Риск-ориентированный надзор
Госдума приняла в первом чтении законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Бизнесу вновь обещают свободу от административного гнета.
Законопроект позиционируется правительством как революционный. Солидный труд – 238 страниц, обстоятельно, в течение трех лет готовился заинтересованными ведомствами. Проект закона призван создать в нашей стране принципиально новую систему умного государственного и муниципального контроля и, наконец, защитить бизнес от бесконечных проверок контролирующих органов. И как-то ненавязчиво законопроект был вынесен на рассмотрение незадолго до президентских выборов.
Стоит, напомнить, что это уже третья попытка реформирования контрольно-надзорных органов. О том, что предпринимателей надо освободить от административного давления, заявил 18 лет назад Владимир Путин в 2000 году во время своего первого Послания федеральному собранию. В 2001 году был принят первый законопроект о защите предпринимателей при проверках.
Но жизнь представителей бизнеса не становилась легче. В 2008 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев также призвал контрольные органы прекратить «кошмарить бизнес». Но положение и тогда не сильно изменилось. И вот теперь к этому вопросу решено вернуться вновь.
По словам заместителя министра экономического развития Саввы Шипова, законопроект прошел очень серьезные стадии обсуждения. В рамках работы над документом было учтено около пяти сотен предложений. Как он пояснил, главная претензия со стороны предпринимательского сообщества состоит в том, что контролеры стремятся показать свою работу через количество проверок. Законопроект должен принципиально изменить эту ситуацию. Как пояснил замминистра, во главу угла теперь должна быть поставлена не палочная система, а снижение реального ущерба, смертности, вреда здоровью, ущерба имуществу.
Кроме того, предполагается внедрить так называемый риск-ориентированный подход к организации проверок. Иными словами, инспекторы будут направляться туда, где риск нарушений выше и где последствия от этих нарушений могут оказаться действительно угрожающими. В надзорных ведомствах должна появиться система управления рисками. Контроль должен быть перенаправлен на объекты повышенного риска и на граждан, которые систематически допускают грубые нарушения. Те предприятия, которые относятся к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство будут освобождены от плановых проверок.
По словам Шипова, необходимо дать направление для умного контроля, основанного на дистанционном взаимодействии без прямого взаимодействия с бизнесом.
Задумка, конечно, хороша. Но то, что законопроект в нынешнем виде далек от совершенства, считают и сами депутаты. Как пояснила докладывающая Ольга Савастьянова, проект закона содержит расплывчатые формулировки, которые касаются, непосредственно самих понятий, подходов, и основных норм, которые позволяют быть объективными и создают серьезную систему риска. Не ясно также, по какому принципу формировались виды контроля. Есть, например, ряд специфических видов контроля, который относится к экологии, ЖКХ, культуре, которые имеют свои особенности и обязательно должны быть учтены.
По мнению Игоря Торощина, (ЛДПР), из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки, так как они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень обычных видов надзора. Также в законопроекте закреплено положение об открытом перечне оснований для проведения внеплановых проверок. Парламентарий считает, что это может привести к тому, что в любой момент могут появиться новые основания для внеплановых визитов проверяющих.
Как пояснил «Веку» член комитета по контролю и регламенту Виктор Карамышев (Единая Россия), нет гарантии, что все контрольно-надзорные органы перейдут на новую систему. Вполне вероятно, что в одних регионах новые принципы будут введены, а в других – нет.
Помимо этого, решения о проверках, в том числе внеплановых, должны приниматься на основании степени риска. Понятно, что небольшой цветочный магазин и атомная электростанция - совершенно разный уровень потенциальной угрозы. Но как можно определить между ними баланс по количеству и качеству проверок? На это также надо обратить особое внимание при подготовке документа ко второму чтению.
В тоже время, по мнению Карамышева, государственный и муниципальный надзор оценивается сегодня по количеству штрафов, взысканий, предупреждений и наказаний. У нас бизнес по определению виноват. И то, что правительство предлагает перейти от такой «карательной» системы к риск-ориентированной, в действительности есть большое достижение.
По мнению Александра Авдеева (Единая Россия), в новом законе видны изменения, которые должны позитивно повлиять на взаимодействие органов власти с бизнесом. Предпринимателям же остается лишь надеяться и верить, что все именно так и будет.
P.S. Как сообщают российские информагентства, Генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил установить персональную ответственность прокуроров за просчеты в защите предпринимателей от административного давления. При этом Генпрокурор отметил, что в 2017 году за незаконные проверки бизнеса были наказаны около 9 тысяч чиновников. Тем не менее, Чайка упрекнул прокуроров в недостаточной эффективности.
Связано ли это с тем, что административное и дисциплинарное наказание не слишком пугают чиновников, или с тем, что прокуроры и сами оказываются интересантами ряда дел против предпринимателей, о чем не раз рассказывал «Век», Генпрокурор уточнять не стал.
Кстати, не обошлось выступление Генпрокурора и без критики коллег. Как отмечают СМИ, Юрий Чайка раскритиковал работу российских следователей, заявив об их профессиональной деградации. Как заявил Генпрокурор в Туле на совещании по вопросам защиты прав инвесторов, для многих из следователей уголовно-процессуальное законодательство и нормы материального права - это «космос».
Стоит, напомнить, что это уже третья попытка реформирования контрольно-надзорных органов. О том, что предпринимателей надо освободить от административного давления, заявил 18 лет назад Владимир Путин в 2000 году во время своего первого Послания федеральному собранию. В 2001 году был принят первый законопроект о защите предпринимателей при проверках.
Но жизнь представителей бизнеса не становилась легче. В 2008 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев также призвал контрольные органы прекратить «кошмарить бизнес». Но положение и тогда не сильно изменилось. И вот теперь к этому вопросу решено вернуться вновь.
По словам заместителя министра экономического развития Саввы Шипова, законопроект прошел очень серьезные стадии обсуждения. В рамках работы над документом было учтено около пяти сотен предложений. Как он пояснил, главная претензия со стороны предпринимательского сообщества состоит в том, что контролеры стремятся показать свою работу через количество проверок. Законопроект должен принципиально изменить эту ситуацию. Как пояснил замминистра, во главу угла теперь должна быть поставлена не палочная система, а снижение реального ущерба, смертности, вреда здоровью, ущерба имуществу.
Кроме того, предполагается внедрить так называемый риск-ориентированный подход к организации проверок. Иными словами, инспекторы будут направляться туда, где риск нарушений выше и где последствия от этих нарушений могут оказаться действительно угрожающими. В надзорных ведомствах должна появиться система управления рисками. Контроль должен быть перенаправлен на объекты повышенного риска и на граждан, которые систематически допускают грубые нарушения. Те предприятия, которые относятся к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство будут освобождены от плановых проверок.
По словам Шипова, необходимо дать направление для умного контроля, основанного на дистанционном взаимодействии без прямого взаимодействия с бизнесом.
Задумка, конечно, хороша. Но то, что законопроект в нынешнем виде далек от совершенства, считают и сами депутаты. Как пояснила докладывающая Ольга Савастьянова, проект закона содержит расплывчатые формулировки, которые касаются, непосредственно самих понятий, подходов, и основных норм, которые позволяют быть объективными и создают серьезную систему риска. Не ясно также, по какому принципу формировались виды контроля. Есть, например, ряд специфических видов контроля, который относится к экологии, ЖКХ, культуре, которые имеют свои особенности и обязательно должны быть учтены.
По мнению Игоря Торощина, (ЛДПР), из текста законопроекта невозможно определить, будут ли законны прокурорские проверки, так как они не входят ни в перечень исключений, ни в перечень обычных видов надзора. Также в законопроекте закреплено положение об открытом перечне оснований для проведения внеплановых проверок. Парламентарий считает, что это может привести к тому, что в любой момент могут появиться новые основания для внеплановых визитов проверяющих.
Как пояснил «Веку» член комитета по контролю и регламенту Виктор Карамышев (Единая Россия), нет гарантии, что все контрольно-надзорные органы перейдут на новую систему. Вполне вероятно, что в одних регионах новые принципы будут введены, а в других – нет.
Помимо этого, решения о проверках, в том числе внеплановых, должны приниматься на основании степени риска. Понятно, что небольшой цветочный магазин и атомная электростанция - совершенно разный уровень потенциальной угрозы. Но как можно определить между ними баланс по количеству и качеству проверок? На это также надо обратить особое внимание при подготовке документа ко второму чтению.
В тоже время, по мнению Карамышева, государственный и муниципальный надзор оценивается сегодня по количеству штрафов, взысканий, предупреждений и наказаний. У нас бизнес по определению виноват. И то, что правительство предлагает перейти от такой «карательной» системы к риск-ориентированной, в действительности есть большое достижение.
По мнению Александра Авдеева (Единая Россия), в новом законе видны изменения, которые должны позитивно повлиять на взаимодействие органов власти с бизнесом. Предпринимателям же остается лишь надеяться и верить, что все именно так и будет.
P.S. Как сообщают российские информагентства, Генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил установить персональную ответственность прокуроров за просчеты в защите предпринимателей от административного давления. При этом Генпрокурор отметил, что в 2017 году за незаконные проверки бизнеса были наказаны около 9 тысяч чиновников. Тем не менее, Чайка упрекнул прокуроров в недостаточной эффективности.
Связано ли это с тем, что административное и дисциплинарное наказание не слишком пугают чиновников, или с тем, что прокуроры и сами оказываются интересантами ряда дел против предпринимателей, о чем не раз рассказывал «Век», Генпрокурор уточнять не стал.
Кстати, не обошлось выступление Генпрокурора и без критики коллег. Как отмечают СМИ, Юрий Чайка раскритиковал работу российских следователей, заявив об их профессиональной деградации. Как заявил Генпрокурор в Туле на совещании по вопросам защиты прав инвесторов, для многих из следователей уголовно-процессуальное законодательство и нормы материального права - это «космос».