Анастасия Бакурина — 05.02.2013 07:56

«Ручной» режим реформируют

Инициатива Кремля о частичном возвращении к практике назначения губернаторов, а также внутренние конфликты региональных элит сделали традиционно спокойный январь политически насыщенным. К такому выводу пришли эксперты фонда «Петербургская политика», составившие рейтинг социально-политической устойчивости регионов России.

«Первый месяц 2013 года оказался как никогда насыщен событиями в региональной сфере. Более того, на фоне дефицита экстраординарных тем федеральной повестки дня именно процессы вокруг российских регионов заняли в ней неожиданно высокое место. Главной причиной этого стало возвращение к инициативам о возможной отмене прямых выборов глав регионов», - отмечают эксперты фонда.

Напомним, Госдумой в первом чтении был принят проект закона, позволяющий субъекту Федерации отказаться от прямых выборов главы региона и вернуться к схеме его назначения президентом из числа кандидатур, представленных местным заксобранием. Первой реакцией после этого, отмечают эксперты «Петербургской политики», стало реанимирование после полугодовой паузы практики отставок глав регионов.

Так, 3 февраля был отправлен в отставку губернатор Магаданской области Николай Дудов, вместо него назначили мэра Магадана Владимира Печеного, а осенью в регионе пройдут перевыборы. На днях ожидается замена губернатора Владимирской области Николая Виноградова на «преемника», который также пойдет на выборы главы региона в сентябре. Также на минувшей неделе в отставку был отправлен глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, который был переведен на должность замглавы президентской администрации. Временно исполняющим обязанности главы республики был назначен депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов.

Из-за кадровых перестановок, а также из-за большого числа резонансных событий в республике Дагестан получил самый низкий рейтинг - 1,8 балла из 10. Это объясняется убийством журналиста Казбека Геккиева, убийством в Махачкале судьи Магомеда Магомедова, терактами, нападениями боевиков на сотрудников и учреждения МВД, а также инфляцией и увеличением цен на муку и хлеб.

Средний рейтинг стабильности российских регионов составил 6,67 балла из 10. Большинство регионов с наименьшей устойчивостью составили именно национальные республики. Так, Чечня набрала 5,6 балла, Северная Осетия - 4,7, Карачаево-Черкессия - 4,5, Кабардино-Балкария - 3,5, Ингушетия - 3,0. В списке аутсайдеров также (рейтинг устойчивости ниже 6,0 балла) значатся Смоленская, Брянская, Орловская, Рязанская, Челябинская, Владимирская, Архангельская области, Калмыкия и Карелия.

«Неудивительно, что возвращение к практике досрочных отставок породило новые интриги вокруг действующих губернаторов, - говорят эксперты фонда. - Под вопросом оказалась судьба не только дорабатывающих свой срок глав регионов, но и относительно недавних назначенцев. Исключительно жесткие атаки правоохранительных органов на окружения глав Челябинской, Волгоградской и Кировской областей были недвусмысленно восприняты как сигнал о высокой неопределенности».

Самым стабильным регионом России была названа республика Мордовия, получившая 8,9 балла из 10. Специалисты считают, что такой хороший показатель у Мордовии еще и потому, что именно там решил поселиться получивший в январе российский паспорт французский актер Жерар Депардье. Политически благополучны также Хакасия, ЯНАО, Чукотский АО, Кемеровская, Белгородская, Ивановская, Пензенская, Калужская и Томская области.

«Имеет место обострение конфликтов внутри региональных элит, все старые противоречия резко обострились, причем это происходит на фоне ослабления протестной активности оппозиции в федеральном центре. Стоит отметить при этом, что, опять-таки на фоне крайне жесткого политического стиля федеральной политики, в ряде случаев региональные власти идут на уступки протестным настроениям на местах. Отказ от проекта перепрофилирования больницы № 31 в Санкт-Петербурге, увольнение мэра подмосковного Жуковского - это примеры таких уступок, которые стали в некотором роде неожиданностью для самих протестующих», - подводит итог директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Тем временем эксперты продолжают дискутировать о том, что несут с собой январские события в стране. По мнению одних, Кремль постепенно возвращается к «ручному управлению» проблемными регионами. Другие считают, что процессы говорят об обратном.

«Kак ни парадоксально, на сегодняшний день новая конструкция выборов губернаторов призвана системно оформить взаимодействие региональных элит и федерального центра, - заявил «Веку» вице-президент Молодежного союза юристов РФ Артем Кирьянов. - В связи с этим меняется и роль губернатора - это больше не представитель центра или «местных», а политик-коммуникатор. Чем дальше будет развиваться данный процесс, тем менее значимым будет режим «ручного управления», поскольку при принятии решений будут в большей степени учитываться объективные факторы при высоких показателях консенсуса элит».

По словам эксперта, смысл будущей системы не в так называемой «легитимизации региональной власти», но в тонкой настройке системы отношений между гражданами и федеральным центром в сложнейшем по устройству федеративном государстве.

«И эта концепция меня лично не может не радовать. Занимаясь вопросами местного самоуправления много лет (в комитете по вопросам местного самоуправления Совета Федерации, как директор «Центра развития местного самоуправления»), только сейчас вижу, что мечта о сильном местном самоуправлении начинает воплощаться в жизнь. Об этом говорит и курс руководства страны на расширение полномочий и налогооблагаемой базы органов местного самоуправления и, собственно, работа над системой выборов губернаторов», - отмечает Кирьянов.

По словам эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, внутриэлитные конфликты в регионах, действительно, обостряются на фоне превращающейся в импровизацию политики Кремля в отношении политических процессов в субъектах РФ.

«Прежняя модель управления, сочетающая вертикаль, стержнем которой было назначение губернаторов, и возможность большинства региональных начальников неформально договариваться в Кремле и Белом доме относительно экономических и политических вопросов, приказала долго жить, - сообщил политолог «Веку». - Новой модели не предложено. Отсюда - метания центра: то возвращение губернаторских выборов и проведение первых пяти в режиме «ручного управления», то законопроект о фактической реанимации системы назначений, то аналитические материалы Дмитрия Бадовского (главы Института социально-экономических и политических исследований - ред.) о «пакетной» смене трех десятков губернаторов разом (при том, что накануне введения выборности сменили пару десятков). Центр колеблется и вибрирует, продолжая управлять региональными политпроцессами в «ручном» режиме и все сильнее импровизируя».

Выборы губернаторов - вообще головная боль, Кремль категорически не хочет проигрывать ни одной кампании, поэтому действующих губернаторов с плохими шансами будут заранее зачищать. Магаданская область - только начало, считает Слатинов. На очереди - Забайкальский край и, возможно, Хабаровский, говорит эксперт. С владимирским руководителем - коммунистом Виноградовым, будет не так просто: чтобы он ушел досрочно, на старого политического бойца придется очень сильно надавить.

«Не меньшему давлению будут подвергаться губернаторы регионов, где в этом году пройдут выборы в заксобрания, - Кремль постарается сохранить высокие показатели «ЕР» из опасений, что проседание «партии власти» еще больше усилит внутриэлитные противоречия, подтолкнет протесты, и вся вертикаль пойдет вразнос, - замечает Слатинов. - Так что и избрать кандидатов от власти в качестве руководителей субъектов РФ, и показать высокие результаты «ЕР» Кремль будет стараться изо всех сил, а региональные начальники будут использовать здесь проверенные методы. «Успехи» как в случаях с прошлогодними выборами губернаторов в Брянской и Рязанской областях будут достигнуты ценой делегитимации власти и сохранения, а где-то и углубления, внутриэлитных напряженностей и расколов».

Еще одной головной болью Кремля политолог называет растущий потенциал протестных настроений в регионах. «Рост критического настроя в отношении власти на периферии имеет несколько иную природу, чем в столице. В провинции он сильнее связан с экономической стагнацией, ростом тарифов и инфляционным давлением, а теперь еще - и с оптимизацией бюджетных учреждений, которая началась и затрагивает интересы миллионов бюджетников», - говорит политолог.

Пока, по словам эксперта, этот протест удается купировать локальной «подкормкой» отдельных категорий работников общественного сектора и угрозой применения репрессивного законодательства о протестах. Ответственными за сдерживание новой протестной волны назначены те же региональные руководители, которые действуют консолидированно с силовиками и лояльным руководством бюджетных учреждений и предприятий, однако ресурсы такой стратегии небезграничны.

«Власти пока удается добиться удивительной пассивности от крупных оппозиционных партий - дает свои плоды мощное давление на партийное руководство и депутатов Госдумы от оппозиции. Поэтому высокий протестный потенциал российской провинции пока некому подхватить. Другое дело, что никакой системной линии в отношении управления политическими процессами в регионах и сдерживания протестной активности у Кремля нет - все делается в режиме «ручной импровизации». Насколько хватит ресурса у такой стратегии - время покажет», - резюмирует Владимир Слатинов.
Полная версия публикации
Экономика 31.01.2013 11:51
В Великобритании хотят внести в бюджет налог на газировку
Экономика 31.01.2013 12:18
Госкомпании просят за шельф
Общество 31.01.2013 12:35
YouTube хочет разрешить авторам брать деньги за доступ к видео