РЖД избавляются от вагонов
ОАО «Российские железные дороги» в скором времени перестанет быть грузовым оператором. На заседании правления монополии, прошедшем в конце минувшей недели, была принята концепция создания Второй грузовой компании, которой отойдет большая часть парка вагонов РЖД.
Другие документы по данному проекту пока не разработаны, да и концепция может поменяться, однако уже сейчас РЖД заявляет о том, сколько акций может принадлежать компаниям-инвесторам, а также рассматривает перспективы развития создаваемого оператора.
Как удалось узнать «Веку», в связи с тем, что создание ВГК находится пока на первоначальном этапе и неизвестно что из всего этого получится, мало кто из частных инвесторов в данное время проявляет интерес к участию в новом проекте РЖД. Но если РЖД уже так уверенно говорят о возможностях ВГК на рынке грузоперевозок, то, вероятно, существуют некие неформальные договоренности с представителями частных грузовых операторов.
Планируется, что ВГК начнет свою хозяйственную деятельность ориентировочно с начала 2010 года, а до конца этого года в РЖД должны разработать и согласовать всю необходимую для этого документацию. По принятой концепции грузовому оператору перейдет примерно 217 тыс. из 360 тыс. вагонов, принадлежащих РЖД. Остальные вагоны будут разделены следующим образом - 30 тыс. из них останутся за РЖД для внутренних нужд, 60 тыс. перейдут дочерней компании РЖД ОАО «Первая грузовая компания», кроме того, более 32 тыс. вагонов будут списаны, в связи с тем, что не подлежат ремонту.
Предполагается, что ВГК будет равноценна ПГК по объему и структуре парка. В партнеры ВГК планируется пригласить частных операторов, лизинговые компании, грузовладельцев с собственным подвижным составом. Последние смогут внести в капитал компании на этапе ее создания находящиеся в их собственности грузовые вагоны по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком по той же методике, по которой будет осуществляться оценка стоимости вагонов ОАО «РЖД». При этом предполагается, что уже на этапе создания компании частный бизнес может получить в ее капитале не менее блокпакета (25+1%). В будущем возможно проведение IPO, но оно прогнозируется не ранее 2011 года. Сколько будет стоить будущая «дочка», РЖД не называет. Но свои 217 000 вагонов оценивает предварительно в 55 млрд. рублей (около 235 000 рублей за вагон), сообщил вице-президент РЖД Валерий Решетников.
Таким образом, общий объем акционерного капитала ОАО «ВГК» будет определен с учетом объема вклада других участников рынка. В результате РЖД обозначает, что доля ПГК на рынке будет составлять 27,5% (266 тыс. вагонов), ВГК - 27-29% (265-283 тыс. вагонов при условии привлечения в капитал 50-70 тыс. вагонов частных собственников), остальные 44% приходятся на долю частных грузовых операторов (430-450 тыс. вагонов).
Аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов заявил «Веку», что в настоящее время очень сложно определить, какова будет выгода РЖД от продажи Второй грузовой компании, и как весь этот процесс по формированию и продаже акций будет происходить.
«Пока невозможно предугадать, что это будет за компания, и каков процент в ней будет принадлежать РЖД, а также другим акционерам. Так как формирование компании находится на первоначальном этапе, то все может измениться. Все зависит от конечного результата. В принципе, нужно посмотреть, каким образом и какие вагоны будут переданы ВГК. Естественно, что при продаже акций РЖД получат доход, но куда пойдут эти деньги? Возможно на инвестиционную программу или же будет возвращен долг государству. Трудно сейчас об этом говорить, так как компания пока еще не создана», - отметил эксперт.
По мнению Баранова, опасение вызывает то, что у компании может быть много владельцев, а для грузового оператора с таким большим парком это чревато тем, что по разным вопросам между акционерами возможен конфликт.
«Конфликт в ряде случаев в таких компаниях неизбежен. К примеру, будут меняться тарифы, кто-то одобряет, а кто-то нет. Если у РЖД останется 25+1%, то они могут блокировать много решений, что может вызывать недовольство у других владельцев. В подобных предприятиях, где несколько владельцев, каждый тянет одеяло на себя, что негативно отражается на самой компании. Также возможно столкновение интересов между ПГК и ВГК, так как эти компании будут являться главными конкурентами на рынке грузоперевозок», - сказал аналитик.
Однако частные операторы интереса к участию в ВГК пока не проявляют. «У нас свой бизнес, и будет сложно договариваться с РЖД», - в подтверждение слов Баранова заявила председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. По ее словам, сложности могут возникнуть в первую очередь с оценкой вагонов, к тому же миноритарный акционер не сможет повлиять на оперативное управление компанией.
В свою очередь источник «Века», близкий к ОАО «Российские железные дороги», сообщил, что интерес к ВГК проявляется, но не у всех, а в большинстве своем у стратегических партнеров РЖД. В частности, вероятно, что пакет акций грузового оператора может приобрести компания «Трансгрупп АС», у которой сложились достаточно теплые отношения с руководством РЖД. Аналитик ИК «Финнам» отметил, что возможность неформальной договоренности между участниками рынка есть всегда.
Между тем, глава РЖД Владимир Якунин ранее заявлял, что интерес ко Второй грузовой компании уже проявили и банкиры, и владельцы транспортных компаний. В принципе, она открыта как для отечественного, так и для зарубежного капитала.
В то же время Дмитрий Баранов отмечает, что официально пока ни одна компания не выразила свою заинтересованность участвовать в этом проекте, так как компания еще не создана и не показала себя на рынке грузоперевозок. Эксперты также отмечают, что слова главы РЖД можно расценивать как создание ажиотажа вокруг ВГК, чтобы выгоднее продать ее акции.
Как удалось узнать «Веку», в связи с тем, что создание ВГК находится пока на первоначальном этапе и неизвестно что из всего этого получится, мало кто из частных инвесторов в данное время проявляет интерес к участию в новом проекте РЖД. Но если РЖД уже так уверенно говорят о возможностях ВГК на рынке грузоперевозок, то, вероятно, существуют некие неформальные договоренности с представителями частных грузовых операторов.
Планируется, что ВГК начнет свою хозяйственную деятельность ориентировочно с начала 2010 года, а до конца этого года в РЖД должны разработать и согласовать всю необходимую для этого документацию. По принятой концепции грузовому оператору перейдет примерно 217 тыс. из 360 тыс. вагонов, принадлежащих РЖД. Остальные вагоны будут разделены следующим образом - 30 тыс. из них останутся за РЖД для внутренних нужд, 60 тыс. перейдут дочерней компании РЖД ОАО «Первая грузовая компания», кроме того, более 32 тыс. вагонов будут списаны, в связи с тем, что не подлежат ремонту.
Предполагается, что ВГК будет равноценна ПГК по объему и структуре парка. В партнеры ВГК планируется пригласить частных операторов, лизинговые компании, грузовладельцев с собственным подвижным составом. Последние смогут внести в капитал компании на этапе ее создания находящиеся в их собственности грузовые вагоны по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком по той же методике, по которой будет осуществляться оценка стоимости вагонов ОАО «РЖД». При этом предполагается, что уже на этапе создания компании частный бизнес может получить в ее капитале не менее блокпакета (25+1%). В будущем возможно проведение IPO, но оно прогнозируется не ранее 2011 года. Сколько будет стоить будущая «дочка», РЖД не называет. Но свои 217 000 вагонов оценивает предварительно в 55 млрд. рублей (около 235 000 рублей за вагон), сообщил вице-президент РЖД Валерий Решетников.
Таким образом, общий объем акционерного капитала ОАО «ВГК» будет определен с учетом объема вклада других участников рынка. В результате РЖД обозначает, что доля ПГК на рынке будет составлять 27,5% (266 тыс. вагонов), ВГК - 27-29% (265-283 тыс. вагонов при условии привлечения в капитал 50-70 тыс. вагонов частных собственников), остальные 44% приходятся на долю частных грузовых операторов (430-450 тыс. вагонов).
Аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов заявил «Веку», что в настоящее время очень сложно определить, какова будет выгода РЖД от продажи Второй грузовой компании, и как весь этот процесс по формированию и продаже акций будет происходить.
«Пока невозможно предугадать, что это будет за компания, и каков процент в ней будет принадлежать РЖД, а также другим акционерам. Так как формирование компании находится на первоначальном этапе, то все может измениться. Все зависит от конечного результата. В принципе, нужно посмотреть, каким образом и какие вагоны будут переданы ВГК. Естественно, что при продаже акций РЖД получат доход, но куда пойдут эти деньги? Возможно на инвестиционную программу или же будет возвращен долг государству. Трудно сейчас об этом говорить, так как компания пока еще не создана», - отметил эксперт.
По мнению Баранова, опасение вызывает то, что у компании может быть много владельцев, а для грузового оператора с таким большим парком это чревато тем, что по разным вопросам между акционерами возможен конфликт.
«Конфликт в ряде случаев в таких компаниях неизбежен. К примеру, будут меняться тарифы, кто-то одобряет, а кто-то нет. Если у РЖД останется 25+1%, то они могут блокировать много решений, что может вызывать недовольство у других владельцев. В подобных предприятиях, где несколько владельцев, каждый тянет одеяло на себя, что негативно отражается на самой компании. Также возможно столкновение интересов между ПГК и ВГК, так как эти компании будут являться главными конкурентами на рынке грузоперевозок», - сказал аналитик.
Однако частные операторы интереса к участию в ВГК пока не проявляют. «У нас свой бизнес, и будет сложно договариваться с РЖД», - в подтверждение слов Баранова заявила председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. По ее словам, сложности могут возникнуть в первую очередь с оценкой вагонов, к тому же миноритарный акционер не сможет повлиять на оперативное управление компанией.
В свою очередь источник «Века», близкий к ОАО «Российские железные дороги», сообщил, что интерес к ВГК проявляется, но не у всех, а в большинстве своем у стратегических партнеров РЖД. В частности, вероятно, что пакет акций грузового оператора может приобрести компания «Трансгрупп АС», у которой сложились достаточно теплые отношения с руководством РЖД. Аналитик ИК «Финнам» отметил, что возможность неформальной договоренности между участниками рынка есть всегда.
Между тем, глава РЖД Владимир Якунин ранее заявлял, что интерес ко Второй грузовой компании уже проявили и банкиры, и владельцы транспортных компаний. В принципе, она открыта как для отечественного, так и для зарубежного капитала.
В то же время Дмитрий Баранов отмечает, что официально пока ни одна компания не выразила свою заинтересованность участвовать в этом проекте, так как компания еще не создана и не показала себя на рынке грузоперевозок. Эксперты также отмечают, что слова главы РЖД можно расценивать как создание ажиотажа вокруг ВГК, чтобы выгоднее продать ее акции.