Он останется в собственности государства, но ему подберут достойного управляющего.
По мнению экспертов, выставлять этот объект на продажу сейчас невыгодно и просто опасно. Однако, у министра транспорта РФ Игоря Левитина и определенного круга лиц, видимо, на этот счет имеется другое мнение.
О том, что Шереметьево включено в проект плана приватизации на конец 2010 года и документ, свидетельствующий об этом, уже внесен в правительство, СМИ сообщили несколько дней назад со ссылками на сведения, полученные от источников, близких к совету директоров «МАШ» и аппарату Белого дома. Как сообщила помощник министра транспорта Игоря Левитина, являющегося еще и председателем совета директоров Шереметьево, Светлана Крыштановская, Минтранс России поддерживает идею выставить этот аэропорт на продажу.
По ее словам, для постройки третьей взлетно-посадочной полосы и развития терминального комплекса необходимы немалые инвестиции. Транспортники ссылаются на кризис: если владельцем аэропорта по-прежнему останется государство – ему и придется финансировать строительство. А это станет очередным ударом для дефицитного бюджета (по данным Минфина, в проект необходимо будет вложить свыше 3,2 трлн. рублей в 2009 году и 2,9 трлн. в 2010 году). Впрочем, ведь эти средства можно получить от приватизации аэропорта, тут же «находится» помощник главы Минтранса.
С транспортным ведомством, однако, категорически не согласны коллеги из МЭР. На пресс-конференции в минувший четверг глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина снова опровергла слухи о приватизации Шереметьево. «Аэропорт останется в собственности государства. Однако для него будет выбрана управляющая компания (УК), которая нужна для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повышения качества обслуживания пассажиров», - сообщила министр. Впрочем, с поиском подходящего управляющего тоже придется попотеть. Как объяснила госпожа Набиуллина, конкурс по выбору УК для Шереметьево будет объявлен только в конце следующего года.
Как полагают многие эксперты, идея приватизации аэропорта, мягко говоря, преждевременна и даже бессмысленна. Во-первых, нужно достроить то, что задумано, во-вторых, потратить время, чтобы исключить Шереметьево из списка стратегических предприятий. Или о том, что аэропорт в 2004 году Указом тогдашнего Президента включен в перечень стратегических акционерных обществ, не подлежащих приватизации, можно забыть? «Я полагаю, что торопить события не стоит. Ситуация на рынке авиаперевозок в России будет выправляться еще не один год, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что продать пакет акций аэропорта сегодня или через год - значит недополучить существенные средства, так как подобные активы сейчас все же недооценены», - сообщил «Веку» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
По мнению аналитика, сейчас действительно было бы лучше привлечь в Шереметьево управляющую компанию, которая смогла бы успешно руководить крупным строительством. «Сторонняя управляющая компания могла бы взять на себя реализацию крупного проекта, такого как, например, строительство второй летной зоны, включая третью ВПП и другие объекты. Но пока об этом речь не ведется», - говорит Олег Пантелеев. Передача в управление столь привлекательного объекта более эффективным операторам без его продажи – достаточно известная практика. Как добавляет Олег Пантелеев, администрация аэропорта Шереметьево взаимодействует с зарубежными консультантами и это позволяет достичь вполне приемлемых результатов.
Однако, пока так и не ясно – наложено ли на самом деле «табу» на приватизацию Шереметьево или Минтранс продолжит гнуть свою линию. О потенциальных покупателях аэропорта на днях рассуждали и аналитики. «Они все известны, в порядке важности и мощности это группа «Ист Лайн» (оператор и владелец аэропорта «Домодедово»), конечно, на второе место я бы поставил аэропорт «Шереметьево» сам по себе и структуры, близкие к нему. Кроме того, покупателем «Шереметьево» может быть и «внуковская» команда во главе с «Внуково-Инвест». Это, конечно «Аэропорты Юга» (принадлежат «БазЭлу»), и наконец, «Новапорт» (компания, специализирующаяся на реализации комплексных программ развития аэропортов), но он слабенький, конечно. Однако я бы так сказал: «БазЭл» и «Новапорт» здесь не игроки. Главные игроки - это три московских аэропорта, и люди с ними связанные», - сообщил РИА «Новости» генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.
«Шереметьево с точки зрения приобретения может заинтересовать какие-то финансово-промышленные группы, а также крупные западные инфраструктуры. Но если говорить о зарубежных покупателях, то могу точно сказать, что без участия российского партнера им не удастся получить контроль над «Шереметьево», - считает Олег Пантелеев.
Нет ответа и на вопрос, сколько, в случае продажи Шереметьево, удастся выручить средств. Эксперты дают самые разные оценки: от $450 млн. до 1,5 млрд. евро (правда, многие считают эту цифру слишком завышенной). Причем, совладелец «Внуково» Виталий Ванцев уже сообщил газете «Ведомости», что готов поучаствовать в приватизации Шереметьево. «Этот бизнес перспективен, ведь пассажиропоток в аэропортах Московского авиаузла вернется на докризисный уровень в 2010 году, дальше будет рост в 5-7%, а за 15 лет число пассажиров увеличится вдвое».
Кампания по приватизации, очевидно, будет амбициозной и агрессивной, именно под такое исполнение приватизационного плана, вероятно, и пропишут отставку нынешнего руководителя Росимущества Юрия Петрова. По слухам, его место займет решительный Валерий Назаров, который возглавлял ведомство с марта 2004-го по май 2008 года. Подействует ли на него «дефицит бюджета» - соус, под которым Минтранс подает идею приватизации Шереметьево? Ведь, по словам некоторых наблюдателей, господин Левитин так просто не сойдет с этих рельсов. Но чем успокоится чиновничье сердце – может, скорей всего, предсказать совсем другой человек.
«Остается только гадать, чем дело завершится. Думаю, лишь Владимир Путин сегодня знает, что будет приватизировано, а что отложено до 2012 года. Шереметьево, безусловно, довольно привлекательный объект для бизнес-структур», - заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
На вопрос, что для Шереметьево лучше – продажа или назначение достойной УК, аналитик выбирает второе. «В данной финансовой ситуации, полагаю, что госпомощь была бы гораздо более ценным подспорьем для аэропорта, чем некие абстрактные частные инвестиции. Все пассы с приватизацией «вкусных» активов заданы в интересах определенной группы лиц, которые могут получить его по цене гораздо ниже рыночной. Не вижу причин, по которым Шереметьево, как, безусловно, привлекательный объект, будет привлечен к приватизации по другой схеме», - резюмирует Алексей Мухин.