Спасет ли выплата долгов Россию?
Как говорится в пресс-релизе Минфина, досрочное погашение всей суммы долга, реструктурированного в рамках Парижского клуба кредиторов, будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости.
Вчера Министерство финансов России с гордостью заявило о том, что наша страна погасила долг перед Парижским клубом. Как говорится в пресс-релизе Минфина, досрочное погашение всей суммы долга, реструктурированного в рамках Парижского клуба кредиторов, будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости. Сумма выплаченных средств составила $21,6 млрд. Теперь отношение государственного внешнего долга к ВВП снизится до 9,0%.
Погашение реструктурированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г. в июле-августе 2005 г. была досрочно погашена задолженность на общую сумму, эквивалентную $15 млрд. дол. США. Ровно через год на основе договоренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 16 июня 2006 г., погашен остаток данной категории долга.
Безусловно, положение России по сравнению с другими странами-должниками выглядит благополучным. Так, долг США составляет $7 трлн. Кстати, США законодательно установлен потолок этого показателя $7,384 трлн., и администрация Буша к нему приблизилась практически вплотную. Государственный долг Франции к концу 2005г. достиг 1,17 трлн. евро, что составляет 66% от ВВП страны. Это на 6% больше, чем показатель, заложенный в бюджетных нормах ЕС. А внешний долг наших соседей из Киргизии по состоянию на 1 января текущего года достиг $1,731 млрд., увеличившись за год на 53 млн.
Впрочем, некоторые аналитики не разделяют оптимизма, с которым подходит к этому событию Минфин. Конечно, Россия сэкономит на процентах 7,7 миллиардов долларов, которые пойдут в Инвестиционный фонд. Кстати, в 2007 году прирост фонда от невыплаченных процентов составит $1,2 млрд., а в 2008-м году - $1,1 млрд. Безусловно, хорошо и то, что наша страна не входит больше в разряд крупнейших должников, что, несомненно, скажется на показателях ВВП. Однако внешний долг российских государственных компаний вырос с $570 млн. в 2000 г. до $20 млрд. в 2005 г., а в 2006 г. он превысит $20 млрд. и станет сопоставимым с размером суммы, выплаченной Россией Парижскому клубу.
По данным Всемирного банка, долг корпоративного и частного сектора РФ за 2005 год вырос на $67 миллиардов, увеличив тем самым общий объем долга этого сектора до $176,2 миллиарда. Причем основная часть этого увеличения приходится на нефинансовые предприятия ($50 миллиардов). Многие полагают, что это не может не отражаться на финансовой устойчивости страны.
Как считает аналитик ИБ ТРАСТ Николай Подгузов, по сути дела мы практически полностью избавлены от своего нерыночного долга, который характерен для стран третьего мира, в то время как Россия позиционирует себя как страна большой восьмерки. Такие долги никогда не способствовали поддержанию ее имиджа.
По мнению аналитика ИК Тройка-Диалог Антона Струченевского, Было бы самым разумным в нынешних условиях погасить и другие долги досрочно, пока конъюнктура рынка позволяет это сделать.
По сути, выплатив кредит, Россия укрепила свой имидж перед другими западными странами и утвердила себя как страна с рыночной экономикой. Однако это не решило множество финансово-экономических проблем, которые остаются актуальными до сих пор.
Погашение реструктурированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г. в июле-августе 2005 г. была досрочно погашена задолженность на общую сумму, эквивалентную $15 млрд. дол. США. Ровно через год на основе договоренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 16 июня 2006 г., погашен остаток данной категории долга.
Безусловно, положение России по сравнению с другими странами-должниками выглядит благополучным. Так, долг США составляет $7 трлн. Кстати, США законодательно установлен потолок этого показателя $7,384 трлн., и администрация Буша к нему приблизилась практически вплотную. Государственный долг Франции к концу 2005г. достиг 1,17 трлн. евро, что составляет 66% от ВВП страны. Это на 6% больше, чем показатель, заложенный в бюджетных нормах ЕС. А внешний долг наших соседей из Киргизии по состоянию на 1 января текущего года достиг $1,731 млрд., увеличившись за год на 53 млн.
Впрочем, некоторые аналитики не разделяют оптимизма, с которым подходит к этому событию Минфин. Конечно, Россия сэкономит на процентах 7,7 миллиардов долларов, которые пойдут в Инвестиционный фонд. Кстати, в 2007 году прирост фонда от невыплаченных процентов составит $1,2 млрд., а в 2008-м году - $1,1 млрд. Безусловно, хорошо и то, что наша страна не входит больше в разряд крупнейших должников, что, несомненно, скажется на показателях ВВП. Однако внешний долг российских государственных компаний вырос с $570 млн. в 2000 г. до $20 млрд. в 2005 г., а в 2006 г. он превысит $20 млрд. и станет сопоставимым с размером суммы, выплаченной Россией Парижскому клубу.
По данным Всемирного банка, долг корпоративного и частного сектора РФ за 2005 год вырос на $67 миллиардов, увеличив тем самым общий объем долга этого сектора до $176,2 миллиарда. Причем основная часть этого увеличения приходится на нефинансовые предприятия ($50 миллиардов). Многие полагают, что это не может не отражаться на финансовой устойчивости страны.
Как считает аналитик ИБ ТРАСТ Николай Подгузов, по сути дела мы практически полностью избавлены от своего нерыночного долга, который характерен для стран третьего мира, в то время как Россия позиционирует себя как страна большой восьмерки. Такие долги никогда не способствовали поддержанию ее имиджа.
По мнению аналитика ИК Тройка-Диалог Антона Струченевского, Было бы самым разумным в нынешних условиях погасить и другие долги досрочно, пока конъюнктура рынка позволяет это сделать.
По сути, выплатив кредит, Россия укрепила свой имидж перед другими западными странами и утвердила себя как страна с рыночной экономикой. Однако это не решило множество финансово-экономических проблем, которые остаются актуальными до сих пор.