Сказки из трубы

Сказки из трубы
Фото: https://www.kommersant.ru/
Хватит ругани. Послушайте сказку… Начинается она на берегу Средиземного моря, в городе Тарифе. Брокгауз и Евфрон пишут, что именно от его названия произошло слово «тариф».

Сейчас Тарифа – это Испания. А когда-то ей владели арабы и собирали плату со всех кораблей, проходивших через Гибралтар. Размер платы зависел от размера корабля и того, какой груз он вёз, и определялся по особой таблице. Со временем похожие таблицы, получившие название «тарифных», стали применять повсеместно. А саму плату назвали «тарифом».

Сегодня в мире действует множество тарифов. Есть зарплатные тарифы, коммунальные, транспортные... А есть тарифы «Транснефти», про которые сейчас тоже рассказывают много сказок.

Коротко – это цена, которую платят за перекачку тонны нефти на 100 км. Посчитать ее очень просто: выручку (количество денег, полученных компанией за услуги по транспортировке нефти) делим на объём этих услуг (грузооборот).

Реклама на веке
Как разместить

Например, в 2019 году «Транснефть» получила 698 млрд. рублей при грузообороте 1247,6 млрд. тоннокилометров. Делим одно на другое и получаем:

698/1247,6 = 0,5594 руб./ткм

Или, в более привычных единицах, 55,94 руб./100 ткм – средний тариф в системе.

В 2020 году нефтяники собирались добыть и продать больше нефти, поэтому подали заявки на увеличение объёмов прокачки в общей сложности на 0,6%. Если вы думаете, что это немного, посчитайте:

1247,6 х 1,006=1255 млрд. ткм, то есть на 7,4 млрд. ткм больше, чем годом ранее.

Всё дорожает. Тариф «Транснефти» тоже растёт – насколько позволит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2020 году она разрешила увеличить тариф на 3,42% (инфляция минус), то есть до

55,94 х 1,0342 = 57,85 руб./100 ткм.

Помножив одно на другое, можно узнать плановую выручку компании за 2020 год:

57,86/100х1255=726 млрд. рублей

Исходя из неё, «Транснефть» и планировала бюджет на 2020 год. Но что-то пошло не так. Вирус, кризис, падение спроса на нефть изменили планы нефтяников. Сегодня в «Транснефти» вместо роста на 0,6% ожидают снижения грузооборота в 2020 году на 12%, до

1255/1,12=1120 млрд. ткм.

Но расходы-то никуда не делись – объём производственных задач остаётся постоянным, что бы ни происходило на нефтяных рынках. А сколько компаний зависит от того, купит их товар или услугу «Транснефть» или нет...

А раз так, то и выручка должна остаться прежней. Что для этого нужно? Посчитаем:

726/1120=0,6482 руб./ткм=64,82 руб./100 ткм.

Вот каким должен быть тариф «Транснефти», чтобы компенсировать компании снижение объёма заказов со стороны нефтяников.

Тут и сказке конец. Той сказке, которую рассказывают про грабительские тарифы «Транснефти» и про то, как их нужно уменьшить. Не уменьшать надо, а увеличивать.

Все данные взяты из отчетности «Транснефти» за 2019 год и конференц-колов руководства компании после публикации финансовых отчетов.

Реклама на веке
Как разместить
Компания Huawei стала лидером на китайском рынке планшетов, обогнав Apple Novavax начала клинические испытания своей вакцины от коронавируса
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются