Война за рождаемость
После непродолжительного роста рождаемость в России снова пошла на убыль. Федеральные ведомства опять занялись попытками этот процесс развернуть, что предполагает рост бюджетных расходов.
Пик российского «беби-бума 2000-х» пришелся на 2014 год. После чего рождаемость стала падать. Первыми на этот факт предсказуемо среагировали чиновники Минтруда. Реакция выразилась в послании, которое они отправили в Минфин и которое очень быстро оказалось в руках у журналистов. В письме излагается список мер и мероприятий, способных, по мысли чиновников, остановить и развернуть этот процесс. За бюджетные деньги.
По словам главы Минтруда Максима Топилина, его ведомство предлагает продлить действие программы маткапитала, которая стартовала в 2007 году и была рассчитана до конца 2018 года. Топилин предлагает продлить ее до 2023 года. Цена вопроса - около 400 млрд. рублей ежегодно. Это эквивалентно половине всех госрасходов, выделяемых на поддержку материнства. Кроме этого рассматривается предложение главы правительства Дмитрия Медведева, который поручил проработать систему выделения дополнительного поощрения женщинам, родившим второго ребенка до 30 лет.
Минфин выступает против одновременного продления программы маткапитала и введения нового поощрения, пишут «Ведомости». По словам источника газеты, автоматическая пролонгация программы маткапитала не будет стимулировать к рождению двух детей, поскольку до ее завершения еще несколько лет. Недовольство Минфина связано не только с существенным уровнем долгосрочных обязательств бюджета, ведомству также не нравится отсутствие адресности и критериев нуждаемости.
Отвергая данную инициативу, Минфин предлагает собственную альтернативу: продлить выплату материнского капитала до 2019 года, а впоследствии переформатировать программу. Ведомство, как отмечают источники, выдвигает два условия. Выплачиваться маткапитал должен лишь в тех регионах, где рождаемость ниже среднероссийского уровня, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения, и только лишь тем семьям, доходы которых после рождения второго ребенка опустятся ниже 2,5 прожиточного минимума. Сэкономленные деньги Минфин готов потратить, например, на другие меры по стимулирования рождаемости, в том числе на выплату адресных пособий.
Еще одна идея соцблока правительства предполагает существенный рост пособия по уходу за ребенком женщинам, рожающим до 25 лет. В Минтруда подтвердили, что прорабатывают варианты стимулирования женщин не откладывать рождение первого ребенка. Подобные шаги, впрочем, способны усилить другую демографическую проблему – девушки не успеют получить образование, приобрести профессию, говорит федеральный чиновник. Это приведет к тому, что на рынке труда, который и так столкнулся с проблемой сокращения населения трудоспособного возраста, еще острее станет проблема дефицита кадров.
Чиновники финансово-экономического блока отмечают, что сначала необходимо разобраться в причинах снижения рождаемости, прежде чем работать над путями ее стимулирования.
Согласно опросам Росстата, главной преградой на пути увеличения численности семьи для россиян являются материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне. Об этом заявили почти 50% опрошенных. Жилищные трудности в качестве причины назвали чуть более трети респондентов.
Принято считать, что за 10 лет программа маткапитала доказала свою эффективность. Однако не следует забывать, что действовала она в период экономического роста и социальной стабильности, отмечают эксперты. Согласно правилам, расходовать материнский капитал можно в безналичной форме – на приобретение жилья для семьи с ребенком, оплату обучения ребенка, приобретение земельного участка. Периодически в Госдуме высказываются инициативы о расширении списка трат, в частности, на покупку автомобиля эконом-класса, но они пока не утверждены.
В настоящее же время доходы населения снижаются, социальная стабильность сменилась напряжением. При всем этом до «непристойно низких» значений сократилось число женщин репродуктивного возраста, отмечают эксперты.
Для поддержания рождаемости можно использовать опыт других стран, где активно развиваются сервисы для семей с детьми: строятся детские сады, ясли, развивается рынок услуг нянь. Так, во Франции и Швеции власти пошли на либерализацию трудового законодательства: ввели дополнительные отпуска, стимулировали расширение сети дошкольных учреждений.
Ранее в качестве альтернативы программе материнского капитала предлагалось выплачивать на детей ежемесячные пособия. Их размер должен зависеть от количества родных или усыновленных детей: за одного ребенка ежемесячно предлагается выплачивать 3 тыс. рублей, за двух детей - 8 тыс. рублей и за трех – 15 тыс. рублей. Выплаты предлагается осуществлять до достижения детьми совершеннолетия. С данной инициативой выступили депутат Сергей Вострецов и руководитель Национального родительского комитета Ирина Волынец.
Комментируя инициативу, зампред думского комитета по бюджету и налогам Валентин Шурчанов заявил, что толку от такой инициативы не будет. Он отметил, что маткапитал ценен тем, что с его помощью поддерживают семью в разовом порядке, а размер пособий, предложенный депутатами, из-за инфляции может вдвое потерять в покупательской способности.
По словам главы Минтруда Максима Топилина, его ведомство предлагает продлить действие программы маткапитала, которая стартовала в 2007 году и была рассчитана до конца 2018 года. Топилин предлагает продлить ее до 2023 года. Цена вопроса - около 400 млрд. рублей ежегодно. Это эквивалентно половине всех госрасходов, выделяемых на поддержку материнства. Кроме этого рассматривается предложение главы правительства Дмитрия Медведева, который поручил проработать систему выделения дополнительного поощрения женщинам, родившим второго ребенка до 30 лет.
Минфин выступает против одновременного продления программы маткапитала и введения нового поощрения, пишут «Ведомости». По словам источника газеты, автоматическая пролонгация программы маткапитала не будет стимулировать к рождению двух детей, поскольку до ее завершения еще несколько лет. Недовольство Минфина связано не только с существенным уровнем долгосрочных обязательств бюджета, ведомству также не нравится отсутствие адресности и критериев нуждаемости.
Отвергая данную инициативу, Минфин предлагает собственную альтернативу: продлить выплату материнского капитала до 2019 года, а впоследствии переформатировать программу. Ведомство, как отмечают источники, выдвигает два условия. Выплачиваться маткапитал должен лишь в тех регионах, где рождаемость ниже среднероссийского уровня, а также в регионах с естественной миграционной убылью населения, и только лишь тем семьям, доходы которых после рождения второго ребенка опустятся ниже 2,5 прожиточного минимума. Сэкономленные деньги Минфин готов потратить, например, на другие меры по стимулирования рождаемости, в том числе на выплату адресных пособий.
Еще одна идея соцблока правительства предполагает существенный рост пособия по уходу за ребенком женщинам, рожающим до 25 лет. В Минтруда подтвердили, что прорабатывают варианты стимулирования женщин не откладывать рождение первого ребенка. Подобные шаги, впрочем, способны усилить другую демографическую проблему – девушки не успеют получить образование, приобрести профессию, говорит федеральный чиновник. Это приведет к тому, что на рынке труда, который и так столкнулся с проблемой сокращения населения трудоспособного возраста, еще острее станет проблема дефицита кадров.
Чиновники финансово-экономического блока отмечают, что сначала необходимо разобраться в причинах снижения рождаемости, прежде чем работать над путями ее стимулирования.
Согласно опросам Росстата, главной преградой на пути увеличения численности семьи для россиян являются материальные трудности и неуверенность в завтрашнем дне. Об этом заявили почти 50% опрошенных. Жилищные трудности в качестве причины назвали чуть более трети респондентов.
Принято считать, что за 10 лет программа маткапитала доказала свою эффективность. Однако не следует забывать, что действовала она в период экономического роста и социальной стабильности, отмечают эксперты. Согласно правилам, расходовать материнский капитал можно в безналичной форме – на приобретение жилья для семьи с ребенком, оплату обучения ребенка, приобретение земельного участка. Периодически в Госдуме высказываются инициативы о расширении списка трат, в частности, на покупку автомобиля эконом-класса, но они пока не утверждены.
В настоящее же время доходы населения снижаются, социальная стабильность сменилась напряжением. При всем этом до «непристойно низких» значений сократилось число женщин репродуктивного возраста, отмечают эксперты.
Для поддержания рождаемости можно использовать опыт других стран, где активно развиваются сервисы для семей с детьми: строятся детские сады, ясли, развивается рынок услуг нянь. Так, во Франции и Швеции власти пошли на либерализацию трудового законодательства: ввели дополнительные отпуска, стимулировали расширение сети дошкольных учреждений.
Ранее в качестве альтернативы программе материнского капитала предлагалось выплачивать на детей ежемесячные пособия. Их размер должен зависеть от количества родных или усыновленных детей: за одного ребенка ежемесячно предлагается выплачивать 3 тыс. рублей, за двух детей - 8 тыс. рублей и за трех – 15 тыс. рублей. Выплаты предлагается осуществлять до достижения детьми совершеннолетия. С данной инициативой выступили депутат Сергей Вострецов и руководитель Национального родительского комитета Ирина Волынец.
Комментируя инициативу, зампред думского комитета по бюджету и налогам Валентин Шурчанов заявил, что толку от такой инициативы не будет. Он отметил, что маткапитал ценен тем, что с его помощью поддерживают семью в разовом порядке, а размер пособий, предложенный депутатами, из-за инфляции может вдвое потерять в покупательской способности.