Издание «Коммерсант» сообщает, что военные неоднократно поднимали этот вопрос на внутренних совещаниях, но ситуация почти не изменилась, поэтому пришлось вынести данный вопрос на рассмотрение главы государства.
Военные предъявили претензии к судостроителям, которые срывают сроки поставок кораблей и подлодок даже при своевременном авансировании и оплате.
На совещании присутствовали министр Минобороны Сергей Шойгу, его заместитель по вооружениям Юрий Борисов, главком ВМФ Владимир Королев и ряд других военных, со стороны промышленности - президент ОСК Алексей Рахманов, врио главы Минпромторга Денис Мантуров и представители судостроительных предприятий – «Севмаша», «Северной верфи», «Звезды» и ЦКБ морской техники «Рубин».
В рамках действующей до 2020 года программы вооружений в состав ВМФ введены лишь три из восьми стратегических АПЛ проекта 955 «Борей», несущих баллистические ракеты «Булава», и одна из семи многоцелевых субмарин проекта 885 «Ясень», носителей крылатых ракет. Что касается боевых надводных кораблей, то флот получил пока только три фрегата и одиннадцать корветов, то есть соответственно 15 и 35 заказанных.
Если называть вещи своими именами, то это настоящий провал!
К числу объективных причин срыва заказов источники «Коммерсанта» на совещании отнесли прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины (производство серийных двигателей может быть развернуто на рыбинском «Сатурне» не ранее 2019 года) и «неготовность кооперации к крупным заказам» (упоминался, в частности, Калужский турбинный завод, который затянул сроки сдачи паротурбинных установок для стратегических АПЛ).
На мой взгляд, и военные, и промышленники прекрасно понимают, что не готова к крупным заказам, то есть к серийному производству новых кораблей, да и любых систем вооружений и военной техники, не одна лишь кооперация ОСК, а вся наша оборонная промышленность. Достаточно привести пример с танками «Армата» и истребителями Су-57.
Российские военные конструкторы еще могут разрабатывать системы вооружений мирового уровня, но воплощать их «в железо» уже некому и негде. В сухопутных войсках нашли выход из положения, сделав упор на модернизации старых платформ. Так, новейшая боевая машина огневой поддержки «Терминатор» выполнена на шасси советского танка Т-72, а ее апгрейд «Терминатор-2» - на шасси Т-90. Модернизируются газотурбинные танки Т-80 и боевые машины пехоты БМП-1.
У летчиков проблем не меньше, об истребителях пятого поколения речь уже не идет. Су-57 начал первые испытательные полеты с новым, более мощным двигателем, но выход Индии из проекта совместной разработки этого неплохого самолета (привет от бывшего лучшего друга России товарища Трампа!) создает проблемы с финансированием дальнейших работ. Су-57 по-прежнему будут показывать на выставках, но закупать авиаторы будут самолеты предыдущего поколения и модернизировать имеющийся в наличии советский авиапарк.
Руководителям российского ВМФ не хватило реализма. Мечты о суперавианосцах разбились в числе прочего о невозможность наладить аэрофинишер на «Адмирале Кузнецове». В СМИ пишут о выделении средств на модернизацию этого корабля, но ни слова не говорят, к чему эти расходы, если трос финишера так и будут рвать тяжелые истребители «Сухого».
Сейчас уже ясно, что строительство кораблей океанской зоны отложено в долгий ящик и в ближайшей перспективе даже не планируется. Российские адмиралы честно признают, что наш военный флот сейчас может лишь защищать родное побережье, не более. Отправка небольших эскадр в Средиземноморье носит, как все понимают, учебно-тренировочный характер, а также в качестве демонстрации флага.
Огромные проблемы с судоремонтными предприятиями в Приморье, на Камчатке и Севастополе, на которых оборудование пришло в негодность, а некомплект квалифицированных кадров всех категорий стал катастрофичным.
Так, летом 2014 года дизель-электрическая подлодка Черноморского флота «Алроса» была поставлена на ремонт и модернизацию на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе. Первоначально планировалось завершить ремонт в 2015 году, но этот срок был сорван. Весной 2016 года подлодку после ремонта донно-забортной арматуры перевели из плавучего дока в цех «13 судоремонтного завода» для дальнейших работ, которые предполагалось завершить в прошлом году, но и эти сроки выдержаны не были.
На прошлой неделе «Интерфакс» сообщил, что «две подводные лодки Черноморского флота проекта 636.3 «Великий Новгород» и «Колпино», длительное время находящиеся в Средиземном море, в ближайшее время могут встать на ремонт в одной из дружественных стран региона». Поскольку в составе алжирского ВМФ есть две подлодки этого проекта, то надо полагать, что «Великий Новгород» и «Колпино» отправятся на ремонт в алжирскую гавань Мерс-эль-Кебира, а не на родные питерские «Адмиралтейские верфи», руководство которых проходит по резонансному уголовному делу о хищении при выполнении госконтракта для Минобороны.
Коррупция, которая далеко не искоренена не только на предприятиях ОСК, но в самом Минобороны, вносит свой негативный вклад в военно-морскую проблематику. Однако гораздо больший ущерб наносит нынешний закон о госзакупках, по которому предпочтение отдается поставщикам, предлагающим меньшую цену. Это способствует закупкам контрафакта или изделий низкого качества.
Одной из главных причин срывов госборонзаказа стало повальное увлечение российских производителей судовых дизелей «взаимовыгодным» сотрудничеством с западными фирмами. После введения санкций в 2014 году это сотрудничество прекратилось и пришлось в авральном порядке налаживать собственное производство, что, по понятным, причинам, дело не одного дня и даже года.
Специалисты отрасли отмечают, что для серийного выпуска судовых двигателей мирового уровня необходимо подтянуть и уровень нашей металлургии, чтобы повысить качество металла для двигателей. А у металлургов свои проблемы, о которых мы уже писали, в частности, отставание углеграфитного производства.
Общей проблемой всей российской индустрии является нехватка квалифицированных рабочих. Но можно ли ее возместить, если в стране уже практически нет бесплатного среднего специального образования, все технические колледжи учат молодежь только на платной основе? На мой взгляд, лучше было бы потратить триллионы рублей не на спортивные и иные шоу, а на обеспечение бесплатного обучения в колледжах и на расширение сети технических колледжей, готовящих специалистов для оборонной промышленности.
Однако на встрече президента РФ с военными и промышленниками об этом, похоже, речи не шло. Ставка, как и во многих других случаях, делается на «ручное управление», то есть на личное вмешательство главы государства, которое порой дает некоторый эффект, но не может, по определению, решить проблемы и системного характера.