С Таймыра хлынет «трудная нефть»
Нефтегазоносный кластер «Восток Ойл», который создается сейчас в Красноярском крае, должен стать проектом мирового уровня и одним из основных налогоплательщиков федерального бюджета. В «Роснефти» абсолютно уверены в том, что в просматриваемой исторической перспективе углеводороды не потеряют своего экономического значения.
В середине декабря Совет Федерации одобрил закон, по которому проект «Восток Ойл» с нового года освобождается от экспортных пошлин на углеводороды. Тем временем, геологи на красноярском севере разведали новые месторождения нефти и газа, в частности, на Западно-Иркинском участке Таймыра. Здесь сосредоточено дополнительно около 500 млн. тонн нефти и 136 млрд. кубометров газа. Как сообщает Минприроды, идет подготовка проектной документации для доразведки этого месторождения и пробной разработки. Параллельно с этим в Карском море разведали новое арктическое газовое месторождение с суммарными запасами в 514 млрд. кубометром газа и 53 млн. тонн конденсата на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-2. Он расположен как раз вблизи Енисейского залива на Таймыре. Ранее шла речь о строительстве в рамках «Восток Ойл» завода по производству сжиженного природного газа.
«Восток Ойл» стартовал несколько лет назад. Его продвигает НК «Роснефть» при участии других инвесторов. Например, «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. До этого основным активом «Роснефти» в Красноярском крае было Ванкорское месторождение в Туруханском районе. Оно и стало основой для «Восток Ойл». Теперь к нему присоединяются расположенные на Таймыре Западно-Иркинский участок, Пайях, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера. Вся таймырская нефть имеет очень высокое качество: хорошую плотность и низкое содержание серы. «Это трудноизвлекаемые запасы. Но такова мировая тенденция: на планете вообще «легкой» нефти почти не осталось. Однако технологии совершенствуются. И сейчас мы можем успешно разрабатывать месторождения, которые еще в 90-е годы были недоступны никому. Сейчас мы становимся свидетелями рождения проекта с большим будущим», - считает генеральный директор «РН-Ванкор» Владимир Чернов.
Специалисты считают, что «Восток Ойл» по масштабу сопоставим с освоением месторождений Западной Сибири советского периода. Тем более, что геологически они связаны. «Месторождения таймырского кластера едины по геологическому строению и формируют единую уникальную по запасам зону нефтенакопления. Для ее освоения будет реализован единый подход к планированию геологоразведочных работ и выбору технологий разработки. Строение таймырских месторождений аналогично месторождениям Западной Сибири. По сути, это не Таймыр сейчас заменяет Западную Сибирь. Это Западная Сибирь переезжает на Таймыр», - заявил «Веку» главный геолог НК «Роснефть» Андрей Поляков.
В рамках «Восток Ойл» на Таймыре построят 15 промысловых городков, два новых аэродрома и морской порт. Из Туруханского района на север будет проложен 800-километровый магистральный трубопровод. Проект потребует построить несколько тысяч электрических сетей и 2 тыс. мегаватт генерации. Примерное число будущих рабочих мест – около 100 тыс. И ежегодное увеличение ВВП страны на 2%. Запланированный нефтегазовый прорыв тесно связан с развитием Северного морского пути. Углеводороды должны обеспечить его стабильную плановую загрузку – около 50 млн. тонн нефти в год на первом этапе, и до 100 млн. тонн на втором. «Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов», - уверен старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
В «Роснефти» отметили, что заказы на строительство 10 новых нефтеналивных танкеров уже размещены. Всего кластеру понадобится порядка 50 судов различного класса. А также 50 вертолетов, около 2,5 тыс. большегрузных автомобилей и примерно 6 млн. тонн трубной продукции. Общие инвестиции в проект оцениваются в 10 трлн. рублей. А отдача от него будет такова, что только для одного Красноярского края мультипликативный эффект в год составит 150-200 млрд. рублей (сейчас бюджет региона составляет около 260 млрд. рублей). «Государственная политика по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры - вопрос стратегический. Северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя. Реализация проекта «Восток Ойл» позволит занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны», - уверен директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Федор Войтоловский.
Ценовые потрясения на нефтяном рынке, случившиеся в этом году, в компании считают временными. Нефть была и останется «кровью экономики». Альтернативные, «зеленые» и прочие источники энергии имеют право на существование, но пока они не способны в полной мере обеспечить потребности человечества. «Это было бы, конечно, здорово. Но реальность пока такая, какая есть. Идет жесточайшая конкурентная борьба. Компания находится под жесточайшим прессингом. Все санкции, все ограничения – они только об этом, ни о каких правах человека или борьбе за экологию там и речи нет. Степень воздействия человека на изменение климата – вопрос весьма дискуссионный, чтобы там не говорили греты тунберг, а вот то, что во всем мире «зеленая энергетика» сидит на госдотациях и выживает только благодаря им – факт», - заявил «Веку» источник в «Роснефти».
«Восток Ойл» стартовал несколько лет назад. Его продвигает НК «Роснефть» при участии других инвесторов. Например, «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. До этого основным активом «Роснефти» в Красноярском крае было Ванкорское месторождение в Туруханском районе. Оно и стало основой для «Восток Ойл». Теперь к нему присоединяются расположенные на Таймыре Западно-Иркинский участок, Пайях, а также месторождения Восточно-Таймырского кластера. Вся таймырская нефть имеет очень высокое качество: хорошую плотность и низкое содержание серы. «Это трудноизвлекаемые запасы. Но такова мировая тенденция: на планете вообще «легкой» нефти почти не осталось. Однако технологии совершенствуются. И сейчас мы можем успешно разрабатывать месторождения, которые еще в 90-е годы были недоступны никому. Сейчас мы становимся свидетелями рождения проекта с большим будущим», - считает генеральный директор «РН-Ванкор» Владимир Чернов.
Специалисты считают, что «Восток Ойл» по масштабу сопоставим с освоением месторождений Западной Сибири советского периода. Тем более, что геологически они связаны. «Месторождения таймырского кластера едины по геологическому строению и формируют единую уникальную по запасам зону нефтенакопления. Для ее освоения будет реализован единый подход к планированию геологоразведочных работ и выбору технологий разработки. Строение таймырских месторождений аналогично месторождениям Западной Сибири. По сути, это не Таймыр сейчас заменяет Западную Сибирь. Это Западная Сибирь переезжает на Таймыр», - заявил «Веку» главный геолог НК «Роснефть» Андрей Поляков.
В рамках «Восток Ойл» на Таймыре построят 15 промысловых городков, два новых аэродрома и морской порт. Из Туруханского района на север будет проложен 800-километровый магистральный трубопровод. Проект потребует построить несколько тысяч электрических сетей и 2 тыс. мегаватт генерации. Примерное число будущих рабочих мест – около 100 тыс. И ежегодное увеличение ВВП страны на 2%. Запланированный нефтегазовый прорыв тесно связан с развитием Северного морского пути. Углеводороды должны обеспечить его стабильную плановую загрузку – около 50 млн. тонн нефти в год на первом этапе, и до 100 млн. тонн на втором. «Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов», - уверен старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов.
В «Роснефти» отметили, что заказы на строительство 10 новых нефтеналивных танкеров уже размещены. Всего кластеру понадобится порядка 50 судов различного класса. А также 50 вертолетов, около 2,5 тыс. большегрузных автомобилей и примерно 6 млн. тонн трубной продукции. Общие инвестиции в проект оцениваются в 10 трлн. рублей. А отдача от него будет такова, что только для одного Красноярского края мультипликативный эффект в год составит 150-200 млрд. рублей (сейчас бюджет региона составляет около 260 млрд. рублей). «Государственная политика по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры - вопрос стратегический. Северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя. Реализация проекта «Восток Ойл» позволит занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны», - уверен директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Федор Войтоловский.
Ценовые потрясения на нефтяном рынке, случившиеся в этом году, в компании считают временными. Нефть была и останется «кровью экономики». Альтернативные, «зеленые» и прочие источники энергии имеют право на существование, но пока они не способны в полной мере обеспечить потребности человечества. «Это было бы, конечно, здорово. Но реальность пока такая, какая есть. Идет жесточайшая конкурентная борьба. Компания находится под жесточайшим прессингом. Все санкции, все ограничения – они только об этом, ни о каких правах человека или борьбе за экологию там и речи нет. Степень воздействия человека на изменение климата – вопрос весьма дискуссионный, чтобы там не говорили греты тунберг, а вот то, что во всем мире «зеленая энергетика» сидит на госдотациях и выживает только благодаря им – факт», - заявил «Веку» источник в «Роснефти».