Субъекты наращивают задолженность перед федеральным бюджетом
Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, а не с 2019 года, то почти треть регионов были бы признаны неустойчивыми, с точки зрения госдолга. К такому выводу пришли аналитики Национального рейтингового агентства.
Специалисты отмечают, субъекты федерации стремительно набирают бюджетные займы, которые пришли на смену коммерческим кредитам, оформленным в банках. Регионы, испытывающие постоянные проблемы с наполнением собственных бюджетов, сегодня находятся в полной зависимости от займов из федеральной казны, и трактуют их получение как оптимальный способ для покрытия разрывов между поступлениями и требуемыми расходами. Эксперты предупреждают, если финансовое ведомство ужесточит правила получения и возврата займов, проблемные субъекты едва ли смогут избавиться от уже накопленной задолженности перед государством.
Формально закредитованность субъектов в нынешнем году не ухудшилась. И совокупные денежные обязательства за январь-август сократились почти на 2,3% и составляют ныне 2,26 трлн рублей. Однако, предупреждают эксперты, это не говорит о том, что поступления в региональные бюджеты увеличились, а сметы расходов были оптимизированы. На практике регионы внесли существенные коррективы в структуру финансовых обязательств. В частности, в конце 2015 года на бюджетные кредиты приходилось менее 35% государственного долга субъектов. Сейчас их доля приблизилась к 49%.
Эксперт НРА Александр Пахалов считает, что уменьшение стоимости региональной задолженности также достигается искусственными методами. Если раньше субъекты вынуждены были брать коммерческие займы со средней ставкой от 10% годовых, то кредиты из федеральной казны выдаются под символические 0,1%, что делает такие займы своеобразным подвидом межбюджетных трансфертов. Поскольку платить за бюджетные займы практически не нужно, субъекты оформляют их все чаще. Причем депрессивные регионы практически полностью отказались от практики банковского кредитования, всецело полагаясь на помощь из бюджета. Пока предпочтение традиционным кредитам отдают только Краснодарский край, который получил в банках почти 60% займов, Подмосковье с 38%, столица с почти 30% коммерческих займов, а также Свердловская и Ростовская область, где этот показатель составляет около 28% и 29% соответственно.
Между тем, предупреждают аналитики, если применить классификацию субъектов по долговой устойчивости, которая заработает в 2019 году, на нынешнюю ситуацию с долгами регионов, то в группу регионов с низкой долговой нагрузкой попадут только 14 субъектов, а проблемными признаны были бы 25 регионов, большинство из которых – национальные республики. Это, в частности, Хакасия, Мордовия, Марий Эл, Северная Осетия, Карелия и Калмыкия.
Формально закредитованность субъектов в нынешнем году не ухудшилась. И совокупные денежные обязательства за январь-август сократились почти на 2,3% и составляют ныне 2,26 трлн рублей. Однако, предупреждают эксперты, это не говорит о том, что поступления в региональные бюджеты увеличились, а сметы расходов были оптимизированы. На практике регионы внесли существенные коррективы в структуру финансовых обязательств. В частности, в конце 2015 года на бюджетные кредиты приходилось менее 35% государственного долга субъектов. Сейчас их доля приблизилась к 49%.
Эксперт НРА Александр Пахалов считает, что уменьшение стоимости региональной задолженности также достигается искусственными методами. Если раньше субъекты вынуждены были брать коммерческие займы со средней ставкой от 10% годовых, то кредиты из федеральной казны выдаются под символические 0,1%, что делает такие займы своеобразным подвидом межбюджетных трансфертов. Поскольку платить за бюджетные займы практически не нужно, субъекты оформляют их все чаще. Причем депрессивные регионы практически полностью отказались от практики банковского кредитования, всецело полагаясь на помощь из бюджета. Пока предпочтение традиционным кредитам отдают только Краснодарский край, который получил в банках почти 60% займов, Подмосковье с 38%, столица с почти 30% коммерческих займов, а также Свердловская и Ростовская область, где этот показатель составляет около 28% и 29% соответственно.
Между тем, предупреждают аналитики, если применить классификацию субъектов по долговой устойчивости, которая заработает в 2019 году, на нынешнюю ситуацию с долгами регионов, то в группу регионов с низкой долговой нагрузкой попадут только 14 субъектов, а проблемными признаны были бы 25 регионов, большинство из которых – национальные республики. Это, в частности, Хакасия, Мордовия, Марий Эл, Северная Осетия, Карелия и Калмыкия.