США и их союзники видят в замедлении экономики Китая как возможности, так и риски
В нынешних экономических проблемах Китая США и другие страны «Большой семерки» видят все больше признаков глубоких структурных проблем, которые в конце концов усилят позиции Запада в соперничестве со слабеющим геополитическим конкурентом.
Чиновники в Вашингтоне, Риме, Токио и других столицах считают, что доминирующие экономические нарративы, направлявшие потоки капитала в течение десятилетий, сейчас стремительно меняются. Если раньше казалось неизбежностью, что Китай со временем обгонит слабеющую Америку и станет ведущей экономической державой мира, сейчас такой уверенности уже нет. США и их союзники все больше приходят к выводу, что экономика Китая может приближаться к пику, хотя формально она продолжает расти. Перед ней стоят такие долгосрочные вызовы, как закредитованность и неблагоприятная демографическая ситуация. По мнению американских чиновников, Китай напрасно десятилетиями игнорировал советы увеличить степень открытости экономики. Пока о достижении пика или приближении к нему говорить рано, однако долгосрочные проблемы наверняка будут тормозить рост. Также чиновники стран «Большой семерки» пытаются просчитать, как проблемы китайской экономики объемом $18 трлн скажутся на их собственных экономиках и бизнесе. Некоторые переживают за глобальный рост, так как Китай долгое время был его основным драйвером. Есть признаки того, что смена настроений уже начинает влиять на политику западных стран, хотя пока чиновники не видят необходимости в смене курса.
Когда администрация Джо Байдена в августе анонсировала долгожданные меры по ограничению внешних инвестиций, они оказались довольно слабыми и обладающие лишь ограниченным спектром действия. Отчасти это результат лоббирования со стороны американских инвесторов. Но есть и другая веская причина: политика Китая по отношению к иностранным инвестициям становится все более враждебной, и это способно напугать инвесторов гораздо сильнее, чем любые меры Белого дома.
В Вашингтоне и европейских столицах чиновники настаивают, что замедление Китая является следствием их успешных усилий по снижению зависимости от китайского импорта, а также пересмотру собственных взглядов на промышленную политику, инвестиции и торговлю. Они также говорят, что Китай остается грозным оппонентом во многих стратегических отраслях и еще на много лет останется таковым. Это означает, что они продолжат выстраивать альтернативные цепочки поставок и развивать собственную промышленную политику.
Другие наблюдатели внутри правительства в Вашингтоне и за его пределами видят в китайском замедлении следствие нежелания Пекина проводить кардинальные реформы и снижать роль госсектора в экономике. Китай продолжает укреплять связи со странами Глобального Юга, и новые кандидаты в БРИКС – очередное подтверждение растущего влияния страны на развивающихся рынках. Но авторитарная китайская модель управления могла казаться эффективной, пока она демонстрировала бурный рост. Теперь она выглядит, мягко говоря, потрепанной, и ее привлекательность падает. Замедление китайской экономики приводит к снижению спроса на сырье и другие импортные товары внутри нее, что, в свою очередь, может вылиться в сокращение геополитически мотивированных китайских инвестиций в таких регионах, как Африка. Также это означает, что Китай будет терять свой вес в качестве партнера богатых стран. Некоторые американские чиновники полагают, что замедление китайской экономики поможет им уговорить своих европейских партнеров и других союзников отвернуться от Китая. Это уже работает: Германия в рамках новой международной стратегии диверсифицирует свои экономические связи, снижая зависимость от Китая. Италия планирует заняться примерно тем же. В октябре будет представлена новая внешнеполитическая инициатива, в рамках которой Рим будет развивать партнерство с Африкой и возьмет на себя более важную роль в поставках энергоносителей с этого континента в Европу. Недавно в Италии также был принят закон, дающий правительству право «золотой акции», которым оно может воспользоваться для предотвращения передачи зарубежным инвесторам критически важных компаний в сфере искусственного интеллекта, полупроводников и энергетики. Мера рассматривается как способ сдерживания китайских инвесторов. Также к концу года правительство решит, продлевать ли членство в китайской программе «Один пояс – один путь», которая некогда служила фундаментом для укрепления экономического влияния Си Цзиньпина по всему миру.
Когда администрация Джо Байдена в августе анонсировала долгожданные меры по ограничению внешних инвестиций, они оказались довольно слабыми и обладающие лишь ограниченным спектром действия. Отчасти это результат лоббирования со стороны американских инвесторов. Но есть и другая веская причина: политика Китая по отношению к иностранным инвестициям становится все более враждебной, и это способно напугать инвесторов гораздо сильнее, чем любые меры Белого дома.
В Вашингтоне и европейских столицах чиновники настаивают, что замедление Китая является следствием их успешных усилий по снижению зависимости от китайского импорта, а также пересмотру собственных взглядов на промышленную политику, инвестиции и торговлю. Они также говорят, что Китай остается грозным оппонентом во многих стратегических отраслях и еще на много лет останется таковым. Это означает, что они продолжат выстраивать альтернативные цепочки поставок и развивать собственную промышленную политику.
Другие наблюдатели внутри правительства в Вашингтоне и за его пределами видят в китайском замедлении следствие нежелания Пекина проводить кардинальные реформы и снижать роль госсектора в экономике. Китай продолжает укреплять связи со странами Глобального Юга, и новые кандидаты в БРИКС – очередное подтверждение растущего влияния страны на развивающихся рынках. Но авторитарная китайская модель управления могла казаться эффективной, пока она демонстрировала бурный рост. Теперь она выглядит, мягко говоря, потрепанной, и ее привлекательность падает. Замедление китайской экономики приводит к снижению спроса на сырье и другие импортные товары внутри нее, что, в свою очередь, может вылиться в сокращение геополитически мотивированных китайских инвестиций в таких регионах, как Африка. Также это означает, что Китай будет терять свой вес в качестве партнера богатых стран. Некоторые американские чиновники полагают, что замедление китайской экономики поможет им уговорить своих европейских партнеров и других союзников отвернуться от Китая. Это уже работает: Германия в рамках новой международной стратегии диверсифицирует свои экономические связи, снижая зависимость от Китая. Италия планирует заняться примерно тем же. В октябре будет представлена новая внешнеполитическая инициатива, в рамках которой Рим будет развивать партнерство с Африкой и возьмет на себя более важную роль в поставках энергоносителей с этого континента в Европу. Недавно в Италии также был принят закон, дающий правительству право «золотой акции», которым оно может воспользоваться для предотвращения передачи зарубежным инвесторам критически важных компаний в сфере искусственного интеллекта, полупроводников и энергетики. Мера рассматривается как способ сдерживания китайских инвесторов. Также к концу года правительство решит, продлевать ли членство в китайской программе «Один пояс – один путь», которая некогда служила фундаментом для укрепления экономического влияния Си Цзиньпина по всему миру.