Блокпакет стопроцентной «дочки» РЖД, осуществляющей наиболее дорогую услугу – перевозку скоропортящихся грузов, оценен в $32,6 млн.
Однако, по мнению аналитиков, эта цена в четыре раза выше реальной рыночной стоимости пакета. А если учитывать, что единственным претендентом на участие в открытом аукционе названа компания «Трансгрупп АС» (давняя знакомая РЖД), эксперты не исключают, что в ход пойдут неформальные договоренности. И тут остается только гадать, за какую цену на самом деле железнодорожники продадут свой актив, во сколько этапов пройдет конкурс и какие преференции обещаны «Трансгрупп АС», готовой заплатить непонятную цену?
Одними из первых свою обеспокоенность по поводу возможных рисков реформирования РЖД высказали члены Общественной палаты РФ – на днях прошли общественные слушания о социально-экономических аспектах реформы железнодорожного транспорта.
«Реформа РЖД – это, прежде всего, социальный вопрос и ОПРФ намерена рассматривать его в первую очередь с точки зрения интересов общества», - подчеркнул председатель комиссии палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.
«Основная проблема структурной реформы в отсутствии окончательной модели, к которой идет отрасль, и здравого расчета – соответствует ли цена реформы получаемым от нее эффектам. При разработке реформы в 1998 году не были просчитаны риски, не ведутся такие расчеты и сегодня», - считает генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
Руководство ОАО «РЖД» устами вице-президента компании Валерия Решетникова официально высказалось по поводу существующих проблем: из-за кризиса ему придется отложить размещение евробондов на мировых фондовых рынках и сократить инвестиционные программы. Вместе с тем, не совсем понятно решение железнодорожников о продаже блокпакета акций ОАО «Рефсервис» именно сейчас. Спрос на перевозки в рефрижераторных вагонах во всем мире остается стабильно высоким, а «дочкой» РЖД, монополистом в сфере перевозок в изотермических и рефрижераторных вагонах, ежегодно осуществляется более половины всего объема (32% рынка) перевозок по железным дорогам.
Напомним, что ОАО «Рефсервис» было выделено из состава РЖД в 2004 году. Компании было передано 6,6 тыс. рефрижераторных секций и вагонов-термосов со средним возрастом более 20 лет. В 2006 году выручка компании составила 1,7 млрд. руб., чистый убыток - 588 млн. руб.
Единственный известный претендент на участие в аукционе – транспортная компания «Трансгрупп АС», которую контролируют бизнесмены Максим Ликсутов и Сергей Глинка. Эксперты не исключают, что интерес «Трансгрупп АС» к «Рефсервису» может объясняться неформальными договоренностями с РЖД.
ОАО «Российские железные дороги» оценило блокпакет ОАО «Рефсервис», который будет продан на аукционе в следующем году, в $32,6 млн. По мнению аналитиков, эта цена в четыре раза выше рыночной стоимости пакета. По мнению аналитика банка «Траст» Евгения Шаго, блокпакет «Рефсервиса» может стоить всего $8,5 млн. Глава агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что «согласие на покупку по такой цене может объясняться только неформальными договоренностями «Трансгрупп АС» с РЖД о преференциях со стороны монополии». В таком случае либо компания Ликсутова и Глинки готова приобрести «Рефсервис» за любые деньги взамен на некие гарантии, используя «откат», либо само ОАО «РЖД» проведет конкурс в несколько этапов, постепенно понижая заявленную стоимость актива – якобы на найдя покупателей.
У «Трансгрупп АС» уже есть один совместный проект с РЖД - оператор железнодорожных перевозок автомобилей «Рейлтрансавто». Максим Ликсутов является независимым директором еще одной «дочки» РЖД - ОАО «Первая грузовая компания». Кроме того, в июне 2008 года кандидатура Ликсутова даже выдвигалась в состав совета директоров самой госкомпании, но в итоге его пока решили не привлекать к этой работе.
«Мы намерены участвовать в этом конкурсе», - подтвердили «Веку» в пресс-службе «Трансгрупп АС», но пояснять что-либо еще отказались. В самом же ОАО «РЖД» заявили, что на сегодняшний день не располагают какой-либо информацией о возможных претендентах. И это несмотря на то, что на официальном сайте компании уже размещено сообщение, согласно которому «Трансгрупп АС» действительно является участником №1 в предстоящих торгах.
«Мы утверждаем только о распоряжении Владимира Путина – большей информацией мы пока не располагаем. Учитывая финансовую ситуацию, мы пока не ставим целью продать эти акции в любое время и за любые деньги – компания учитывает ситуацию на финансовом рынке, чтобы продажа осуществилась с максимальной для нас выгодой. Вопрос даты продажи пока открыт», - сообщили «Веку» в пресс-службе РЖД.
Будет ли сделка действительно носить нерыночный характер, и каким образом все это скажется на тарифах – пока непонятно. Зависимость от «Рефсервиса» - монополиста, устанавливающего тарификацию перевозок, уже не раз вызывала недовольство со стороны участников рынка железнодорожных перевозок.
«Когда на рынке появляется монополист – ни к чему хорошему это не приведет! Сегодня компании, которые серьезно занимаются железнодорожными перевозками скоропортящихся продуктов, задумываются о том, чтобы приобрести подвижной состав – те же вагоны-рефрижераторы. Тем более, что их можно не только купить, но и взять в лизинг», - считает финансовый директор компании STS Logistics Владимир Дорохов*.
«Век» уже рассматривал историю возникновения «Трансгрупп АС» - «темной лошадки» отечественного бизнеса. Компанию учредил известный предприниматель Искандер Махмудов совместно с эстонской компанией WorldWide Invest, которая является в прибалтийской республике крупнейшим грузоперевозчиком. Ее и возглавляют как раз господа Ликсутов и Глинка. Новая компания сразу развила в России довольно бурную деятельность.
Сначала она создала «Трансмашхолдинг». Первым кирпичиком в строительстве новой империи стал захват Брянского машиностроительного завода, который производил локомотивы. Тогда рейдеры скупили часть долга БМЗ, инициировали процедуру внешнего управления и добились назначения внешним управляющим нужного человека. Остальное было уже делом техники: активы банкротящегося предприятия вывели в новую компанию, дружественную структурам Махмудова. По словам источника Forbes, стоимость всей операции составила несколько сотен тысяч долларов, которые «инвесторы» быстро вернули из финансовых потоков БМЗ.
Приблизительно таким же способом были захвачены другие активы. Так, в ходе банкротства были приобретены 62% акций Муромского стрелочного завода, 1/2 кредиторской задолженности Новочеркасского электровозостроительного завода (уступленной «Трансмашхолдингу» компанией «Ринако») и блокирующий пакет Тверского вагоностроительного завода. Кроме того, сегодня в «Трансмашхолдинг» входят «Коломенский завод», «Пензадизельмаш», «Бежецкий сталелитейный завод», «Тверской вагоностроительный завод», «Демиховский машиностроительный завод», «Метровагонмаш», «Октябрьский электровагоноремонтный завод», «Центросвармаш», НПО «Транспортное машиностроение», «Трансконвертер», FTD Fahrzeugtechnik Dessau AG. По сути, «Трансмашхолдинг» является основным поставщиком всей техники для РЖД.
Интересно, что главу РЖД Владимира Якунина и главу «Трансгрупп АС» Максима Ликсутова, судя по данным «Века», связывает еще ряд бизнес-проектов.
Руководители «Трансгрупп АС» участвуют в проекте железнодорожного соединения крупных московских аэропортов с центром российской столицы, а первая инвестиция бизнесменов пошла на создание соединения между аэропортом «Шереметьево» с Савеловской веткой.
«Дело в том, что вместо более дорогостоящего и более гуманного в отношении экологии проекта протяжения этой ветки был принят в работу проект через земли лесного фонда, через Шереметьевский лес. Другими словами, господа Ликсутов, Якунин и иже с ними экономят свои средства, уничтожая подмосковные леса», - сообщил «Веку» источник в Росприроднадзоре.
Все-таки руководители наших железных дорог действительно настоящие локомотивы своего дела – они умеют заниматься бизнесом.