Россиянам не отвертеться от отечественного софта
Госдума одобрила в первом чтении предустановку российского ПО на ряде технически сложных товаров. В правительстве уже обсуждают идею перевода на отечественный софт всех критически значимых предприятий и отраслей, а эксперты предрекают новые проблемы.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому при продаже отдельных видов технически сложных товаров на них в обязательном порядке будут устанавливать российское программное обеспечение (ПО). Список таких гаджетов и перечень российских программ определит правительство РФ. В качестве примера авторы законопроекта приводят смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией «смарт-ТВ».
Документ был внесен в нижнюю палату парламента в конце июля главой комитета Госдумы по экономической политике Сергеем Жигаревым (ЛДПР), первым зампредом комитета Владимиром Гутеневым («Единая Россия»), депутатом Олегом Николаевым («Справедливая Россия») и представителем от КПРФ Александром Ющенко. Как отмечается в пояснительной записке, инициатива предоставляет отечественным компаниям правовые механизмы продвижения своих программ для российских пользователей. В случае принятия документ вступит в силу с 1 июля 2020 года.
«Законопроект направлен на обеспечение для российских пользователей сети Интернет и услуг связи возможности использовать приобретаемое оборудование (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ для ЭВМ, ориентированных на работу с российскими пользователями таких устройств», - говорится в пояснительной записке. Правительство направило положительный отзыв на законопроект. «Принятие законопроекта будет способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий», - говорится в отзыве.
Законопроект, с одной стороны, несет в себе благие цели – развитие отечественных IT-компаний и повышение конкурентоспособности их продукции по отношению к зарубежным аналогам, заявил «Веку» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Также, по его мнению, это должно популяризировать российский софт перед иностранным.
Однако пока больше вопросов, чем ответов, предупреждает эксперт. Рынок мобильных приложений и софта является высококонкурентным, среди отечественных разработчиков есть свои лидеры, но первую скрипку в любом случае будут играть западные компании, так как они разрабатывают приложения для огромного числа пользователей за пределами России и именно они задают тренды, в том числе для российских коллег.
Если исходить из логики законопроекта, то правительство сформирует список обязательных к предустановке программ, и они будут по умолчанию уже на приобретаемой технике стоять. И для разработчиков станет целью попасть в такой список. В таком случае, уверен Жарский, это может негативно сказаться на качестве ПО, но никак не повлияет на поведение пользователей - они сами разберутся в том, какие нужны приложения. При этом установленные приложения могут быть вовсе не востребованными и оставаться лишь номинальными.
В любом случае, уверен аналитик, законопроект в таком виде вряд ли пройдет дальше. Его ждут существенные доработки, так как пока еще он не был согласован с практикующей стороной – речь идет о представителях бизнеса и той среды, которой он непосредственно касается. Можно добавить, что среди наиболее популярных к скачиванию приложений в РФ за 2018 год выступают «ВКонтакте», Сбербанк, Joom, «Яндекс.Браузер», Pandao и «Яндекс.Поиск» - и они, по иронии судьбы, почти все от российских разработчиков.
Так или иначе, но решение о предустановке российского ПО на гаджетах перед продажей очень однобоко, уверен руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Сейчас производители зачастую предустанавливают приложения от разработчиков операционных систем, заявил эксперт «Веку». Смартфоны, скажем, Samsung или Huawei на Android, могут получить, например, предустановленное приложение - карты от разработчика ОС – Google, а Apple ставит свои карты на iPhone. Это логично для производителя и продвигает не только технику, но и софт в единой системе. «А теперь представим, что для продаж тех же смартфонов от Samsung или Apple в России обязательно нужно будет предустановить на них российские Яндекс.Карты…» - говорит аналитик.
Безусловно, отмечает Гойхман, это кажется очень неплохим вариантом для Яндекса, якобы получающего изначальный доступ к рынку. С позиций принимающей закон Госдумы - это «поддержка отечественного производителя». Но с позиций неотечественного производителя, а именно самих мировых гигантов-разработчиков техники и софта, здесь прослеживается явная попытка жестко ограничить свободную конкуренцию и продажи их программных продуктов. А ведь именно реализация сопровождающего софта зачастую не менее важна для производителей техники, чем продажи самого «железа».
Изначальная обязательная установка элементов ПО, разработанных в стране реализации, при продаже ввозимой электроники противоречит мировой практике и может вызвать ответные действия со стороны производителей – например, повышение отпускных цен, ограничения в объемах продаж в России или даже уход с рынка и пр. Не окажется ли все по обычному российскому принципу: «хотели как лучше, а получилось, как всегда»?
Официальные гаджеты с предустановленными отечественными приложениями станут для потребителя дороже и менее распространены в продаже, уверен Гойхман. Зато, как в былые времена, расцветет «черный» рынок такой электроники. Но на ней уж точно не будет предустановленного «Яндекса». И тогда выиграют от этого не «отечественные производители», не страна, и тем более не потребители, а подзабытые полуподпольные торговцы.
Но вообще весь вопрос в том, а есть ли такое ПО, ради которого стоит копья ломать?
Как ни странно, говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин, на первый взгляд, именно отсутствие таких приложений и есть, как представляется, ключ к ответу на вопрос, зачем и кому нужен законопроект о предустановленном ПО.
Суть законодательной инициативы в том, объяснил он «Веку», что, во-первых, на смартфоне, смарт-телевизоре, других коммуникационных устройствах и в компьютерах российские приложения будут предустанавливаться наряду с зарубежными. Во-вторых, благодаря требованию ФАС любое предустановленное приложение можно будет удалить. Второе положение инициативы выглядит особенно позитивно. Однако когда власть – повысившая пенсионный возраст, не рассмотрев возможностей «перерастания» экономикой дефицита ПФР – проявляет заботу о гражданах, эта забота, исходя из опыта решений регуляторов последнего десятилетия, может в итоге обойтись потребителям дороже, чем ее отсутствие.
Проблема в том, что операционная система iOS компании Apple, количество пользователей продукции которой в РФ составляет более 5 – 10 млн. человек, в принципе не предполагает предустановки сторонних приложений. Поэтому еще в феврале представители компании предупредили: в случае вступления в силу нового закона Apple «пересмотрит бизнес-модель в России».
Это второй удар по иностранному высокотехнологичному бизнесу в РФ за последние два месяца, отмечает эксперт. Первым было октябрьское решение Минфина проработать возможные варианты ужесточения налоговой нагрузки для глобальных поставщиков цифровых услуг, таких, как американские корпорации Apple, Google и Facebook. Сейчас, когда в условиях ужесточения налогового режима на Западе и в условиях рисков санкционного и прочего нерыночного давления растущее число бизнесменов может захотеть платить налоги в России, экономическое руководство РФ готовит новации, ставящие нерезидентов в те же ограничивающие инвестиции налоговые и регулятивные условия, в которые поставлены резиденты РФ. Результат – продолжение застоя и сохранение неизменной социально-экономической структуры экономики России.
Повышение налогов на производство и бизнес нерезидентов и ужесточение законодательных условий для ведения этого бизнеса (проявляющееся в инициативе предустановленных IT-приложениях) происходит одновременно с планируемым сокращением налогов на доходы нерезидентов с 30% до 13%. Таким образом, налоговая структура для нерезидентов формируется на схожих с условиями для резидентов РФ. Эти условия, при которых низкая ставка налога на потребление субсидируется высокой ставкой налогов на производство, являлась и является ограничителем инвестиций в РФ.
Оба указанные решения, судя по времени их публикации, являются ответом на повышение тарифов США на ряд европейских потребительских товаров. Если это действительно так, то консервативно-либеральное руководство России, поддерживая правящие партии ЕС, таким образом, вступает в чужую войну. Если основной союзник правящих структур РФ – консерваторы в Европе, то их повышение налогов на американский бизнес и создание законодательных барьеров более чем устраивает.
Исходя из сказанного выше, Осин считает повышение налогов на бизнес нерезидентов и ужесточение законодательных условий ведения бизнеса для Apple в РФ несвоевременными. Темпы роста экономики РФ не позволяют «разбрасываться» инвестициями, тем более в высокотехнологичном секторе, пусть они и достигаются за счет налоговых оптимизаций и новаций. Сфера высоких технологий требует особого подхода. Она является высоко рискованной с длительным горизонтом планирования, требует для развития особого налогового и монетарного режима взаимодействия с регуляторами.
Документ был внесен в нижнюю палату парламента в конце июля главой комитета Госдумы по экономической политике Сергеем Жигаревым (ЛДПР), первым зампредом комитета Владимиром Гутеневым («Единая Россия»), депутатом Олегом Николаевым («Справедливая Россия») и представителем от КПРФ Александром Ющенко. Как отмечается в пояснительной записке, инициатива предоставляет отечественным компаниям правовые механизмы продвижения своих программ для российских пользователей. В случае принятия документ вступит в силу с 1 июля 2020 года.
«Законопроект направлен на обеспечение для российских пользователей сети Интернет и услуг связи возможности использовать приобретаемое оборудование (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ для ЭВМ, ориентированных на работу с российскими пользователями таких устройств», - говорится в пояснительной записке. Правительство направило положительный отзыв на законопроект. «Принятие законопроекта будет способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий», - говорится в отзыве.
Законопроект, с одной стороны, несет в себе благие цели – развитие отечественных IT-компаний и повышение конкурентоспособности их продукции по отношению к зарубежным аналогам, заявил «Веку» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Также, по его мнению, это должно популяризировать российский софт перед иностранным.
Однако пока больше вопросов, чем ответов, предупреждает эксперт. Рынок мобильных приложений и софта является высококонкурентным, среди отечественных разработчиков есть свои лидеры, но первую скрипку в любом случае будут играть западные компании, так как они разрабатывают приложения для огромного числа пользователей за пределами России и именно они задают тренды, в том числе для российских коллег.
Если исходить из логики законопроекта, то правительство сформирует список обязательных к предустановке программ, и они будут по умолчанию уже на приобретаемой технике стоять. И для разработчиков станет целью попасть в такой список. В таком случае, уверен Жарский, это может негативно сказаться на качестве ПО, но никак не повлияет на поведение пользователей - они сами разберутся в том, какие нужны приложения. При этом установленные приложения могут быть вовсе не востребованными и оставаться лишь номинальными.
В любом случае, уверен аналитик, законопроект в таком виде вряд ли пройдет дальше. Его ждут существенные доработки, так как пока еще он не был согласован с практикующей стороной – речь идет о представителях бизнеса и той среды, которой он непосредственно касается. Можно добавить, что среди наиболее популярных к скачиванию приложений в РФ за 2018 год выступают «ВКонтакте», Сбербанк, Joom, «Яндекс.Браузер», Pandao и «Яндекс.Поиск» - и они, по иронии судьбы, почти все от российских разработчиков.
Так или иначе, но решение о предустановке российского ПО на гаджетах перед продажей очень однобоко, уверен руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Сейчас производители зачастую предустанавливают приложения от разработчиков операционных систем, заявил эксперт «Веку». Смартфоны, скажем, Samsung или Huawei на Android, могут получить, например, предустановленное приложение - карты от разработчика ОС – Google, а Apple ставит свои карты на iPhone. Это логично для производителя и продвигает не только технику, но и софт в единой системе. «А теперь представим, что для продаж тех же смартфонов от Samsung или Apple в России обязательно нужно будет предустановить на них российские Яндекс.Карты…» - говорит аналитик.
Безусловно, отмечает Гойхман, это кажется очень неплохим вариантом для Яндекса, якобы получающего изначальный доступ к рынку. С позиций принимающей закон Госдумы - это «поддержка отечественного производителя». Но с позиций неотечественного производителя, а именно самих мировых гигантов-разработчиков техники и софта, здесь прослеживается явная попытка жестко ограничить свободную конкуренцию и продажи их программных продуктов. А ведь именно реализация сопровождающего софта зачастую не менее важна для производителей техники, чем продажи самого «железа».
Изначальная обязательная установка элементов ПО, разработанных в стране реализации, при продаже ввозимой электроники противоречит мировой практике и может вызвать ответные действия со стороны производителей – например, повышение отпускных цен, ограничения в объемах продаж в России или даже уход с рынка и пр. Не окажется ли все по обычному российскому принципу: «хотели как лучше, а получилось, как всегда»?
Официальные гаджеты с предустановленными отечественными приложениями станут для потребителя дороже и менее распространены в продаже, уверен Гойхман. Зато, как в былые времена, расцветет «черный» рынок такой электроники. Но на ней уж точно не будет предустановленного «Яндекса». И тогда выиграют от этого не «отечественные производители», не страна, и тем более не потребители, а подзабытые полуподпольные торговцы.
Но вообще весь вопрос в том, а есть ли такое ПО, ради которого стоит копья ломать?
Как ни странно, говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин, на первый взгляд, именно отсутствие таких приложений и есть, как представляется, ключ к ответу на вопрос, зачем и кому нужен законопроект о предустановленном ПО.
Суть законодательной инициативы в том, объяснил он «Веку», что, во-первых, на смартфоне, смарт-телевизоре, других коммуникационных устройствах и в компьютерах российские приложения будут предустанавливаться наряду с зарубежными. Во-вторых, благодаря требованию ФАС любое предустановленное приложение можно будет удалить. Второе положение инициативы выглядит особенно позитивно. Однако когда власть – повысившая пенсионный возраст, не рассмотрев возможностей «перерастания» экономикой дефицита ПФР – проявляет заботу о гражданах, эта забота, исходя из опыта решений регуляторов последнего десятилетия, может в итоге обойтись потребителям дороже, чем ее отсутствие.
Проблема в том, что операционная система iOS компании Apple, количество пользователей продукции которой в РФ составляет более 5 – 10 млн. человек, в принципе не предполагает предустановки сторонних приложений. Поэтому еще в феврале представители компании предупредили: в случае вступления в силу нового закона Apple «пересмотрит бизнес-модель в России».
Это второй удар по иностранному высокотехнологичному бизнесу в РФ за последние два месяца, отмечает эксперт. Первым было октябрьское решение Минфина проработать возможные варианты ужесточения налоговой нагрузки для глобальных поставщиков цифровых услуг, таких, как американские корпорации Apple, Google и Facebook. Сейчас, когда в условиях ужесточения налогового режима на Западе и в условиях рисков санкционного и прочего нерыночного давления растущее число бизнесменов может захотеть платить налоги в России, экономическое руководство РФ готовит новации, ставящие нерезидентов в те же ограничивающие инвестиции налоговые и регулятивные условия, в которые поставлены резиденты РФ. Результат – продолжение застоя и сохранение неизменной социально-экономической структуры экономики России.
Повышение налогов на производство и бизнес нерезидентов и ужесточение законодательных условий для ведения этого бизнеса (проявляющееся в инициативе предустановленных IT-приложениях) происходит одновременно с планируемым сокращением налогов на доходы нерезидентов с 30% до 13%. Таким образом, налоговая структура для нерезидентов формируется на схожих с условиями для резидентов РФ. Эти условия, при которых низкая ставка налога на потребление субсидируется высокой ставкой налогов на производство, являлась и является ограничителем инвестиций в РФ.
Оба указанные решения, судя по времени их публикации, являются ответом на повышение тарифов США на ряд европейских потребительских товаров. Если это действительно так, то консервативно-либеральное руководство России, поддерживая правящие партии ЕС, таким образом, вступает в чужую войну. Если основной союзник правящих структур РФ – консерваторы в Европе, то их повышение налогов на американский бизнес и создание законодательных барьеров более чем устраивает.
Исходя из сказанного выше, Осин считает повышение налогов на бизнес нерезидентов и ужесточение законодательных условий ведения бизнеса для Apple в РФ несвоевременными. Темпы роста экономики РФ не позволяют «разбрасываться» инвестициями, тем более в высокотехнологичном секторе, пусть они и достигаются за счет налоговых оптимизаций и новаций. Сфера высоких технологий требует особого подхода. Она является высоко рискованной с длительным горизонтом планирования, требует для развития особого налогового и монетарного режима взаимодействия с регуляторами.