Столицы просят водки, провинция вина!
Не прошло и месяца с того дня, как отечественный алкогольный рынок из-за известного закона начало лихорадить, а Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) уже провел по этому поводу социологическое исследование и вчера опубликовал его итоги.
Социологов интересовало, как наши сограждане отреагировали на перебои с поставками спиртных напитков, и с чем они это связывают.
Для начала ВЦИОМ выяснил, что в стране 30% семей спиртные напитки вообще не приобретают. Не так уж и мало, с учетом устоявшегося мнения о том, что в последнее время Россия спивается. Основными покупателями алкогольной продукции являются мужчины (65%), среди женщин лично приобретают хмельное зелье только 29% респондентов. При этом основной возраст посетителей алкогольных отделов магазинов: от 25 до 59 лет (50-57% респондентов этой возрастной группы лично покупают спиртные напитки).
А вот среди молодежи и тех, кому за, доля покупателей спиртного ниже: 35% среди 18-24-летних юношей и девушек и 29% в группе 60 лет и старше. Среди тех респондентов, кто сам приобретает алкогольную продукцию, 18% зафиксировали значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, 33% отметили небольшие перебои с поступлением на прилавки магазинов отдельных видов и марок спиртных напитков.
Таким образом, 51% наших сограждан столкнулся с дефицитом на отечественном алкогольном рынке. А вот по мнению 44% покупателей, никакого дефицита нет. На перебои с продажей алкоголя, как существенные, так и незначительные, обращают внимание прежде всего материально хорошо обеспеченные (по собственным оценкам) респонденты.
В этой группе покупателей 23% заявляют о значительных перебоях и 46% - о небольших проблемах, а еще 30% считают, что никакого дефицита нет.
В группе средне обеспеченных респондентов не заметили перебоев на алкогольном рынке 44%, в наименее обеспеченной группе 53%. В первую очередь покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит вина из Молдавии, Грузии и других государств СНГ (их отсутствие отмечают 56% опрошенных), а также водки отечественного производства (50%).
А вот на перебои в продажах импортной водки, российского вина и вин из стран дальнего зарубежья указали только 27%, 26% и 17% респондентов соответственно. Большинство покупателей алкоголя из Москвы и Санкт-Петербурга (63%) отмечают дефицит российской водки, свыше половины опрошенных (51-62%) из других городов недостаток вин, производящихся в странах бывшего СССР, большинство сельских покупателей в равной мере озабочены перебоями и того, и другого вида спиртного (58% и 60% соответственно). Респонденты, отметившие дефицит спиртных напитков, связывают его в основном с вводом новых правил реализации алкогольной продукции (49%). Реже перебои рассматриваются как следствие антиалкогольной политики государства (15%) или борьбы с некачественной алкогольной продукцией (11%). В то же время возникшие перебои ассоциируются с запретом ввоза вин из Молдавии и Грузии лишь у 8% респондентов, а с недочетами властей у 4% россиян.
При этом, как сообщает ВЦИОМ, 61% покупателей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что виноваты во всем именно новые правила торговли спиртными напитками, в то время как в группе 60 лет и старше сторонников этого мнения насчитывается 43%. А вот ассоциации с антиалкогольной кампанией более характерны для старшего поколения (22% в возрасте 60 и более лет, и лишь 7% - в самой молодой группе покупателей алкогольной продукции). В опросе приняли участие 1600 респондентов, проживающих в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.
Для начала ВЦИОМ выяснил, что в стране 30% семей спиртные напитки вообще не приобретают. Не так уж и мало, с учетом устоявшегося мнения о том, что в последнее время Россия спивается. Основными покупателями алкогольной продукции являются мужчины (65%), среди женщин лично приобретают хмельное зелье только 29% респондентов. При этом основной возраст посетителей алкогольных отделов магазинов: от 25 до 59 лет (50-57% респондентов этой возрастной группы лично покупают спиртные напитки).
А вот среди молодежи и тех, кому за, доля покупателей спиртного ниже: 35% среди 18-24-летних юношей и девушек и 29% в группе 60 лет и старше. Среди тех респондентов, кто сам приобретает алкогольную продукцию, 18% зафиксировали значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, 33% отметили небольшие перебои с поступлением на прилавки магазинов отдельных видов и марок спиртных напитков.
Таким образом, 51% наших сограждан столкнулся с дефицитом на отечественном алкогольном рынке. А вот по мнению 44% покупателей, никакого дефицита нет. На перебои с продажей алкоголя, как существенные, так и незначительные, обращают внимание прежде всего материально хорошо обеспеченные (по собственным оценкам) респонденты.
В этой группе покупателей 23% заявляют о значительных перебоях и 46% - о небольших проблемах, а еще 30% считают, что никакого дефицита нет.
В группе средне обеспеченных респондентов не заметили перебоев на алкогольном рынке 44%, в наименее обеспеченной группе 53%. В первую очередь покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит вина из Молдавии, Грузии и других государств СНГ (их отсутствие отмечают 56% опрошенных), а также водки отечественного производства (50%).
А вот на перебои в продажах импортной водки, российского вина и вин из стран дальнего зарубежья указали только 27%, 26% и 17% респондентов соответственно. Большинство покупателей алкоголя из Москвы и Санкт-Петербурга (63%) отмечают дефицит российской водки, свыше половины опрошенных (51-62%) из других городов недостаток вин, производящихся в странах бывшего СССР, большинство сельских покупателей в равной мере озабочены перебоями и того, и другого вида спиртного (58% и 60% соответственно). Респонденты, отметившие дефицит спиртных напитков, связывают его в основном с вводом новых правил реализации алкогольной продукции (49%). Реже перебои рассматриваются как следствие антиалкогольной политики государства (15%) или борьбы с некачественной алкогольной продукцией (11%). В то же время возникшие перебои ассоциируются с запретом ввоза вин из Молдавии и Грузии лишь у 8% респондентов, а с недочетами властей у 4% россиян.
При этом, как сообщает ВЦИОМ, 61% покупателей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что виноваты во всем именно новые правила торговли спиртными напитками, в то время как в группе 60 лет и старше сторонников этого мнения насчитывается 43%. А вот ассоциации с антиалкогольной кампанией более характерны для старшего поколения (22% в возрасте 60 и более лет, и лишь 7% - в самой молодой группе покупателей алкогольной продукции). В опросе приняли участие 1600 респондентов, проживающих в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России.