Россию делят на особые экономические зоны
Идея по предоставлению налоговых льгот только некоторым регионам Российской Федерации, кажется, потерпела крушение, пишет новостной портал Russia Insider.
Президент РФ Владимир Путин отдал распоряжение, согласно которому необходимо приостановить функционирование 10 существующих особых экономических зон, а также не допустить образование каких-либо новых. Об этом стало известно на минувшей неделе в ходе ведомственной переписки, в которой также уточняется, что приказ, который был подписан президентом 27 мая текущего года, должен быть исполнен до 30 июня 2016 года.
Такое решение оказалось затруднительным для Кремля, потому как это свидетельствует о провале проекта, подразумевавшего копирование идеи функционирования особых экономических зон у Китая, которая осуществилась довольно успешно, сумев привлечь для этого огромное количество иностранных инвестиций и стать основой для экспортного роста в 1990-е годы. Решение о закрытии существующих особых экономических зон стало результатом проверок, проведенных Счетной палатой РФ, которая выявила высокий показатель коррупции и крайнюю степень уклонения от уплаты налогов, а к тому же эта система не принесла никакой пользы промышленному возрождению России.
Если просмотреть историю российских экономических реформ, то обнаруживается тот факт, что Путин на самом деле просто сделал очередную попытку копирования китайской модели. Первая попытка была предпринята в 1990-е годы бывшим президентом России Борисом Ельциным, что дало бизнесу возможность существенно уклоняться от уплаты налогов.
В 2006 году Владимир Путин запустил механизм по привлечению в российскую экономику инвесторов как отечественных, так и иностранных, предложив убрать бюрократические барьеры, снизить уровень коррупции и ввести специальный налоговый режим. Некоторые из индустриальных парков, которые в рамках проекта появились по всей стране, были возведены благодаря усилиям местных губернаторов. Особая экономическая зона в Санкт-Петербурге продемонстрировала большой успех, и регион стал очагом производственной деятельности. Отчасти это связано с близостью порта и размерами местного рынка. Питер оказался приютом для иностранных и отечественных заводов. В качестве другого успешного примера можно привести Калужскую область, которая теперь имеет второй по величине автомобильной хаб страны, основой которого стал областной индустриальный парк.
По мнению экспертов, успешное проведение реформ в этих регионах было осуществлено не за счет налоговых льгот, а благодаря функционированию качественной инфраструктуры, а также действиям местного губернатора и размеру местного рынка.
Подавляющее большинство особых экономических зон имели небольшой успех. Счетная палата представила отчет о функционировании данных зон, в котором четко показано, что правительство РФ не в состоянии принимать эффективные решения, что приводит к нерациональному использованию финансовых средств из государственного бюджета. Этот отчет заставил Кремль признать, что его идея продвижения инвестирования особых экономических зон потерпела крушение. Именно поэтому и было принято решение о досрочном прекращении функционирования всех десяти зон.
Согласно данным Минэкономразвития, за период с 2006 по 2015 годы в особые экономические зоны России было допущено более 400 как отечественных, так и зарубежных инвесторов. С начала этого же периода российское правительство вложило 186 млрд. рублей (около $3 млрд.), чтобы создать 33 особые экономические зоны, причем 122 млрд. рублей из общей суммы были выложены из федерального бюджета.
За тот 9-летний период в казну возвратилось порядка 40 млрд. рублей, которые представляют собой таможенные налоги и пошлины, причем возвращались они из тех же самых зон. Но одновременно с этим общее количество льгот для особых зон достигло порядка 22,6 миллиарда рублей. Эксперты из министерства подсчитали, что для создания одного рабочего места из государственного кармана необходимо будет достать 10,2 млн. рублей, что соответствует среднестатистической зарплате гражданина Российской Федерации, накопленной за 25 лет.
Счетная палата также выявила, что из всего количества денег, которое было вложено в создание особых экономических зон, 24 млрд. рублей каким-то образом остались неиспользованными, в то время как суммарный доход на депозитных счетах от размещения средств за 9-летний период (с 2006 по 2015 годы) составил 29,3 млрд. рублей. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов ведут расследование по 5 уголовным делам, возбужденным по факту растраты бюджетных средств, включая процесс о 509 млн. рублей, которые предназначались для развития инфраструктуры Липецкой области и были украдены из инвестиционного фонда.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение Счетной палате осуществить проверку эффективности расходов во всех особых экономических зонах. Незадолго да такого поручения глава государства публично признал, что те казенные финансы, которые были направлены на качественное функционирование особых экономических зон, на самом деле просто лежат на банковских счетах, с которых кто-то получает прибыль. И следующим шагом необходимо установить, кто таким образом обогащается.
Однако полностью сворачивать свой проект по созданию особых экономических зон Кремль пока не собирается. Вероятнее всего, правительство РФ сможет как-то модернизировать этот проект, что также было поручено Путиным. Поэтому в скором будущем в России могут появиться новые особые экономические зоны, деятельность которых будет направлена на развитие локальной экономики в моногородах.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 8 июня публично заявил, что на территориях многих моногородов вскоре появятся так называемые зоны опережающего развития. Эти территории представляют собой особые экономические зоны, где будут разрабатываться крупные бизнес-проекты, на которые станут действовать налоговые льготы. Премьер-министр также добавил, что эти зоны будут преимущественно ориентированы на сотрудничество с инвесторами из стран Азии и Тихого океана.
«Наибольшее количество моногородов распложено на территории Иркутской области, нежели в других регионах», - сообщил Медведев. «Все эти моногорода мы рассматриваем в качестве платформ для создания территорий опережающего развития», - добавил президент Путин.
Такое решение оказалось затруднительным для Кремля, потому как это свидетельствует о провале проекта, подразумевавшего копирование идеи функционирования особых экономических зон у Китая, которая осуществилась довольно успешно, сумев привлечь для этого огромное количество иностранных инвестиций и стать основой для экспортного роста в 1990-е годы. Решение о закрытии существующих особых экономических зон стало результатом проверок, проведенных Счетной палатой РФ, которая выявила высокий показатель коррупции и крайнюю степень уклонения от уплаты налогов, а к тому же эта система не принесла никакой пользы промышленному возрождению России.
Если просмотреть историю российских экономических реформ, то обнаруживается тот факт, что Путин на самом деле просто сделал очередную попытку копирования китайской модели. Первая попытка была предпринята в 1990-е годы бывшим президентом России Борисом Ельциным, что дало бизнесу возможность существенно уклоняться от уплаты налогов.
В 2006 году Владимир Путин запустил механизм по привлечению в российскую экономику инвесторов как отечественных, так и иностранных, предложив убрать бюрократические барьеры, снизить уровень коррупции и ввести специальный налоговый режим. Некоторые из индустриальных парков, которые в рамках проекта появились по всей стране, были возведены благодаря усилиям местных губернаторов. Особая экономическая зона в Санкт-Петербурге продемонстрировала большой успех, и регион стал очагом производственной деятельности. Отчасти это связано с близостью порта и размерами местного рынка. Питер оказался приютом для иностранных и отечественных заводов. В качестве другого успешного примера можно привести Калужскую область, которая теперь имеет второй по величине автомобильной хаб страны, основой которого стал областной индустриальный парк.
По мнению экспертов, успешное проведение реформ в этих регионах было осуществлено не за счет налоговых льгот, а благодаря функционированию качественной инфраструктуры, а также действиям местного губернатора и размеру местного рынка.
Подавляющее большинство особых экономических зон имели небольшой успех. Счетная палата представила отчет о функционировании данных зон, в котором четко показано, что правительство РФ не в состоянии принимать эффективные решения, что приводит к нерациональному использованию финансовых средств из государственного бюджета. Этот отчет заставил Кремль признать, что его идея продвижения инвестирования особых экономических зон потерпела крушение. Именно поэтому и было принято решение о досрочном прекращении функционирования всех десяти зон.
Согласно данным Минэкономразвития, за период с 2006 по 2015 годы в особые экономические зоны России было допущено более 400 как отечественных, так и зарубежных инвесторов. С начала этого же периода российское правительство вложило 186 млрд. рублей (около $3 млрд.), чтобы создать 33 особые экономические зоны, причем 122 млрд. рублей из общей суммы были выложены из федерального бюджета.
За тот 9-летний период в казну возвратилось порядка 40 млрд. рублей, которые представляют собой таможенные налоги и пошлины, причем возвращались они из тех же самых зон. Но одновременно с этим общее количество льгот для особых зон достигло порядка 22,6 миллиарда рублей. Эксперты из министерства подсчитали, что для создания одного рабочего места из государственного кармана необходимо будет достать 10,2 млн. рублей, что соответствует среднестатистической зарплате гражданина Российской Федерации, накопленной за 25 лет.
Счетная палата также выявила, что из всего количества денег, которое было вложено в создание особых экономических зон, 24 млрд. рублей каким-то образом остались неиспользованными, в то время как суммарный доход на депозитных счетах от размещения средств за 9-летний период (с 2006 по 2015 годы) составил 29,3 млрд. рублей. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов ведут расследование по 5 уголовным делам, возбужденным по факту растраты бюджетных средств, включая процесс о 509 млн. рублей, которые предназначались для развития инфраструктуры Липецкой области и были украдены из инвестиционного фонда.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение Счетной палате осуществить проверку эффективности расходов во всех особых экономических зонах. Незадолго да такого поручения глава государства публично признал, что те казенные финансы, которые были направлены на качественное функционирование особых экономических зон, на самом деле просто лежат на банковских счетах, с которых кто-то получает прибыль. И следующим шагом необходимо установить, кто таким образом обогащается.
Однако полностью сворачивать свой проект по созданию особых экономических зон Кремль пока не собирается. Вероятнее всего, правительство РФ сможет как-то модернизировать этот проект, что также было поручено Путиным. Поэтому в скором будущем в России могут появиться новые особые экономические зоны, деятельность которых будет направлена на развитие локальной экономики в моногородах.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 8 июня публично заявил, что на территориях многих моногородов вскоре появятся так называемые зоны опережающего развития. Эти территории представляют собой особые экономические зоны, где будут разрабатываться крупные бизнес-проекты, на которые станут действовать налоговые льготы. Премьер-министр также добавил, что эти зоны будут преимущественно ориентированы на сотрудничество с инвесторами из стран Азии и Тихого океана.
«Наибольшее количество моногородов распложено на территории Иркутской области, нежели в других регионах», - сообщил Медведев. «Все эти моногорода мы рассматриваем в качестве платформ для создания территорий опережающего развития», - добавил президент Путин.