Россию включили в ось нефтяного зла
Председатель комитета по международным делам Сената США республиканец Ричард Лугар в очередной раз порадовал российское руководство. Выступая на международной встрече, посвященной проблемам энергетики в Уэст Лафайете, штат Индиана, он поставил Россию вместе с Ираном и Венесуэлой в один ряд в списке враждебных режимов.
На днях этот же сенатор высказался за вывод российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, а ранее призывал связать вступление России во Всемирную торговую организацию с делом ЮКОСа. По словам Лугара, Америка чрезмерно зависит от зарубежной нефти. На ее закупку в других странах она в этом году потратит $320 миллиардов, то есть примерно столько же, сколько ушло на войну и реконструкцию в Ираке в течение первых трех лет. В принципе, ничего катастрофического в таких затратах нет. На эти деньги жители богатых ресурсами, но слаборазвитых стран покупают американские же товары, а правительства этих стран вкладывают их в американские ценные бумаги. В результате, всем хорошо.
Угроза энергетического шантажа, о которой говорит Лугар, хотя и существует в теории, но фактически маловероятна. Ведь те, кто продает нефть, пострадают от того, что перестанут ее поставлять развитым странам, не меньше, а, может быть, и больше, чем сами эти страны. Наиболее яркий пример здесь Иран. Страна эта не имеет достаточных мощностей для переработки нефти, поэтому вынуждена закупать за границей бензин. Для этого Иран продает нефть. А если он введет санкции против развитых стран и перестанет ее продавать им, то скатится в XIX век. Попытки сговора богатых ресурсами стран до сих пор не приводили к катастрофическим последствиям.
Резкий скачок цен на нефть в 70-е годы вовсе не обрушил экономики западных стран, а способствовал лишь их переходу на энергосберегающие технологии. Экономики Китая и Индии не настолько развиты, чтобы заменить в качестве основных покупателей нефти США, Европу и Японию, поэтому безболезненная переориентация экспортеров на них невозможна. В долгосрочной перспективе значение нефти, видимо, будет падать, поскольку автомобили могут ездить, как выяснилось, на этаноле (этиловом спирте, топливе из сахарного тростника, опилок и т.п.). Еще в позапрошлом году в Бразилии был разработан и запущен в массовое производство самолет, летающий на таком топливе. Представитель компании, разработавшей самолет, тогда сообщил, что затраты на обслуживание этой модели в три-четыре раза меньше затрат на аналогичные самолеты, летающие на керосине, поскольку этиловый спирт дешевле. Кроме того, он безопаснее с точки зрения ущерба для окружающей среды.
Американское руководство, разумеется, осведомлено о перспективности этого направления в энергетике. Джордж Буш говорил об этаноле, в частности, в ежегодном обращении к нации 31 января. Америка чересчур зависит от нефти, которая часто импортируется из нестабильных регионов мира, - напомнил тогда президент. Лучший способ справиться с этим развивать технологии.
С 2001 года мы потратили почти 10 миллиардов долларов на работы в области использования более чистых, более дешевых и более надежных альтернативных источников энергии. Буш говорил в том числе и об использовании безопасной атомной энергии и о развитии автомобильного транспорта, работающего на электроэнергии. Что касается этанола, то это топливо президент намеревается сделать конкурентоспособным в Америке в течение ближайших шести лет. Целью данных мероприятий, по словам Буша, является замещение при помощи новых видов энергии 75% нефти, поставляемой в США из Персидского залива. Используя американские таланты и технологии, мы может значительно улучшить состояние окружающей среды, уйти от экономики, базирующейся на нефти, и сделать зависимость от ближневосточного "черного золота" достоянием прошлого, - заявил он.
Нефть, однако, необходима и для химической промышленности, но рационализаторские предложения возможны и здесь. Таким образом, сенатор Лугар не сказал ничего нового. США, действительно, стремятся к тому, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов из стран с сомнительными режимами. Подобную цель ставит перед собой и Япония, в этом же направлении движется Европейский Союз. Даже в Китае собираются производить машины на водородном топливе. Перспективы сырьевых сверхдержав становятся все более безрадостными даже без призывов сенатора Лугара.
Угроза энергетического шантажа, о которой говорит Лугар, хотя и существует в теории, но фактически маловероятна. Ведь те, кто продает нефть, пострадают от того, что перестанут ее поставлять развитым странам, не меньше, а, может быть, и больше, чем сами эти страны. Наиболее яркий пример здесь Иран. Страна эта не имеет достаточных мощностей для переработки нефти, поэтому вынуждена закупать за границей бензин. Для этого Иран продает нефть. А если он введет санкции против развитых стран и перестанет ее продавать им, то скатится в XIX век. Попытки сговора богатых ресурсами стран до сих пор не приводили к катастрофическим последствиям.
Резкий скачок цен на нефть в 70-е годы вовсе не обрушил экономики западных стран, а способствовал лишь их переходу на энергосберегающие технологии. Экономики Китая и Индии не настолько развиты, чтобы заменить в качестве основных покупателей нефти США, Европу и Японию, поэтому безболезненная переориентация экспортеров на них невозможна. В долгосрочной перспективе значение нефти, видимо, будет падать, поскольку автомобили могут ездить, как выяснилось, на этаноле (этиловом спирте, топливе из сахарного тростника, опилок и т.п.). Еще в позапрошлом году в Бразилии был разработан и запущен в массовое производство самолет, летающий на таком топливе. Представитель компании, разработавшей самолет, тогда сообщил, что затраты на обслуживание этой модели в три-четыре раза меньше затрат на аналогичные самолеты, летающие на керосине, поскольку этиловый спирт дешевле. Кроме того, он безопаснее с точки зрения ущерба для окружающей среды.
Американское руководство, разумеется, осведомлено о перспективности этого направления в энергетике. Джордж Буш говорил об этаноле, в частности, в ежегодном обращении к нации 31 января. Америка чересчур зависит от нефти, которая часто импортируется из нестабильных регионов мира, - напомнил тогда президент. Лучший способ справиться с этим развивать технологии.
С 2001 года мы потратили почти 10 миллиардов долларов на работы в области использования более чистых, более дешевых и более надежных альтернативных источников энергии. Буш говорил в том числе и об использовании безопасной атомной энергии и о развитии автомобильного транспорта, работающего на электроэнергии. Что касается этанола, то это топливо президент намеревается сделать конкурентоспособным в Америке в течение ближайших шести лет. Целью данных мероприятий, по словам Буша, является замещение при помощи новых видов энергии 75% нефти, поставляемой в США из Персидского залива. Используя американские таланты и технологии, мы может значительно улучшить состояние окружающей среды, уйти от экономики, базирующейся на нефти, и сделать зависимость от ближневосточного "черного золота" достоянием прошлого, - заявил он.
Нефть, однако, необходима и для химической промышленности, но рационализаторские предложения возможны и здесь. Таким образом, сенатор Лугар не сказал ничего нового. США, действительно, стремятся к тому, чтобы не зависеть от поставок энергоресурсов из стран с сомнительными режимами. Подобную цель ставит перед собой и Япония, в этом же направлении движется Европейский Союз. Даже в Китае собираются производить машины на водородном топливе. Перспективы сырьевых сверхдержав становятся все более безрадостными даже без призывов сенатора Лугара.