Рост цен ЖКХ не был связан с ростом коммунальных тарифов в Нижнем Новгороде
«Случившийся в январе рост цен в ЖКХ не был связан с ростом коммунальных тарифов и тарифов на энергоносители», - заявила первый заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» Светлана Разворотнева, комментируя ситуацию.
Как стало известно «Веку»,основная причина – вступление в действие новых правил предоставления коммунальных услуг, предписывающих производить расчеты за использование коммунальных ресурсов в квартирах отдельно, а в местах общего пользования – отдельно, - отметила Светлана Разворотнева. - При этом алгоритм расчетов затрат на обслуживание этих самых общедомовых площадей крайне запутан, поэтому нередко в плату за отопление включалась, к примеру, площадь холодных чердаков и подвалов. Нашлось немало ресурсопоставляющих и управляющих компаний, которые также списали на обслуживание ОДИ все расходы, которые образовались в результате протечек и потерь ресурсов, неплатежей части населения и банального воровства.
И вот такое применение нормативного акта, принятие которого было направлено на повышение прозрачности в сфере ЖКХ, действительно стало сюрпризом для региональных и федеральных властей.
При этом реальные цены выросли далеко не везде. В тех субъектах, где большая часть домов и приборов учета оборудована счетчиками, платежи остались неизменными. И даже в субъектах, «прославившихся» резким взлетом платежей, ситуация складывается неоднозначно. Взять, к примеру, город Санкт-Петербург, где резко выросла плата за отопление. Произошло это по той причине, что субъект в точности выполнил положения новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. В частности, в нем говорилось о необходимости взимать с потребителей плату за тепло только в отопительный период, а не делить платеж на весь год. Представители общественного контроля подсчитали, что количество потребленных калорий за текущий год в Санкт-Петербурге будет, скорее всего, даже меньше прошлогоднего. Но поскольку «годовые расходы» делятся не на 12 месяцев, а на 7, то в холодное время платежи «взлетают до небес».
Безусловно, сложившуюся в регионах ситуацию возможно исправить. Но – не через ограничение тарифов. В первую очередь на федеральном уровне необходимо пересмотреть методику расчетов расходов на общедомовые нужды, исключив из них неотапливаемые помещения и ограничив возможные нормы расходов на общедомовые нужды разумными пределами. Очень важное, чтобы новые методики не позволяли перекладывать все убытки на добросовестных плательщиков, а представители управляющих компаний были бы заинтересованы экономить ресурсы. Сейчас эта работа ведется и уже близка к завершению.
Во-вторых, региональным властям нужно стимулировать работу по установке приборов учета: там, где считают ресурсы, произвола меньше.
В-третьих, региональным и местным властям, контрольно-надзорным органам, самим собственникам необходимо начать активную работу по борьбе с воровством ресурсов. Подключение к домовым сетям «левых» объектов и организаций, «скрученные» счетчики, незарегистрированные жильцы должны активно выявляться и устраняться.
В конечном итоге, экономия ЖКХ возможна, в первую очередь, за счет организации учета и контроля. Тогда как «зажимание» тарифов может дать обратный эффект: многие коммунальные предприятия, работающие на пределе рентабельности, могут стать банкротами. Действительно, при запланированном росте цен на газ на 15 %, практически невозможно удержать коммунальные тарифы за 6 % барьером, как того потребовал Президент. Об этом сейчас уже начинают говорить регионы. В частности, на сегодняшней пресс-конференции руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников заявил, что в июле 2013 года тарифы в Москве вырастут на 9,7 %», - заявила Светлана Разворотнева.
И вот такое применение нормативного акта, принятие которого было направлено на повышение прозрачности в сфере ЖКХ, действительно стало сюрпризом для региональных и федеральных властей.
При этом реальные цены выросли далеко не везде. В тех субъектах, где большая часть домов и приборов учета оборудована счетчиками, платежи остались неизменными. И даже в субъектах, «прославившихся» резким взлетом платежей, ситуация складывается неоднозначно. Взять, к примеру, город Санкт-Петербург, где резко выросла плата за отопление. Произошло это по той причине, что субъект в точности выполнил положения новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354. В частности, в нем говорилось о необходимости взимать с потребителей плату за тепло только в отопительный период, а не делить платеж на весь год. Представители общественного контроля подсчитали, что количество потребленных калорий за текущий год в Санкт-Петербурге будет, скорее всего, даже меньше прошлогоднего. Но поскольку «годовые расходы» делятся не на 12 месяцев, а на 7, то в холодное время платежи «взлетают до небес».
Безусловно, сложившуюся в регионах ситуацию возможно исправить. Но – не через ограничение тарифов. В первую очередь на федеральном уровне необходимо пересмотреть методику расчетов расходов на общедомовые нужды, исключив из них неотапливаемые помещения и ограничив возможные нормы расходов на общедомовые нужды разумными пределами. Очень важное, чтобы новые методики не позволяли перекладывать все убытки на добросовестных плательщиков, а представители управляющих компаний были бы заинтересованы экономить ресурсы. Сейчас эта работа ведется и уже близка к завершению.
Во-вторых, региональным властям нужно стимулировать работу по установке приборов учета: там, где считают ресурсы, произвола меньше.
В-третьих, региональным и местным властям, контрольно-надзорным органам, самим собственникам необходимо начать активную работу по борьбе с воровством ресурсов. Подключение к домовым сетям «левых» объектов и организаций, «скрученные» счетчики, незарегистрированные жильцы должны активно выявляться и устраняться.
В конечном итоге, экономия ЖКХ возможна, в первую очередь, за счет организации учета и контроля. Тогда как «зажимание» тарифов может дать обратный эффект: многие коммунальные предприятия, работающие на пределе рентабельности, могут стать банкротами. Действительно, при запланированном росте цен на газ на 15 %, практически невозможно удержать коммунальные тарифы за 6 % барьером, как того потребовал Президент. Об этом сейчас уже начинают говорить регионы. В частности, на сегодняшней пресс-конференции руководитель департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников заявил, что в июле 2013 года тарифы в Москве вырастут на 9,7 %», - заявила Светлана Разворотнева.