Анна Самохина, Виктор Крюков — 16.12.2009 10:04

С космической скоростью…

Пообещал «Росгосстрах» обслуживать по ОСАГО технику Министерства обороны. Менее чем за секунду! Хорошая заявка для книги рекордов Гиннеса, но не для государственного заказа.

Две недели назад российские СМИ рассказали о странностях тендера на котором рассматривались заявки страховщиков на право заключения госконтрактов по полису ОСАГО для автотранспортной техники Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ на 2009 год.

Скандальный характер конкурсу придало вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая вдруг предписала Министерству обороны отменить протокол оценки и провести новую процедуру – по другой методике оценки предложений страховых компаний. Организаторы конкурса взяли под козырек, исполнили предписание чиновников федерального ведомства. Единственным победителем конкурса признали компанию «РЕСО-Гарантия». Хотя еще до подведения итогов конкурса специалисты-профессионалы, рассуждая о шансах, считали, что самым разумным исходом была бы раздача «всем сестрам по серьгам". Ведь было выставлено 6 лотов по числу военных округов, на которых находился страхуемый транспорт. Не удивительно, что после такого нежданного исхода пошли слухи и разговоры о некоем лампасном генерале, который очень настаивал именно на таком результате конкурсной комиссии.

В итоге на счета победителя поступило более 250 миллионов рублей бюджетных средств, уплаченных …по недействительным контрактам.

Компании, участвовавшие в тендере, обратились в суд. И выиграли дело. Девятый арбитражный апелляционный суд признал недействительным итоги конкурса. Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил его без изменений.

Эксперты, обращаясь к анализу того странного конкурса, задались вопросом: каким образом и на каком основании ФАС позволила тендерной комиссии МО РФ совершать действия, направленные на ограничение добросовестной конкуренции и ущемление государственных интересов. Неужели вмешался набивший оскомину личный интерес? И как пройдет новый конкурс? Неужели опять к выбору поставщика страховых услуг для государевых нужд прильнёт лампасный генерал со своими аппетитами? Или снова надежные компании отсекут от страхования различными «фантастическими» уловками, поданными в виде критериев, таких как «космический контроль за состоянием автопарка» или урегулирование претензии за одну секунду? Будет ли рассматривать конкурсная комиссия «такие предложения» для выбора победителя?

Как в воду смотрели аналитики. Именно такое лихое предложение конкурсная комиссия в итоге и отобрала в начале декабря в ходе нового тендера. В число номинантов конкурса включено ОАО «Росгосстрах», которое предложило в тендерной заявке те самые фантастические условия. В частности, за 0,864 секунды (!) эта компания якобы сможет оценить сумму ущерба или обеспечить экспертную оценку. И за такое же время берется выплатить страховое возмещение по «прямому возмещению убытков». Ну, прямо заявка на занесение в книгу рекордов Гиннеса, за которую можно тендерной комиссии смело снимать с участия в конкурсе.

Поверить в такую космическую скорость страхобслуживания при самом богатом воображении – невозможно. Мы специально связались с крупными страховыми компаниями, которые участвовали в конкурсе, чтобы они откровенно ответили: за какой срок они реально берутся решить проблемы страхователей.

Ответы поразили своим несоответствием заявленным тендерным условиям.

Например, в «РЕСО-Гарантии» обязались решить вопрос со страховыми выплатами в течении 30 дней вместо заявленного на тендере одного дня. В «Росгосстрахе» в те же 30 дней вместо пресловутой секунды, а по срокам осмотра и выдачи направления на экспертизу вовсе предложили отправиться в компанию, чей страхователь причинил ущерб. В РОСНО сказали, что за 5 дней решат вопрос с осмотром поврежденного имущества и выдачей направления на экспертизу, хотя в заявке указан один день. Обнаружились небольшие отклонения в ВСК, Ингосстрахе, который также предложил «скоростной режим» обслуживания, и у других страховщиков.

Между тем, компания, которая предложила Министерству обороны самые сумасшедшие по скорости условия страхования числится среди 10 главных фигурантов, на действия которых жалуются недовольные клиенты в Федеральную службу страхового надзора.

В печальном списке рекордсменов по жалобам кроме «Росгосстраха», еще и «Росгосстрах-Столица», "Русская страховая компания", "Гранит", "Корона", "Генеральный страховой альянс", "Дженерал резерв", "Россия", "РЕСО-Гарантия".

Не потому ли и жалуются страхователи, что обслуживают их явно не со скоростью света. За время же, указанное в заявках на тендер, не то, что невозможно оценить ущерб и произвести выплату убытка, а даже не успеть дать от ворот поворот.

К слову сказать, на рынке ОСАГО, судя по официальной сводной отчетности Российского союза автостраховщиков (РСА), встречаются и другие несуразности. Есть, в частности, страховщики, которые показывают одинаковые цифры в графах «количество заявленных и урегулированных убытков», хотя это невозможно даже технически. Между тем все компании, входящие в так называемую систему «Росгосстраха», из года в год демонстрируют полное урегулирование заявленных страховых случаев. Помните, известное изречение: есть Статистика и есть статистика. Неверное отображение действительности не только искажает общую картину рынка, но и вводит в заблуждение потребителей страховых услуг.

Увы, на этот раз в числе введенных в заблуждение оказались члены тендерной комиссии Минобороны. Хотя опять же поверить в то, что сидят там наивные люди, которых так запросто можно ввести в заблуждение, трудно. Невольно приходят на память предположения о «лампасном генерале». Неужели не досужие все-таки разговоры? И его интерес окажется решающим? Неужели опять жесткие слова о необходимости борьбы с коррупцией разойдутся с конкретными делами? Хочется напомнить членам тендерной комиссии, что в соответствие с требованиями Президента и Председателя Правительства они несут персональную ответственность за принимаемые решения и должны руководствоваться интересами государства, а не совершенно другими, всеми понимаемыми причинами. Нам кажется, что для проверочной работы в этом случае есть большое поле деятельности и министру, и ФАС, и прокурору.
Полная версия публикации