Сладкая парочка
Вторая часть журналистского расследования о ситуации с госзакупками в системе МВД посвящена новым случаям коррупции, выявленным в ходе проверок исполнения крупных гособоронзаказов.
После публикации первой части моего расследования о махинациях в системе государственных закупок МВД РФ в описанной мною ситуации произошли определённые изменения. Напомню, речь в материале шла о поставках формы для личного состава полицейского ведомства. Компания «Русский текстиль», заключившая в общей сложности государственных контрактов более чем на 2,325 млрд рублей, пыталась через Арбитражный суд добиться расторжения госконтракта с МВД на сумму 1,080 млрд рублей. Как считает ряд экспертов, «Русский текстиль» мог пойти на этот, казалось бы, экономически невыгодный для себя шаг с одной-единственной целью – избежать штрафных санкций за срыв госконтракта.
Сладкая парочка – депутат и генерал
На днях стало известно, что апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав расторжение государственного контракта незаконным и указав, что приведённые ООО «Русский текстиль» доводы не могут являться основанием для расторжения государственного контракта. Указанное решение апелляционного суда подтвердило обязанность МВД России взыскать обеспечение исполнения контракта с банка «Центрокредит» в размере более 420 млн рублей. Но, несмотря на это, МВД России не совершило никаких действий для взыскания обеспечения исполнения контракта, в том числе не направило информационное письмо в ЦБ РФ о нарушении банком обязательств по выданной им банковской гарантии. Я специально выделил данный абзац, поскольку это очень важно для понимания того, что происходит в соответствующих структурах МВД.
Здесь нужно обратить внимание на один очень важный момент: юристы ведомства ссылались в суде на нормы Гражданского кодекса. Однако 21.07.2005 г. был принят специальный федеральный закон о госзакупках № 94-ФЗ (ныне утративший силу – но именно по нему велась работа заказчика и «Русского текстиля»), в котором п. 5 ст. 9 запрещает изменение условий государственных контрактов в части переноса сроков поставки товара и сроков действия, а п. 2 ст. 65 этого же закона установлено, что остальные федеральные законы (в том числе и Гражданский кодекс РФ) применяются только в части, не противоречащей федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. И тем не менее, зная об этом, юристы МВД в первой инстанции суда с «Русским текстилем» почему-то не ссылались на эти статьи «профильного» закона. Это очень хорошо видно по картотеке судебных дел на сайте Арбитража.
И вот здесь встаёт вопрос. Контракт министерство заключало в соответствии с законом о госзакупках, но в суде они почему-то о нём забыли и потому с треском проиграли дело в первой инстанции. Почему? Это что – некая безграмотность или умысел? Может быть, представителям ведомства просто приказали проиграть это арбитражное дело?
Но идём дальше. В итоге МВД «со скрипом» выигрывает иск во второй инстанции, и суд в общем-то указывает полицейским: идите и взыщите с банка «Центрокредит» 420 млн рублей неустойки. При этом силовое ведомство делает вид, что ничего не понимает ни в финансах, ни в госконтрактах: по-прежнему как-то даже очень упорно не требует свои (вернее, государственные) деньги. Ничего себе позиция. Необходимо отметить, что полицейское ведомство не требует обеспечения исполнения контракта якобы только с фирм некоего депутата Мособлдумы.
Давайте попытаемся разобраться в этой, прямо скажем, абсурдной ситуации. Фирма «Русский текстиль» заключила указанный контракт с одним из департаментов МВД РФ. Соответственно руководит этим департаментом некий генерал. По нашей информации, он хорошо известен среди силовиков, так как больше 10 лет руководил подмосковной службой ГИБДД. В предыдущем материале я писал, что в результате оперативного сопровождения данного контракта установлено, что за фирмой «Русский текстиль» стоит также известный в «определённых» кругах предприниматель, по «совместительству» депутат Мособлдумы.
Так вот, в тех же самых материалах проверки зафиксирован факт, что выкопоставленный генерал, как перед заключением этого контракта, так и после него, несколько раз встречался с предпринимателем-депутатом. Это, конечно, выглядит странным, но само по себе, безусловно, не является криминалом. Но, согласитесь, в свете всего вышеизложенного я имею полное право задать вопрос соответствующим органам: а не присутствует ли здесь факт сговора между предпринимателем-депутатом и должностным лицом ведомства с целью «распила» госсредств? Уж как-то очень подозрительно укладываются все эти события (неисполненный контракт, суд, вопиющая «бездарность» юристов ведомства, банк «Цетрокредит» и т.д.) в определённую схему. И всё это происходит достаточно открыто – в буквальном смысле на глазах у широкой публики!
А чтобы у правоохранительных органов был дополнительный стимул проверить эту сладкую парочку, я расскажу ещё об одном государственном контракте, где сумма исчезнувших государственных средств приближается уже к миллиарду. То есть предыдущая история, это, так сказать, цветочки. А теперь мы переходим к «ягодкам».
От текстиля к сухпайкам
МВД России в ноябре 2011 года объявило открытый аукцион (№ 0173100012511001623) на поставку индивидуальных рационов питания (ИРП) для нужд своего ведомства № 1682-2011АЭ. Сумма контракта составила 1 202 329 240 руб. 40 коп. Сумма аванса – 961 863 392 руб. 32 коп. Сумма обеспечения исполнения контракта – 973 886 684 руб. 72 коп. Победителем аукциона определено было ООО «Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс» (СМПК). И вот здесь вновь мы встречаем знакомые фигуры. По информации оперативников, реальным владельцем СМПК является всё та же… предприниматель-депутат Мособлдумы, хотя формально фирма зарегистрирована на её мужа.
В виде обеспечения исполнения контракта СМПК якобы представил договор поручительства. Однако, как выяснилось в ходе проверки исполнения этого госконтракта, уже в 2014 году организация, представившая указанный договор, не располагала ни средствами, ни возможностями обеспечить поручительство. Фактически, по мнению оперативников, был представлен некий фиктивный документ, по которому СМПК получил от МВД России аванс почти в миллиард рублей. Условием исполнения государственного контракта было завершение поставки ИРП в полном объёме до 30 июня 2012 года. Однако до сих пор СМПК не осуществил поставку сухих пайков в полном объёме. Поэтому ещё в 2012 году МВД должно было взыскать с фирмы депутата обеспечение исполнения госконтракта в пользу федерального бюджета в сумме 973 млн рублей. И это ещё не считая пени и штрафов.
Вместо этого СМПК предоставляет в силовое ведомство справку о пожаре, якобы случившемся на продовольственном складе. Ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, СМПК просит продлить сроки поставки по государственному контракту до конца 2012 года. При этом, если верить базе МЧС, с 2011 по 2014 год в Подмосковье не случалось ни одного пожара на складах Серпуховского мясокомбината. Более того, уже в апреле 2014 года в результате проверки департамента материально технического и медицинского обеспечения было выявлено, что данная справка может оказаться фиктивной! Тем не менее его руководитель не захотел, видимо, разбираться в том, был ли на самом деле пожар или не был, и, похоже, одним росчерком пера изменил условия государственного контракта.
Со ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые, как мы уже писали, не могли быть применены при государственных закупках, между министерством и СМПК было подписано дополнительное соглашение о продлении сроков поставки продукции по государственному контракту и переносе сроков действия самого государственного контракта на более поздние сроки, чем это было предусмотрено документацией об аукционе.
Но и это ещё не всё. Насколько я понимаю, после первой статьи в департаменте МВД была проведена соответствующая проверка. По информации, которую я получил в соответствующих оперативных службах МВД, в апреле 2014 года высокопоставленный руководитель департамента и предприниматель-депутат пробовали предпринять ряд шагов по удалению с сайта или хотя бы из его поиска zakupki.gov.ru информации о закупке МВД России в 2011–2012 годах индивидуальных рационов питания на сумму 1 202 329 240 руб. 40 коп. Депутат якобы обязалась предоставить необходимые финансовые средства для подкупа должностных лиц, ответственных за ведение сайта государственных закупок и способных удалить необходимую информацию (для проверки достаточно ввести номер госконтракта 0173100012511001623, и поиск не даст результатов, а три месяца назад по этому запросу появлялись все данные по этой закупке). Но от пытливого журналиста информация не спрячется – важно, что в архивах сайта zakupki.gov.ru она всё же есть: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2099385, но искать её приходится через номера на электронной площадке Сбербанк АСТ. И в результате, как считают оперативники, неустановленными лицами информация о закупке МВД России в 2011–2012 годах сухпайков по аукциону № 0173100012511001623 (1682-2011АЭ) более чем на миллиард рублей уже спрятана от обычных блогеров. Просто сверхвысший пилотаж в плане технологий – само ведомство, которое объявляло аукцион, не беспокоится о раскрытии информации. Иными словами, зачем вообще тогда городили огород с этими госзакупками, аукционами, сайтами и так далее, если всё оказывается так просто – контролировать поиск на сайте.
То есть схема, по которой действовали те же самые лица, особо не отличается от той, что и в случае с текстилем. Там 400 млн, и здесь ещё 1 миллиард. Ничего себе кооперация бизнеса и государственной власти! Знаете, мне даже страшно предположить, если эти сведения действительно верны, то получается, что на самой верхушке аппарата силового ведомства может действовать организованная группа. Представляете, какие фигуранты? В эту компанию, возможно, надо причислить ещё одного полковника, который, согласно материалам оперативного сопровождения, является непосредственным куратором указанных контрактов со стороны полиции. Как установила проверка, этот человек отвечал за оформление актов приёмки по данным контрактам. Хотя в реальности обязательства перед министерством структурами госпожи депутатши в установленные сроки не были исполнены.
А вот теперь самая, как говорится, «вкусная» информация. После всех этих разоблачений, проверок и судов, оказывается, Министерство внутренних дел в лице того самого генерала и его департамента, по всей видимости, продолжает активно сотрудничать с фирмами депутата Мособлдумы, заключая всё новые и новые контракты. В 2014 году, например, такие контракты были заключены с некоей фирмой «Оверстиль», которая уже фигурировала в моей прошлой публикации как одна из подконтрольных депутатше структур. То есть получается, что генерал и депутат уже полностью оторвались от реальности (в том плане, что в стране официально идёт борьба с коррупцией) и, не замечая ничего вокруг, слились в каком-то необъяснимом коммерческом экстазе. И именно поэтому я задался следующим вопросом: что такого особенного знают эти двое, чего не известно всем остальным? Почему они думают, что им персонально разрешено вести дела таким, скажем прямо, наглым способом?
В следующей публикации я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Сладкая парочка – депутат и генерал
На днях стало известно, что апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, признав расторжение государственного контракта незаконным и указав, что приведённые ООО «Русский текстиль» доводы не могут являться основанием для расторжения государственного контракта. Указанное решение апелляционного суда подтвердило обязанность МВД России взыскать обеспечение исполнения контракта с банка «Центрокредит» в размере более 420 млн рублей. Но, несмотря на это, МВД России не совершило никаких действий для взыскания обеспечения исполнения контракта, в том числе не направило информационное письмо в ЦБ РФ о нарушении банком обязательств по выданной им банковской гарантии. Я специально выделил данный абзац, поскольку это очень важно для понимания того, что происходит в соответствующих структурах МВД.
Здесь нужно обратить внимание на один очень важный момент: юристы ведомства ссылались в суде на нормы Гражданского кодекса. Однако 21.07.2005 г. был принят специальный федеральный закон о госзакупках № 94-ФЗ (ныне утративший силу – но именно по нему велась работа заказчика и «Русского текстиля»), в котором п. 5 ст. 9 запрещает изменение условий государственных контрактов в части переноса сроков поставки товара и сроков действия, а п. 2 ст. 65 этого же закона установлено, что остальные федеральные законы (в том числе и Гражданский кодекс РФ) применяются только в части, не противоречащей федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. И тем не менее, зная об этом, юристы МВД в первой инстанции суда с «Русским текстилем» почему-то не ссылались на эти статьи «профильного» закона. Это очень хорошо видно по картотеке судебных дел на сайте Арбитража.
И вот здесь встаёт вопрос. Контракт министерство заключало в соответствии с законом о госзакупках, но в суде они почему-то о нём забыли и потому с треском проиграли дело в первой инстанции. Почему? Это что – некая безграмотность или умысел? Может быть, представителям ведомства просто приказали проиграть это арбитражное дело?
Но идём дальше. В итоге МВД «со скрипом» выигрывает иск во второй инстанции, и суд в общем-то указывает полицейским: идите и взыщите с банка «Центрокредит» 420 млн рублей неустойки. При этом силовое ведомство делает вид, что ничего не понимает ни в финансах, ни в госконтрактах: по-прежнему как-то даже очень упорно не требует свои (вернее, государственные) деньги. Ничего себе позиция. Необходимо отметить, что полицейское ведомство не требует обеспечения исполнения контракта якобы только с фирм некоего депутата Мособлдумы.
Давайте попытаемся разобраться в этой, прямо скажем, абсурдной ситуации. Фирма «Русский текстиль» заключила указанный контракт с одним из департаментов МВД РФ. Соответственно руководит этим департаментом некий генерал. По нашей информации, он хорошо известен среди силовиков, так как больше 10 лет руководил подмосковной службой ГИБДД. В предыдущем материале я писал, что в результате оперативного сопровождения данного контракта установлено, что за фирмой «Русский текстиль» стоит также известный в «определённых» кругах предприниматель, по «совместительству» депутат Мособлдумы.
Так вот, в тех же самых материалах проверки зафиксирован факт, что выкопоставленный генерал, как перед заключением этого контракта, так и после него, несколько раз встречался с предпринимателем-депутатом. Это, конечно, выглядит странным, но само по себе, безусловно, не является криминалом. Но, согласитесь, в свете всего вышеизложенного я имею полное право задать вопрос соответствующим органам: а не присутствует ли здесь факт сговора между предпринимателем-депутатом и должностным лицом ведомства с целью «распила» госсредств? Уж как-то очень подозрительно укладываются все эти события (неисполненный контракт, суд, вопиющая «бездарность» юристов ведомства, банк «Цетрокредит» и т.д.) в определённую схему. И всё это происходит достаточно открыто – в буквальном смысле на глазах у широкой публики!
А чтобы у правоохранительных органов был дополнительный стимул проверить эту сладкую парочку, я расскажу ещё об одном государственном контракте, где сумма исчезнувших государственных средств приближается уже к миллиарду. То есть предыдущая история, это, так сказать, цветочки. А теперь мы переходим к «ягодкам».
От текстиля к сухпайкам
МВД России в ноябре 2011 года объявило открытый аукцион (№ 0173100012511001623) на поставку индивидуальных рационов питания (ИРП) для нужд своего ведомства № 1682-2011АЭ. Сумма контракта составила 1 202 329 240 руб. 40 коп. Сумма аванса – 961 863 392 руб. 32 коп. Сумма обеспечения исполнения контракта – 973 886 684 руб. 72 коп. Победителем аукциона определено было ООО «Серпуховский мясоперерабатывающий комплекс» (СМПК). И вот здесь вновь мы встречаем знакомые фигуры. По информации оперативников, реальным владельцем СМПК является всё та же… предприниматель-депутат Мособлдумы, хотя формально фирма зарегистрирована на её мужа.
В виде обеспечения исполнения контракта СМПК якобы представил договор поручительства. Однако, как выяснилось в ходе проверки исполнения этого госконтракта, уже в 2014 году организация, представившая указанный договор, не располагала ни средствами, ни возможностями обеспечить поручительство. Фактически, по мнению оперативников, был представлен некий фиктивный документ, по которому СМПК получил от МВД России аванс почти в миллиард рублей. Условием исполнения государственного контракта было завершение поставки ИРП в полном объёме до 30 июня 2012 года. Однако до сих пор СМПК не осуществил поставку сухих пайков в полном объёме. Поэтому ещё в 2012 году МВД должно было взыскать с фирмы депутата обеспечение исполнения госконтракта в пользу федерального бюджета в сумме 973 млн рублей. И это ещё не считая пени и штрафов.
Вместо этого СМПК предоставляет в силовое ведомство справку о пожаре, якобы случившемся на продовольственном складе. Ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, СМПК просит продлить сроки поставки по государственному контракту до конца 2012 года. При этом, если верить базе МЧС, с 2011 по 2014 год в Подмосковье не случалось ни одного пожара на складах Серпуховского мясокомбината. Более того, уже в апреле 2014 года в результате проверки департамента материально технического и медицинского обеспечения было выявлено, что данная справка может оказаться фиктивной! Тем не менее его руководитель не захотел, видимо, разбираться в том, был ли на самом деле пожар или не был, и, похоже, одним росчерком пера изменил условия государственного контракта.
Со ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые, как мы уже писали, не могли быть применены при государственных закупках, между министерством и СМПК было подписано дополнительное соглашение о продлении сроков поставки продукции по государственному контракту и переносе сроков действия самого государственного контракта на более поздние сроки, чем это было предусмотрено документацией об аукционе.
Но и это ещё не всё. Насколько я понимаю, после первой статьи в департаменте МВД была проведена соответствующая проверка. По информации, которую я получил в соответствующих оперативных службах МВД, в апреле 2014 года высокопоставленный руководитель департамента и предприниматель-депутат пробовали предпринять ряд шагов по удалению с сайта или хотя бы из его поиска zakupki.gov.ru информации о закупке МВД России в 2011–2012 годах индивидуальных рационов питания на сумму 1 202 329 240 руб. 40 коп. Депутат якобы обязалась предоставить необходимые финансовые средства для подкупа должностных лиц, ответственных за ведение сайта государственных закупок и способных удалить необходимую информацию (для проверки достаточно ввести номер госконтракта 0173100012511001623, и поиск не даст результатов, а три месяца назад по этому запросу появлялись все данные по этой закупке). Но от пытливого журналиста информация не спрячется – важно, что в архивах сайта zakupki.gov.ru она всё же есть: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=2099385, но искать её приходится через номера на электронной площадке Сбербанк АСТ. И в результате, как считают оперативники, неустановленными лицами информация о закупке МВД России в 2011–2012 годах сухпайков по аукциону № 0173100012511001623 (1682-2011АЭ) более чем на миллиард рублей уже спрятана от обычных блогеров. Просто сверхвысший пилотаж в плане технологий – само ведомство, которое объявляло аукцион, не беспокоится о раскрытии информации. Иными словами, зачем вообще тогда городили огород с этими госзакупками, аукционами, сайтами и так далее, если всё оказывается так просто – контролировать поиск на сайте.
То есть схема, по которой действовали те же самые лица, особо не отличается от той, что и в случае с текстилем. Там 400 млн, и здесь ещё 1 миллиард. Ничего себе кооперация бизнеса и государственной власти! Знаете, мне даже страшно предположить, если эти сведения действительно верны, то получается, что на самой верхушке аппарата силового ведомства может действовать организованная группа. Представляете, какие фигуранты? В эту компанию, возможно, надо причислить ещё одного полковника, который, согласно материалам оперативного сопровождения, является непосредственным куратором указанных контрактов со стороны полиции. Как установила проверка, этот человек отвечал за оформление актов приёмки по данным контрактам. Хотя в реальности обязательства перед министерством структурами госпожи депутатши в установленные сроки не были исполнены.
А вот теперь самая, как говорится, «вкусная» информация. После всех этих разоблачений, проверок и судов, оказывается, Министерство внутренних дел в лице того самого генерала и его департамента, по всей видимости, продолжает активно сотрудничать с фирмами депутата Мособлдумы, заключая всё новые и новые контракты. В 2014 году, например, такие контракты были заключены с некоей фирмой «Оверстиль», которая уже фигурировала в моей прошлой публикации как одна из подконтрольных депутатше структур. То есть получается, что генерал и депутат уже полностью оторвались от реальности (в том плане, что в стране официально идёт борьба с коррупцией) и, не замечая ничего вокруг, слились в каком-то необъяснимом коммерческом экстазе. И именно поэтому я задался следующим вопросом: что такого особенного знают эти двое, чего не известно всем остальным? Почему они думают, что им персонально разрешено вести дела таким, скажем прямо, наглым способом?
В следующей публикации я попытаюсь ответить на этот вопрос.