Сказки из трубы
Хватит ругани. Послушайте сказку… Начинается она на берегу Средиземного моря, в городе Тарифе. Брокгауз и Евфрон пишут, что именно от его названия произошло слово «тариф».
Сейчас Тарифа – это Испания. А когда-то ей владели арабы и собирали плату со всех кораблей, проходивших через Гибралтар. Размер платы зависел от размера корабля и того, какой груз он вёз, и определялся по особой таблице. Со временем похожие таблицы, получившие название «тарифных», стали применять повсеместно. А саму плату назвали «тарифом».
Сегодня в мире действует множество тарифов. Есть зарплатные тарифы, коммунальные, транспортные... А есть тарифы «Транснефти», про которые сейчас тоже рассказывают много сказок.
Коротко – это цена, которую платят за перекачку тонны нефти на 100 км. Посчитать ее очень просто: выручку (количество денег, полученных компанией за услуги по транспортировке нефти) делим на объём этих услуг (грузооборот).
Например, в 2019 году «Транснефть» получила 698 млрд. рублей при грузообороте 1247,6 млрд. тоннокилометров. Делим одно на другое и получаем:
698/1247,6 = 0,5594 руб./ткм
Или, в более привычных единицах, 55,94 руб./100 ткм – средний тариф в системе.
В 2020 году нефтяники собирались добыть и продать больше нефти, поэтому подали заявки на увеличение объёмов прокачки в общей сложности на 0,6%. Если вы думаете, что это немного, посчитайте:
1247,6 х 1,006=1255 млрд. ткм, то есть на 7,4 млрд. ткм больше, чем годом ранее.
Всё дорожает. Тариф «Транснефти» тоже растёт – насколько позволит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2020 году она разрешила увеличить тариф на 3,42% (инфляция минус), то есть до
55,94 х 1,0342 = 57,85 руб./100 ткм.
Помножив одно на другое, можно узнать плановую выручку компании за 2020 год:
57,86/100х1255=726 млрд. рублей
Исходя из неё, «Транснефть» и планировала бюджет на 2020 год. Но что-то пошло не так. Вирус, кризис, падение спроса на нефть изменили планы нефтяников. Сегодня в «Транснефти» вместо роста на 0,6% ожидают снижения грузооборота в 2020 году на 12%, до
1255/1,12=1120 млрд. ткм.
Но расходы-то никуда не делись – объём производственных задач остаётся постоянным, что бы ни происходило на нефтяных рынках. А сколько компаний зависит от того, купит их товар или услугу «Транснефть» или нет...
А раз так, то и выручка должна остаться прежней. Что для этого нужно? Посчитаем:
726/1120=0,6482 руб./ткм=64,82 руб./100 ткм.
Вот каким должен быть тариф «Транснефти», чтобы компенсировать компании снижение объёма заказов со стороны нефтяников.
Тут и сказке конец. Той сказке, которую рассказывают про грабительские тарифы «Транснефти» и про то, как их нужно уменьшить. Не уменьшать надо, а увеличивать.
Все данные взяты из отчетности «Транснефти» за 2019 год и конференц-колов руководства компании после публикации финансовых отчетов.
Сегодня в мире действует множество тарифов. Есть зарплатные тарифы, коммунальные, транспортные... А есть тарифы «Транснефти», про которые сейчас тоже рассказывают много сказок.
Коротко – это цена, которую платят за перекачку тонны нефти на 100 км. Посчитать ее очень просто: выручку (количество денег, полученных компанией за услуги по транспортировке нефти) делим на объём этих услуг (грузооборот).
Например, в 2019 году «Транснефть» получила 698 млрд. рублей при грузообороте 1247,6 млрд. тоннокилометров. Делим одно на другое и получаем:
698/1247,6 = 0,5594 руб./ткм
Или, в более привычных единицах, 55,94 руб./100 ткм – средний тариф в системе.
В 2020 году нефтяники собирались добыть и продать больше нефти, поэтому подали заявки на увеличение объёмов прокачки в общей сложности на 0,6%. Если вы думаете, что это немного, посчитайте:
1247,6 х 1,006=1255 млрд. ткм, то есть на 7,4 млрд. ткм больше, чем годом ранее.
Всё дорожает. Тариф «Транснефти» тоже растёт – насколько позволит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2020 году она разрешила увеличить тариф на 3,42% (инфляция минус), то есть до
55,94 х 1,0342 = 57,85 руб./100 ткм.
Помножив одно на другое, можно узнать плановую выручку компании за 2020 год:
57,86/100х1255=726 млрд. рублей
Исходя из неё, «Транснефть» и планировала бюджет на 2020 год. Но что-то пошло не так. Вирус, кризис, падение спроса на нефть изменили планы нефтяников. Сегодня в «Транснефти» вместо роста на 0,6% ожидают снижения грузооборота в 2020 году на 12%, до
1255/1,12=1120 млрд. ткм.
Но расходы-то никуда не делись – объём производственных задач остаётся постоянным, что бы ни происходило на нефтяных рынках. А сколько компаний зависит от того, купит их товар или услугу «Транснефть» или нет...
А раз так, то и выручка должна остаться прежней. Что для этого нужно? Посчитаем:
726/1120=0,6482 руб./ткм=64,82 руб./100 ткм.
Вот каким должен быть тариф «Транснефти», чтобы компенсировать компании снижение объёма заказов со стороны нефтяников.
Тут и сказке конец. Той сказке, которую рассказывают про грабительские тарифы «Транснефти» и про то, как их нужно уменьшить. Не уменьшать надо, а увеличивать.
Все данные взяты из отчетности «Транснефти» за 2019 год и конференц-колов руководства компании после публикации финансовых отчетов.