Сильна Россия долгостроями...
Государственные инфраструктурные долгострои такая же проблема в России, как и «зависшие» на годы, а то и десятилетия, жилые комплексы. Основная проблема заключается в том, что в разряд долгостроев в первую очередь попадают социальные объекты – школы, больницы и детские сады.
Все начинается с детского сада
Жители Всеволожска Ленинградской области обратились к главе СКР Александру Бастрыкину с жалобой на острую нехватку детских садов. В своей петиции они рассказали о двух городских долгостроях. Детсад на улице Победы при школе №3 на 140 мест не могут достроить с 2017 года, а детсад в посёлке Романовка на 280 мест строят и вовсе с 2015 года.
Оба детских сада превратились в долгострои при недавнем главе Всеволожского района Андрее Низовском, работавшем здесь с 2016 года. Так, стройка детского сада в Романовке сорвалась в 2018 году, когда районные чиновники отказались пересматривать проект достройки объекта с учётом замечаний «Группы АВС». Что касается детсада на улице Победы, то и там с 2017 года по сей день идёт пересмотр проекта.
Примечательно, что для Романовки уже выбран контрагент на смену, а цена контракта выросла более чем вдвое – до 583,8 млн. рублей. Работы должна проводить компания «СЗС Инжиниринг», которая входит в «СЗС Групп».
Высказываются предположения, что компания может быть связана с экс-главой района. Чиновник неожиданно уволился в конце сентября текущего года, якобы по состоянию здоровья. Однако в 2023 году правоохранители арестовали сразу несколько чиновников Ленинградской области по подозрению в махинациях с землёй. Ранее, как сообщается, Низовский неоднократно пересекался с фигурантами этих дел.
Ждать долго можно не только детский сад, но и школу
Школа на 1100 учеников в ЖК «Солнечная система» в Химках, строительство которой было заморожено из-за банкротства компании Urban Group, наконец-то получила разрешение на ввод в эксплуатацию.
Учебное заведение площадью 28,4 тыс. кв. м – недостроенный объект компании «Континент Проект» (Urban Group), которую признали банкротом в 2018 году. Федеральный фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства и новый подрядчик АО «Крокус Интернэшнл» взяли на себя обязательство достроить значимый для города и региона социальный объект. Завершение строительства здания школы финансировалось из федерального и регионального бюджетов и находилось на контроле правительства Московской области.
А в Иркутске мэрия наоборот готовится разорвать контракт с компанией, принадлежащей депутатам Красноштановым, строящей школу на улице Багратиона. Подрядчик обязался построить школу к декабрю 2022 года, но за 2,5 года фактически реализована только треть от полного объема работ.
«Ситуация на объекте продолжает усугубляться. Такими темпами объект будет построен не ранее 2029 года. С технической точки зрения все условия для продолжения строительства имеются, но работы не ведутся. Понимая это, можно сделать вывод, что с данным подрядчиком объект достроен не будет. УКС считает целесообразным расторжение контракта с подрядчиком», — заявил директор МУП «Управление капитального строительства» (УКС) Александр Зыбайло.
В Смоленске скандальная школа-долгострой обзавелась директором. В 2020 году обещали, что здание будет готово в 2021-м. В 2023 году многострадальное здание школы готово на 97%. Еще летом заместитель губернатора Смоленской области Алмаз Ахметшин заявил, что учебное заведение достроят в конце августа. Но ученики так и не пошли в новую школу.
Причиной задержек, судя по материалам уголовных дел, стали мошенничество и коррупция. Так в июне 2023 года был вынесен приговор монолитчику, который участвовал в преступной схеме и причинил ущерб на 35 млн. рублей. В середине сентября произошел последний крупный скандал, высветивший причины очередного переноса открытия школы. Были похищены 7,5 млн. рублей. В их краже подозревают бывшего замдиректора - главного инженера ОГКУ «УКС Смоленской области».
Больницы тоже попадают в категорию долгостроев
В Новосибирске 30-летний долгострой планируют ввести в эксплуатацию в декабре 2023 года. Речь идет об операционно-реанимационном корпусе городской клинической больницы №34. Строительство было остановлено более 30 лет назад, в 1991 году. За это время здание обветшало. Кроме того, кардинально изменились все санитарные и строительные нормы, из-за чего проект пришлось полностью переделывать.
«За последние пять лет ни одну стройку не остановили — ни в пандемию, ни в прошлом году. Наоборот, мы берёмся за достраивание заброшенных объектов, их уже больше десятка. Но из всех подобных объектов корпус больницы №34 — самый сложный. Это самый давний долгострой, строительство остановили ещё в 1991 году. За 30 лет здание лучше не стало, плюс кардинально изменились все санитарные и строительные нормы, проект пришлось полностью переделывать», — отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Строящаяся центральная больница Нижневартовска на 1100 коек не смогла в начале октября этого года пройти проверку Жилстройнадзора. На данный момент подрядчик сдал уже три этапа из шести запланированных – готовы внешние сети, гараж и цех утилизации. Проверку не смог пройти блок Е, где расположены прачечная и пищевой блок. Повторная проверка должна пройти через неделю.
«На сегодня практически все предписания устранили. С 16 октября мы начинаем повторную проверку. К 27 числу планируем все завершить», – сообщил заместитель губернатора ХМАО Азат Ислаев. По его словам, также закончено возведение лечебных корпусов блоков А и В. Их проверку Жилстройнадзор проведет с 5 по 11 ноября. Сроки завершения строительства больницы чиновники так и не назвали.
Центральную больницу в Нижневартовске начали возводить в 2007 году, сроки завершения проекта неоднократно переносились. Так, к 2022 году по проекту заключили 188 контрактов на 13,3 млрд. рублей. В ноябре 2022 года стало известно, что срок ввода медучреждения в эксплуатацию перенесен на март 2023 года. В апреле 2023 года власти ХМАО сообщили, что долгострой находится на «финальной стадии» строительства.
В 2022 году экс-советника гендиректора Объединенной приборостроительной корпорации (входит в ГК «Ростех») Алексея Репкина задержали по подозрению в мошенничестве при поставке медоборудования в больницу Нижневартовска. По данным следствия, Репкин требовал взятки от ООО «Медкон», угрожая расторгнуть контракт на 2,8 млрд. рублей.
В этом же году глава СКР Александр Бастрыкин поручил проверить ситуацию с возведением больницы. Тогда же на контроль было поставлено уголовное дело, возбужденное в отношении директора нижневартовского филиала «Управления капитального строительства» (ХМАО) Александра Макарикова. Его задержали по подозрению в получении взятки в 35 млн. рублей от поставщика медоборудования.
Будущий долгострой - 118 км дороги обойдутся в 1,5 трлн. рублей
Министерство транспорта РФ презентовало в Госдуме проект строительства трассы Джубга - Сочи стоимостью 157 млрд. рублей.
«157 млрд. рублей (2024 год — 59 млрд. рублей, 2025 год — 55 млрд. рублей, 2026 год — 43 млрд. рублей) дополнительно предусмотрены госкомпании «Автодор» на работы по строительству автодороги Джубга - Сочи», — отмечается в материалах министерства. Строительство трассы Джубга - Сочи — дублера федеральной трассы А-147 — планируют завершить в 2028 году.
Начать работы по первому этапу проекта планировалось в 2023 году. Создание новой трассы даст возможность увеличить ВРП Краснодарского края на 2 трлн. рублей и на 2,5 трлн. рублей — ВВП страны.
Впервые строительство трассы стало предметом обсуждения еще в 2018 году, когда проект был включен в список предложений министерств для бизнес-инвестиций. Сумма выделенных средств кажется непомерно высокой - 157 млрд. рублей. Но ранее первый замглавы «Автодора» Игорь Коваль заявил, что на строительство трассы потребуется около 1,5 трлн. рублей. Так что нынешних миллиардов может хватить разве что на окончание доработки проекта и запуск стройки.
Чиновник также отметил, что китайские компании заинтересованы в инвестировании проекта. Однако не указано, насколько эта заинтересованность реальна и какие конкретные соглашения уже достигнуты. Все это вызывает некоторые сомнения в реальной возможности привлечения инвестиций для финансирования проекта. Высказываются предположения, что он целиком ляжет на бюджет.
Строительство трассы Джубга - Сочи входит в проект «Южный кластер». Сейчас поездка на автомобиле протяженностью 178 км от Джубги до Сочи по старым дорогам занимает не менее шести часов, и этот фактор мешает развитию туризма. Протяженность новой современной трассы составит 118 км, такое расстояние можно будет преодолевать всего за один час. Проект скоростной автомобильной дороги включает обходы Адлера, Лазаревского и Туапсе.
Как считает профессор РАНХиГС Александр Дерюгин, одной из причин инфраструктурных долгостроев является бюрократическая волокита и затянутость процедур согласования возведения технических или иных объектов. Например, для получения того же разрешения на строительство объекта необходимо большое количество справок и заключений от самых разных госструктур. И на получение всех этих документов зачастую уходят долгие месяцы.
По словам эксперта, уже в ходе строительства нередко обнаруживается, что на самом деле объект стоит намного дороже, чем по заявленной документации. В итоге по факту для него требуется дополнительное финансирование. А внесение соответствующих поправок в бюджет — это всегда сложная и долгая процедура.
Сейчас в правительстве разрабатываются предложения, как можно сократить объемы долгостроев в регионах. Суть в том, что прежде чем принимать решение о выделении тому или иному региону средств из федерального бюджета на капстроительство, нужно проверять субъект РФ на наличие незавершенных объектов. И если таковые имеются – просто не давать денег на новые стройки.
Жители Всеволожска Ленинградской области обратились к главе СКР Александру Бастрыкину с жалобой на острую нехватку детских садов. В своей петиции они рассказали о двух городских долгостроях. Детсад на улице Победы при школе №3 на 140 мест не могут достроить с 2017 года, а детсад в посёлке Романовка на 280 мест строят и вовсе с 2015 года.
Оба детских сада превратились в долгострои при недавнем главе Всеволожского района Андрее Низовском, работавшем здесь с 2016 года. Так, стройка детского сада в Романовке сорвалась в 2018 году, когда районные чиновники отказались пересматривать проект достройки объекта с учётом замечаний «Группы АВС». Что касается детсада на улице Победы, то и там с 2017 года по сей день идёт пересмотр проекта.
Примечательно, что для Романовки уже выбран контрагент на смену, а цена контракта выросла более чем вдвое – до 583,8 млн. рублей. Работы должна проводить компания «СЗС Инжиниринг», которая входит в «СЗС Групп».
Высказываются предположения, что компания может быть связана с экс-главой района. Чиновник неожиданно уволился в конце сентября текущего года, якобы по состоянию здоровья. Однако в 2023 году правоохранители арестовали сразу несколько чиновников Ленинградской области по подозрению в махинациях с землёй. Ранее, как сообщается, Низовский неоднократно пересекался с фигурантами этих дел.
Ждать долго можно не только детский сад, но и школу
Школа на 1100 учеников в ЖК «Солнечная система» в Химках, строительство которой было заморожено из-за банкротства компании Urban Group, наконец-то получила разрешение на ввод в эксплуатацию.
Учебное заведение площадью 28,4 тыс. кв. м – недостроенный объект компании «Континент Проект» (Urban Group), которую признали банкротом в 2018 году. Федеральный фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства и новый подрядчик АО «Крокус Интернэшнл» взяли на себя обязательство достроить значимый для города и региона социальный объект. Завершение строительства здания школы финансировалось из федерального и регионального бюджетов и находилось на контроле правительства Московской области.
А в Иркутске мэрия наоборот готовится разорвать контракт с компанией, принадлежащей депутатам Красноштановым, строящей школу на улице Багратиона. Подрядчик обязался построить школу к декабрю 2022 года, но за 2,5 года фактически реализована только треть от полного объема работ.
«Ситуация на объекте продолжает усугубляться. Такими темпами объект будет построен не ранее 2029 года. С технической точки зрения все условия для продолжения строительства имеются, но работы не ведутся. Понимая это, можно сделать вывод, что с данным подрядчиком объект достроен не будет. УКС считает целесообразным расторжение контракта с подрядчиком», — заявил директор МУП «Управление капитального строительства» (УКС) Александр Зыбайло.
В Смоленске скандальная школа-долгострой обзавелась директором. В 2020 году обещали, что здание будет готово в 2021-м. В 2023 году многострадальное здание школы готово на 97%. Еще летом заместитель губернатора Смоленской области Алмаз Ахметшин заявил, что учебное заведение достроят в конце августа. Но ученики так и не пошли в новую школу.
Причиной задержек, судя по материалам уголовных дел, стали мошенничество и коррупция. Так в июне 2023 года был вынесен приговор монолитчику, который участвовал в преступной схеме и причинил ущерб на 35 млн. рублей. В середине сентября произошел последний крупный скандал, высветивший причины очередного переноса открытия школы. Были похищены 7,5 млн. рублей. В их краже подозревают бывшего замдиректора - главного инженера ОГКУ «УКС Смоленской области».
Больницы тоже попадают в категорию долгостроев
В Новосибирске 30-летний долгострой планируют ввести в эксплуатацию в декабре 2023 года. Речь идет об операционно-реанимационном корпусе городской клинической больницы №34. Строительство было остановлено более 30 лет назад, в 1991 году. За это время здание обветшало. Кроме того, кардинально изменились все санитарные и строительные нормы, из-за чего проект пришлось полностью переделывать.
«За последние пять лет ни одну стройку не остановили — ни в пандемию, ни в прошлом году. Наоборот, мы берёмся за достраивание заброшенных объектов, их уже больше десятка. Но из всех подобных объектов корпус больницы №34 — самый сложный. Это самый давний долгострой, строительство остановили ещё в 1991 году. За 30 лет здание лучше не стало, плюс кардинально изменились все санитарные и строительные нормы, проект пришлось полностью переделывать», — отметил губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Строящаяся центральная больница Нижневартовска на 1100 коек не смогла в начале октября этого года пройти проверку Жилстройнадзора. На данный момент подрядчик сдал уже три этапа из шести запланированных – готовы внешние сети, гараж и цех утилизации. Проверку не смог пройти блок Е, где расположены прачечная и пищевой блок. Повторная проверка должна пройти через неделю.
«На сегодня практически все предписания устранили. С 16 октября мы начинаем повторную проверку. К 27 числу планируем все завершить», – сообщил заместитель губернатора ХМАО Азат Ислаев. По его словам, также закончено возведение лечебных корпусов блоков А и В. Их проверку Жилстройнадзор проведет с 5 по 11 ноября. Сроки завершения строительства больницы чиновники так и не назвали.
Центральную больницу в Нижневартовске начали возводить в 2007 году, сроки завершения проекта неоднократно переносились. Так, к 2022 году по проекту заключили 188 контрактов на 13,3 млрд. рублей. В ноябре 2022 года стало известно, что срок ввода медучреждения в эксплуатацию перенесен на март 2023 года. В апреле 2023 года власти ХМАО сообщили, что долгострой находится на «финальной стадии» строительства.
В 2022 году экс-советника гендиректора Объединенной приборостроительной корпорации (входит в ГК «Ростех») Алексея Репкина задержали по подозрению в мошенничестве при поставке медоборудования в больницу Нижневартовска. По данным следствия, Репкин требовал взятки от ООО «Медкон», угрожая расторгнуть контракт на 2,8 млрд. рублей.
В этом же году глава СКР Александр Бастрыкин поручил проверить ситуацию с возведением больницы. Тогда же на контроль было поставлено уголовное дело, возбужденное в отношении директора нижневартовского филиала «Управления капитального строительства» (ХМАО) Александра Макарикова. Его задержали по подозрению в получении взятки в 35 млн. рублей от поставщика медоборудования.
Будущий долгострой - 118 км дороги обойдутся в 1,5 трлн. рублей
Министерство транспорта РФ презентовало в Госдуме проект строительства трассы Джубга - Сочи стоимостью 157 млрд. рублей.
«157 млрд. рублей (2024 год — 59 млрд. рублей, 2025 год — 55 млрд. рублей, 2026 год — 43 млрд. рублей) дополнительно предусмотрены госкомпании «Автодор» на работы по строительству автодороги Джубга - Сочи», — отмечается в материалах министерства. Строительство трассы Джубга - Сочи — дублера федеральной трассы А-147 — планируют завершить в 2028 году.
Начать работы по первому этапу проекта планировалось в 2023 году. Создание новой трассы даст возможность увеличить ВРП Краснодарского края на 2 трлн. рублей и на 2,5 трлн. рублей — ВВП страны.
Впервые строительство трассы стало предметом обсуждения еще в 2018 году, когда проект был включен в список предложений министерств для бизнес-инвестиций. Сумма выделенных средств кажется непомерно высокой - 157 млрд. рублей. Но ранее первый замглавы «Автодора» Игорь Коваль заявил, что на строительство трассы потребуется около 1,5 трлн. рублей. Так что нынешних миллиардов может хватить разве что на окончание доработки проекта и запуск стройки.
Чиновник также отметил, что китайские компании заинтересованы в инвестировании проекта. Однако не указано, насколько эта заинтересованность реальна и какие конкретные соглашения уже достигнуты. Все это вызывает некоторые сомнения в реальной возможности привлечения инвестиций для финансирования проекта. Высказываются предположения, что он целиком ляжет на бюджет.
Строительство трассы Джубга - Сочи входит в проект «Южный кластер». Сейчас поездка на автомобиле протяженностью 178 км от Джубги до Сочи по старым дорогам занимает не менее шести часов, и этот фактор мешает развитию туризма. Протяженность новой современной трассы составит 118 км, такое расстояние можно будет преодолевать всего за один час. Проект скоростной автомобильной дороги включает обходы Адлера, Лазаревского и Туапсе.
Как считает профессор РАНХиГС Александр Дерюгин, одной из причин инфраструктурных долгостроев является бюрократическая волокита и затянутость процедур согласования возведения технических или иных объектов. Например, для получения того же разрешения на строительство объекта необходимо большое количество справок и заключений от самых разных госструктур. И на получение всех этих документов зачастую уходят долгие месяцы.
По словам эксперта, уже в ходе строительства нередко обнаруживается, что на самом деле объект стоит намного дороже, чем по заявленной документации. В итоге по факту для него требуется дополнительное финансирование. А внесение соответствующих поправок в бюджет — это всегда сложная и долгая процедура.
Сейчас в правительстве разрабатываются предложения, как можно сократить объемы долгостроев в регионах. Суть в том, что прежде чем принимать решение о выделении тому или иному региону средств из федерального бюджета на капстроительство, нужно проверять субъект РФ на наличие незавершенных объектов. И если таковые имеются – просто не давать денег на новые стройки.