Российский ВМФ страдает от недостроя
Президент РФ Владимир Путин 16 мая встретился с руководством Минобороны и представителями промышленности для обсуждения проблем «кооперации Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), из-за которой срываются сроки исполнения государственного оборонного заказа».
Издание «Коммерсант» сообщает, что военные неоднократно поднимали этот вопрос на внутренних совещаниях, но ситуация почти не изменилась, поэтому пришлось вынести данный вопрос на рассмотрение главы государства.
Военные предъявили претензии к судостроителям, которые срывают сроки поставок кораблей и подлодок даже при своевременном авансировании и оплате.
На совещании присутствовали министр Минобороны Сергей Шойгу, его заместитель по вооружениям Юрий Борисов, главком ВМФ Владимир Королев и ряд других военных, со стороны промышленности - президент ОСК Алексей Рахманов, врио главы Минпромторга Денис Мантуров и представители судостроительных предприятий – «Севмаша», «Северной верфи», «Звезды» и ЦКБ морской техники «Рубин».
В рамках действующей до 2020 года программы вооружений в состав ВМФ введены лишь три из восьми стратегических АПЛ проекта 955 «Борей», несущих баллистические ракеты «Булава», и одна из семи многоцелевых субмарин проекта 885 «Ясень», носителей крылатых ракет. Что касается боевых надводных кораблей, то флот получил пока только три фрегата и одиннадцать корветов, то есть соответственно 15 и 35 заказанных.
Если называть вещи своими именами, то это настоящий провал!
К числу объективных причин срыва заказов источники «Коммерсанта» на совещании отнесли прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины (производство серийных двигателей может быть развернуто на рыбинском «Сатурне» не ранее 2019 года) и «неготовность кооперации к крупным заказам» (упоминался, в частности, Калужский турбинный завод, который затянул сроки сдачи паротурбинных установок для стратегических АПЛ).
На мой взгляд, и военные, и промышленники прекрасно понимают, что не готова к крупным заказам, то есть к серийному производству новых кораблей, да и любых систем вооружений и военной техники, не одна лишь кооперация ОСК, а вся наша оборонная промышленность. Достаточно привести пример с танками «Армата» и истребителями Су-57.
Российские военные конструкторы еще могут разрабатывать системы вооружений мирового уровня, но воплощать их «в железо» уже некому и негде. В сухопутных войсках нашли выход из положения, сделав упор на модернизации старых платформ. Так, новейшая боевая машина огневой поддержки «Терминатор» выполнена на шасси советского танка Т-72, а ее апгрейд «Терминатор-2» - на шасси Т-90. Модернизируются газотурбинные танки Т-80 и боевые машины пехоты БМП-1.
У летчиков проблем не меньше, об истребителях пятого поколения речь уже не идет. Су-57 начал первые испытательные полеты с новым, более мощным двигателем, но выход Индии из проекта совместной разработки этого неплохого самолета (привет от бывшего лучшего друга России товарища Трампа!) создает проблемы с финансированием дальнейших работ. Су-57 по-прежнему будут показывать на выставках, но закупать авиаторы будут самолеты предыдущего поколения и модернизировать имеющийся в наличии советский авиапарк.
Руководителям российского ВМФ не хватило реализма. Мечты о суперавианосцах разбились в числе прочего о невозможность наладить аэрофинишер на «Адмирале Кузнецове». В СМИ пишут о выделении средств на модернизацию этого корабля, но ни слова не говорят, к чему эти расходы, если трос финишера так и будут рвать тяжелые истребители «Сухого».
Сейчас уже ясно, что строительство кораблей океанской зоны отложено в долгий ящик и в ближайшей перспективе даже не планируется. Российские адмиралы честно признают, что наш военный флот сейчас может лишь защищать родное побережье, не более. Отправка небольших эскадр в Средиземноморье носит, как все понимают, учебно-тренировочный характер, а также в качестве демонстрации флага.
Огромные проблемы с судоремонтными предприятиями в Приморье, на Камчатке и Севастополе, на которых оборудование пришло в негодность, а некомплект квалифицированных кадров всех категорий стал катастрофичным.
Так, летом 2014 года дизель-электрическая подлодка Черноморского флота «Алроса» была поставлена на ремонт и модернизацию на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе. Первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 году, но этот срок был сорван. Весной 2016 года подлодку после ремонта донно-забортной арматуры перевели из плавучего дока в цех «13 судоремонтного завода» для дальнейших работ, которые предполагалось завершить в прошлом году, но и эти сроки выдержаны не были.
На прошлой неделе «Интерфакс» сообщил, что «две подводные лодки Черноморского флота проекта 636.3 «Великий Новгород» и «Колпино», длительное время находящиеся в Средиземном море, в ближайшее время могут встать на ремонт в одной из дружественных стран региона». Поскольку в составе алжирского ВМФ есть две подлодки этого проекта, то надо полагать, что «Великий Новгород» и «Колпино» отправятся на ремонт в алжирскую гавань Мерс-эль-Кебира, а не на родные питерские «Адмиралтейские верфи», руководство которых проходит по резонансному уголовному делу о хищении при выполнении госконтракта для Минобороны.
Коррупция, которая далеко не искоренена не только на предприятиях ОСК, но в самом Минобороны, вносит свой негативный вклад в военно-морскую проблематику. Однако гораздо больший ущерб наносит нынешний закон о госзакупках, по которому предпочтение отдается поставщикам, предлагающим меньшую цену. Это способствует закупкам контрафакта или изделий низкого качества.
Одной из главных причин срывов госборонзаказа стало повальное увлечение российских производителей судовых дизелей «взаимовыгодным» сотрудничеством с западными фирмами. После введения санкций в 2014 году это сотрудничество прекратилось и пришлось в авральном порядке налаживать собственное производство, что, по понятным, причинам, дело не одного дня и даже года.
Специалисты отрасли отмечают, что для серийного выпуска судовых двигателей мирового уровня необходимо подтянуть и уровень нашей металлургии, чтобы повысить качество металла для двигателей. А у металлургов свои проблемы, о которых мы уже писали, в частности, отставание углеграфитного производства.
Общей проблемой всей российской индустрии является нехватка квалифицированных рабочих. Но можно ли ее возместить, если в стране уже практически нет бесплатного среднего специального образования, все технические колледжи учат молодежь только на платной основе? На мой взгляд, лучше было бы потратить триллионы рублей не на спортивные и иные шоу, а на обеспечение бесплатного обучения в колледжах и на расширение сети технических колледжей, готовящих специалистов для оборонной промышленности.
Однако на встрече президента РФ с военными и промышленниками об этом, похоже, речи не шло. Ставка, как и во многих других случаях, делается на «ручное управление», то есть на личное вмешательство главы государства, которое порой дает некоторый эффект, но не может, по определению, решить проблемы и системного характера.
Военные предъявили претензии к судостроителям, которые срывают сроки поставок кораблей и подлодок даже при своевременном авансировании и оплате.
На совещании присутствовали министр Минобороны Сергей Шойгу, его заместитель по вооружениям Юрий Борисов, главком ВМФ Владимир Королев и ряд других военных, со стороны промышленности - президент ОСК Алексей Рахманов, врио главы Минпромторга Денис Мантуров и представители судостроительных предприятий – «Севмаша», «Северной верфи», «Звезды» и ЦКБ морской техники «Рубин».
В рамках действующей до 2020 года программы вооружений в состав ВМФ введены лишь три из восьми стратегических АПЛ проекта 955 «Борей», несущих баллистические ракеты «Булава», и одна из семи многоцелевых субмарин проекта 885 «Ясень», носителей крылатых ракет. Что касается боевых надводных кораблей, то флот получил пока только три фрегата и одиннадцать корветов, то есть соответственно 15 и 35 заказанных.
Если называть вещи своими именами, то это настоящий провал!
К числу объективных причин срыва заказов источники «Коммерсанта» на совещании отнесли прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины (производство серийных двигателей может быть развернуто на рыбинском «Сатурне» не ранее 2019 года) и «неготовность кооперации к крупным заказам» (упоминался, в частности, Калужский турбинный завод, который затянул сроки сдачи паротурбинных установок для стратегических АПЛ).
На мой взгляд, и военные, и промышленники прекрасно понимают, что не готова к крупным заказам, то есть к серийному производству новых кораблей, да и любых систем вооружений и военной техники, не одна лишь кооперация ОСК, а вся наша оборонная промышленность. Достаточно привести пример с танками «Армата» и истребителями Су-57.
Российские военные конструкторы еще могут разрабатывать системы вооружений мирового уровня, но воплощать их «в железо» уже некому и негде. В сухопутных войсках нашли выход из положения, сделав упор на модернизации старых платформ. Так, новейшая боевая машина огневой поддержки «Терминатор» выполнена на шасси советского танка Т-72, а ее апгрейд «Терминатор-2» - на шасси Т-90. Модернизируются газотурбинные танки Т-80 и боевые машины пехоты БМП-1.
У летчиков проблем не меньше, об истребителях пятого поколения речь уже не идет. Су-57 начал первые испытательные полеты с новым, более мощным двигателем, но выход Индии из проекта совместной разработки этого неплохого самолета (привет от бывшего лучшего друга России товарища Трампа!) создает проблемы с финансированием дальнейших работ. Су-57 по-прежнему будут показывать на выставках, но закупать авиаторы будут самолеты предыдущего поколения и модернизировать имеющийся в наличии советский авиапарк.
Руководителям российского ВМФ не хватило реализма. Мечты о суперавианосцах разбились в числе прочего о невозможность наладить аэрофинишер на «Адмирале Кузнецове». В СМИ пишут о выделении средств на модернизацию этого корабля, но ни слова не говорят, к чему эти расходы, если трос финишера так и будут рвать тяжелые истребители «Сухого».
Сейчас уже ясно, что строительство кораблей океанской зоны отложено в долгий ящик и в ближайшей перспективе даже не планируется. Российские адмиралы честно признают, что наш военный флот сейчас может лишь защищать родное побережье, не более. Отправка небольших эскадр в Средиземноморье носит, как все понимают, учебно-тренировочный характер, а также в качестве демонстрации флага.
Огромные проблемы с судоремонтными предприятиями в Приморье, на Камчатке и Севастополе, на которых оборудование пришло в негодность, а некомплект квалифицированных кадров всех категорий стал катастрофичным.
Так, летом 2014 года дизель-электрическая подлодка Черноморского флота «Алроса» была поставлена на ремонт и модернизацию на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе. Первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 году, но этот срок был сорван. Весной 2016 года подлодку после ремонта донно-забортной арматуры перевели из плавучего дока в цех «13 судоремонтного завода» для дальнейших работ, которые предполагалось завершить в прошлом году, но и эти сроки выдержаны не были.
На прошлой неделе «Интерфакс» сообщил, что «две подводные лодки Черноморского флота проекта 636.3 «Великий Новгород» и «Колпино», длительное время находящиеся в Средиземном море, в ближайшее время могут встать на ремонт в одной из дружественных стран региона». Поскольку в составе алжирского ВМФ есть две подлодки этого проекта, то надо полагать, что «Великий Новгород» и «Колпино» отправятся на ремонт в алжирскую гавань Мерс-эль-Кебира, а не на родные питерские «Адмиралтейские верфи», руководство которых проходит по резонансному уголовному делу о хищении при выполнении госконтракта для Минобороны.
Коррупция, которая далеко не искоренена не только на предприятиях ОСК, но в самом Минобороны, вносит свой негативный вклад в военно-морскую проблематику. Однако гораздо больший ущерб наносит нынешний закон о госзакупках, по которому предпочтение отдается поставщикам, предлагающим меньшую цену. Это способствует закупкам контрафакта или изделий низкого качества.
Одной из главных причин срывов госборонзаказа стало повальное увлечение российских производителей судовых дизелей «взаимовыгодным» сотрудничеством с западными фирмами. После введения санкций в 2014 году это сотрудничество прекратилось и пришлось в авральном порядке налаживать собственное производство, что, по понятным, причинам, дело не одного дня и даже года.
Специалисты отрасли отмечают, что для серийного выпуска судовых двигателей мирового уровня необходимо подтянуть и уровень нашей металлургии, чтобы повысить качество металла для двигателей. А у металлургов свои проблемы, о которых мы уже писали, в частности, отставание углеграфитного производства.
Общей проблемой всей российской индустрии является нехватка квалифицированных рабочих. Но можно ли ее возместить, если в стране уже практически нет бесплатного среднего специального образования, все технические колледжи учат молодежь только на платной основе? На мой взгляд, лучше было бы потратить триллионы рублей не на спортивные и иные шоу, а на обеспечение бесплатного обучения в колледжах и на расширение сети технических колледжей, готовящих специалистов для оборонной промышленности.
Однако на встрече президента РФ с военными и промышленниками об этом, похоже, речи не шло. Ставка, как и во многих других случаях, делается на «ручное управление», то есть на личное вмешательство главы государства, которое порой дает некоторый эффект, но не может, по определению, решить проблемы и системного характера.