Роскосмос опозорился на старте
Российскую космическую отрасль вновь постигла неудача, приведшая на сей раз к катастрофе. Во вторник утром ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» через одну минуту после старта с космодрома Байконур взорвалась и упала на землю. Данный инцидент стал очередным ударом по репутации Роскосмоса.
Очередная попытка Федерального космического агентства усилить орбитальную группировку навигационных спутников системы ГЛОНАСС еще тремя аппаратами завершилась аварией на первой же минуте после старта. Во время работы первой ступени «Протона-М» ракета внезапно изменила траекторию полета, устремилась к земле, разваливаясь на части прямо в воздухе, и взорвалась в двух километрах от стартовой площадки.
Роскосмос сообщил о создании специальной комиссии, которой предстоит установить причины аварии - руководить процессом будет замглавы ведомства Александр Лопатин. По неофициальным данным, которые приводят ряд СМИ со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли, причиной аварии могли стать либо проблемы с двигателем, либо с системой управления. Другие эксперты не исключают, что ЧП могло произойти из-за проблем с разгонным блоком ДМ-03, который и взорвался. Наконец, причины могут крыться в человеческом факторе - то есть были допущены ошибки во время производства ракеты.
Тем временем, руководству Казахстана предстоит установить, насколько авария ударит по экологии страны. По некоторым данным, МЧС РК объявило об эвакуации жителей города Байконур – спасатели опасаются, что ядовитое облако, образовавшееся из компонента сгоревшего ракетного топлива гептила, может дойти и до других населенных пунктов республики.
Сразу после падения ракеты-носителя «Протон-М» в месте ЧП начался сильный пожар - загорелся гептил. По некоторым оценкам, в баки ракеты было заправлено 170 тонн этого токсичного вида топлива. По словам очевидцев происшествия, в небо поднялось облако ядовитого дыма. Власти Казахстана сразу же после падения ракеты начали срочную эвакуацию жителей близлежащих населенных пунктов.
Для справки, гептил - очень токсичное вещество первого класса опасности, по словам специалистов, в шесть раз токсичнее синильной кислоты. При падении ступеней стратегических ракет гептил разлагается в окружающей среде, однако, по словам экологов, это происходит совсем не так быстро, как хотелось бы отдельным чиновникам.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, гептильное загрязнение на космодроме должно быть минимальным, поэтому вряд ли стоит говорить об экологической катастрофе. По словам руководителя Казкосмоса Талгата Мусабаева, «произошло одновременное падение баков кислорода, гептила, онила, и при одновременном касании и падении на землю происходит взрыв и практическое полное сгорание гептила, вредного для населения». Он также считает, что последствия ЧП смягчил дождь - гептильное облако осело, и токсичное вещество не распространилось на слишком большие расстояния.
Тем не менее, сейчас территория окружена тремя постами химзащиты. «Пока оценить вероятность какого-либо воздействия на прилегающие к космодрому территории сложно», - сообщил глава МЧС Республики Казахстан Владимир Божко. Кроме того, на два-три месяца (то есть на время очистки территории космодрома) запуски с Байконура будут прекращены - об этом также заявляют источники в отрасли.
Наблюдатели полагают, что авария стала не только ударом по имиджу Роскосмоса, но и по конкурентоспособности - спутники ГЛОНАСС быстро стареют, а на рынке есть более свежие европейский и китайский проекты. Тем более, что навигационные «Глонасс-М» не выводились на орбиту с 2011 года, да и до этого российскую космическую отрасль преследовало слишком много неудач. Напомним, с 2010 года РФ успела потерять три спутника ГЛОНАСС и целый ряд отечественных и зарубежных аппаратов иного назначения. К слову, причиной аварии в декабре 2010 года (когда «Протон-М» упал в Тихий океан) стал комплекс ошибок РКК «Энергия» - в разгонный блок ДМ-03, например, по ошибке залили 1,5 тонны лишнего окислителя. В прошлом году эксперты оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 млрд. рублей.
То, что космическая отрасль в России переживает тяжелые времена, известно не первый год. По словам оппозиционера Алексея Навального, причины этого - в коррупции, которой заражен Роскосмос. «Все-таки система управления страной, основанная на том, что все разворовывают и разваливают, компенсируя это враньем по телевизору, имеет естественные ограничения. И если вы все украли, то оно не полетит», - пишет он в своем блоге.
Год назад было возбуждено уголовное дело о хищении 6,5 млрд. рублей, выделенных государством на разработку той самой ГЛОНАСС. А в мае нынешнего года разработчики системы вновь оказались под подозрением о хищении более 107 млн. рублей. При этом правительство направляет на развитие космической отрасли с 2012 по 2015 год 650 млрд. рублей.
По подсчетам некоторых экспертов отрасли, потери России после сегодняшней аварии могут составить до $200 млн. Однако, очередной удар по репутации руководства Роскосмоса (а заодно и по непосредственному начальству в лице главы правительства Дмитрия Медведева и профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина) несоизмеримо серьезнее. В августе прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству разобраться с организацией работы космического ведомства, а также ужесточить контроль за качеством космической продукции. Неоднократно говорилось и о том, что Роскосмос нуждается в серьезной кадровой чистке. Но, видимо, воз и ныне там…
Роскосмос сообщил о создании специальной комиссии, которой предстоит установить причины аварии - руководить процессом будет замглавы ведомства Александр Лопатин. По неофициальным данным, которые приводят ряд СМИ со ссылкой на источники в ракетно-космической отрасли, причиной аварии могли стать либо проблемы с двигателем, либо с системой управления. Другие эксперты не исключают, что ЧП могло произойти из-за проблем с разгонным блоком ДМ-03, который и взорвался. Наконец, причины могут крыться в человеческом факторе - то есть были допущены ошибки во время производства ракеты.
Тем временем, руководству Казахстана предстоит установить, насколько авария ударит по экологии страны. По некоторым данным, МЧС РК объявило об эвакуации жителей города Байконур – спасатели опасаются, что ядовитое облако, образовавшееся из компонента сгоревшего ракетного топлива гептила, может дойти и до других населенных пунктов республики.
Сразу после падения ракеты-носителя «Протон-М» в месте ЧП начался сильный пожар - загорелся гептил. По некоторым оценкам, в баки ракеты было заправлено 170 тонн этого токсичного вида топлива. По словам очевидцев происшествия, в небо поднялось облако ядовитого дыма. Власти Казахстана сразу же после падения ракеты начали срочную эвакуацию жителей близлежащих населенных пунктов.
Для справки, гептил - очень токсичное вещество первого класса опасности, по словам специалистов, в шесть раз токсичнее синильной кислоты. При падении ступеней стратегических ракет гептил разлагается в окружающей среде, однако, по словам экологов, это происходит совсем не так быстро, как хотелось бы отдельным чиновникам.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, гептильное загрязнение на космодроме должно быть минимальным, поэтому вряд ли стоит говорить об экологической катастрофе. По словам руководителя Казкосмоса Талгата Мусабаева, «произошло одновременное падение баков кислорода, гептила, онила, и при одновременном касании и падении на землю происходит взрыв и практическое полное сгорание гептила, вредного для населения». Он также считает, что последствия ЧП смягчил дождь - гептильное облако осело, и токсичное вещество не распространилось на слишком большие расстояния.
Тем не менее, сейчас территория окружена тремя постами химзащиты. «Пока оценить вероятность какого-либо воздействия на прилегающие к космодрому территории сложно», - сообщил глава МЧС Республики Казахстан Владимир Божко. Кроме того, на два-три месяца (то есть на время очистки территории космодрома) запуски с Байконура будут прекращены - об этом также заявляют источники в отрасли.
Наблюдатели полагают, что авария стала не только ударом по имиджу Роскосмоса, но и по конкурентоспособности - спутники ГЛОНАСС быстро стареют, а на рынке есть более свежие европейский и китайский проекты. Тем более, что навигационные «Глонасс-М» не выводились на орбиту с 2011 года, да и до этого российскую космическую отрасль преследовало слишком много неудач. Напомним, с 2010 года РФ успела потерять три спутника ГЛОНАСС и целый ряд отечественных и зарубежных аппаратов иного назначения. К слову, причиной аварии в декабре 2010 года (когда «Протон-М» упал в Тихий океан) стал комплекс ошибок РКК «Энергия» - в разгонный блок ДМ-03, например, по ошибке залили 1,5 тонны лишнего окислителя. В прошлом году эксперты оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 млрд. рублей.
То, что космическая отрасль в России переживает тяжелые времена, известно не первый год. По словам оппозиционера Алексея Навального, причины этого - в коррупции, которой заражен Роскосмос. «Все-таки система управления страной, основанная на том, что все разворовывают и разваливают, компенсируя это враньем по телевизору, имеет естественные ограничения. И если вы все украли, то оно не полетит», - пишет он в своем блоге.
Год назад было возбуждено уголовное дело о хищении 6,5 млрд. рублей, выделенных государством на разработку той самой ГЛОНАСС. А в мае нынешнего года разработчики системы вновь оказались под подозрением о хищении более 107 млн. рублей. При этом правительство направляет на развитие космической отрасли с 2012 по 2015 год 650 млрд. рублей.
По подсчетам некоторых экспертов отрасли, потери России после сегодняшней аварии могут составить до $200 млн. Однако, очередной удар по репутации руководства Роскосмоса (а заодно и по непосредственному начальству в лице главы правительства Дмитрия Медведева и профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина) несоизмеримо серьезнее. В августе прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству разобраться с организацией работы космического ведомства, а также ужесточить контроль за качеством космической продукции. Неоднократно говорилось и о том, что Роскосмос нуждается в серьезной кадровой чистке. Но, видимо, воз и ныне там…