайно, из ничего. Даже сценария никакого не было — только плод фантазии Мастера.
По сей день, спустя 30 лет, Соловьев пытается всех убедить: рушить своей «Ассой» железный занавес совсем даже не пытался. Просто хотел снять некое модное кино, где все танцуют и поют. Картина будто бы сама собой наполнилась культовыми песнями и смыслом - по наитию. «Асса» ассоциировалась в голове с большой переменой между школьными уроками», – признался как-то Соловьев.
Выходящие на экран его фильмы просто поражают: люди в них точно такие же, как и в жизни, без прикрас и лакировки. Татьяну Друбич, которая станет талисманом его картин, Соловьев сначала наотрез отказывался снимать в «Ста днях после детства». Однако его вдруг вспыхнувшие чувства словно пламя объяли и зрителя.
«Единственно верный способ кастинга – это человека увидеть, почувствовать и полюбить», – поучает своих помощников Соловьев.
Он режиссер жесткий, но и самоироничный, самокритичный. Во второй части «Ассы» потребовал от Маковецкого сыграть себя предельно честно.
Кинокритиками замечено, что у Соловьева образы фильма «Летят журавли» часто проскальзывают в его работах. В детстве картина Калатозова просто перевернула его сознание и, по сути, привела в кино.
Соловьев считает себя баловнем судьбы, ведь был знаком с Высоцким и дружил с Шукшиным, чью «Калину красную» буквально спас от ножа: «Он говорил, что уж очень длинной получилась «Калина...» Соловьев сказал как отрезал: «Ничего не длинная, а какая надо. Зритель сам все решит. Надо выпускать».
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в карельском городе Кемь, куда были сосланы в 30-е годы его дедушка и бабушка. Его мать добровольцем ушла на фронт с первых дней Великой Отечественной войны. Сергей гордился среди сверстников тем, что его отец был офицером военной разведки, а сразу после войны получил назначение в группу советников главы КНДР.
Когда Сереже исполнилось 6 лет, семья вернулась в СССР и обосновалась в Ленинграде. Соловьев-младший пошел в школу и ничем особо не выделялся среди других мальчишек.
Подростком он случайно попал на пробы в БДТ на Невском. 14-летний Сергей был отобран из десятков ребят для участия в спектакле «Дали неоглядные» и оказался на сцене знаменитого театра в составе труппы Товстоногова. В это же время он увидел картину Калатозова «Летят журавли» и окончательно решил стать режиссером: «Тут я понял, что ничем другим в своей жизни заниматься не буду — только кино...»
После школы Соловьеву удалось стать телеведущим молодежной программы «Пионерия» на ЛенТВ, где он еще и подрабатывал рабочим сцены. Вскоре Соловьева приняли на режиссерское отделение ВГИКа. В 1969 году после института, который он окончил с красным дипломом, Соловьев был принят на «Мосфильм», где в скором времени вышел его фильм-экранизация по пьесе Горького «Егор Булычев и другие».
Второй работой молодого режиссера стал фильм «Станционный смотритель», впоследствии высоко отмеченный на престижных кинофестивалях и принесший ему широкое признание. Свои успехи молодой режиссер закрепил трогательной кинолентой «Сто дней после детства», удостоенной в 1975 году главного приза Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу. Уже тогда, по мнению кинокритиков, стал проявляться и достиг совершенства его собственный почерк Мастера.