«Связанные» одной Йотой?
Владельцы фонда Telconet Capital Альберт Авдолян и Сергей Адоньев готовят сделку по продаже своего пакета в 13,5% в Garsdale. Как сообщается, эти ключевые фигуры российского 4G-рынка, основатели «Скартел» (бренд Yota) собираются вовсе выйти из бизнеса. Возможно, это решение связано с уходом замминистра связи Дениса Свердлова?
Напомним, в конце июля ФАС разрешила «Мегафону» приобрести «Скартел» (Yota), но сам оператор «большой тройки» пока не уверен, что готов на покупку. Возможно, эта идея будет обсуждаться завтра на собрании совета директоров компании, а решение будет целиком зависеть от шведско-финской TeliaSonera, которая владеет 25,2% «Мегафона», предполагают участники рынка.
При положительном исходе из телекоммуникационного холдинга Garsdale (100% акций Yota и 50%+100 «Мегафона») могут уйти Сергей Адоньев и Альберт Авдолян, сообщают сегодня «Ведомости». Издание оценивает стоимость активов Garsdale в $10,7 млрд., а долю владельцев Telconet (13,5%) - в $1,44 млрд.
Сам холдинг появился в июле 2012 года, когда владелец USM Holdings Алишер Усманов и Telconet объявили о слиянии активов в Garsdale Services Investment, который стал контролировать одного из крупнейших в РФ мобильных операторов - «Мегафон». USM Holdings владеет 82% акций Garsdale, третьим акционером является «Ростех» с долей в 4,5%.
О готовящейся вскоре продаже пакета Адоньева и Авдоляна газете поведали источники в окружении бизнесменов. Вероятная сумма сделки может составить $1,8-1,9 млрд., впрочем, другие участники рынка считают, что цена будет намного ниже - еще неизвестно, входит ли в эти расчеты долг «Скартела» (около $500 млн.) перед основателями компании. Точных данных о возможных покупателях пока также нет - некоторые эксперты предполагают, что это вполне могут быть другие владельцы Garsdale.
«Мегафон» при этом все еще думает о покупке «Скартела», может случиться и так, что оператор «большой тройки» приобретет у Garsdale «Скартел», а Garsdale потом - долю Telconet, сообщают СМИ. Гендиректор управляющей активами Усманова USM Advisors Иван Стрешинский, впрочем, сообщил газете, что в настоящее время никакой сделки по выкупу доли Адоньева и Авдоляна в Garsdale нет, а представители «Ростеха» сообщили, что госкорпорация в ближайшем будущем не планирует выходить из капитала холдинга. Получить комментарии от самих основателей «Скартел» пока не удалось.
Отметим, кроме Адоньева и Авдоляна в создании Yota в 2006 году принимал участие Денис Свердлов, который с июля 2012 года по август этого года занимал должность замминистра связи и массовых коммуникаций. До назначения в Минкомсвязи он возглавлял Yota Group (с 2010 года), а ранее был гендиректором кампании «Скартел», являющейся владельцем этого оператора.
Накануне появилась официальная информация об отставке Свердлова, который вынужден был принять такое решение из-за запрета госслужащим владеть зарубежными счетами и активами. Замминистра объяснил, что не может и не хочет закрывать счет в иностранном банке, оформленный на его супругу, и готов пойти на понижение в должности. Тем не менее, Денис Свердлов продолжит работать в должности советника министра и уже заявил, что главным для себя видит «сохранение логики реформ», проводимых Минкомсвязью.
При этом бывший замминистра уверяет, что ему удалось дистанцироваться от «Скартела», хотя некоторые эксперты отмечали, что компании зачастую «везет больше, чем другим участникам рынка». «Весь этот год я работаю в условиях подозрения в конфликте интересов как бывший гендиректор Yota, и мне изначально было важно дистанцироваться, причем, не только от «Скартела», а от любого оператора, - сообщил Свердлов «Коммерсанту». - Мы с первого дня заняли позицию равной удаленности от всех участников рынка. За год работы вы не найдете, я в этом уверен, ни одного примера решений в пользу конкретной организации. Более того, я сам себе не позволю такие действия».
Чиновник также напоминает: в то время, когда произошло то самое объединение «Скартела» с «Мегафоном», он уже числился на работе в министерстве. Однако, именно Денис Свердлов вместе с новым министром связи Николаем Никифоровым запомнились тем, что в течение длительного времени упорно пытались поменять руководство «Ростелекома». По словам экс-замминистра, то, что происходило тогда в компании, «не соответствовало системе ценностей» руководства Минкомсвязи.
Тем не менее, ранее некоторые СМИ сообщали о совершенно других причинах подобных «накатов» со стороны ведомства на прежних руководителей «Ростелекома». В конце сентября 2012 года Алишер Усманов объявил об объединении активов в различных отраслях, в том числе и телекоммуникационной. Тогда же пошли разговоры о варианте тройственного союза между структурами олигарха, «Скартелом» и «Ростелекомом» (в партнерстве с Marshall Capital Константина Малофеева).
По данным участников рынка, сделка, состоись она, могла бы взорвать отрасль: в этом случае «Мегафон» и «Ростелеком» получали доступ к частотам LTE по всей России, а «Скартел» - готовую инфраструктуру обоих операторов. Это позволило бы эффективно объединить ресурсы трех компаний (новые технологии, мобильная связь, сетевая инфраструктура), но в итоге объединение произошло без «Ростелекома».
На момент сделки Yota была убыточной, однако Сергею Адоньеву, как сообщалось, удалось добиться того, что компания учитывалась по цене существенно выше ее реальной стоимости. Это удивило аналитиков, отмечавших, что сделку вел Иван Стрешинский - доверенное лицо Усманова, в итоге «Скартел» был оценен в $1,5 млрд. (вместе с долгами).
Здесь у Адоньева и появился «рояль из кустов» в лице Дениса Свердлова, с которым его связывают не только давняя дружба, но и бизнес-интересы. Так, именно будущему замминистра было предложено возглавить Yota, ранее же Адоньев помог раскрутить Свердлову его консалтинговую компанию IT-Vision. А когда пришло время, то есть менялся состав Минкомсвязи, у бизнесмена появилась возможность ввести своих людей в министерство, после чего попытаться получить контроль в «Ростелекоме» через админресурс. Именно Адоньев был человеком, пролоббировавшим назначение Свердлова на должность замминистра, сообщали СМИ.
О весьма небезобидной биографии Сергея Адоньева ранее подробно писал Forbes, в частности, о том, что в свое время предприниматель отсидел 2,5 года в американской тюрьме, хотя по совокупности предъявляемых обвинений (нарушение эмбарго, отмывание денег, мошенничество) ему грозил срок в 127 лет! Однако ему удалось выйти сухим из воды, правда, въезд в США Адоньеву был перекрыт. Затем бизнесмен отличился в истории с бананами, когда в контейнерах с фруктами обнаружили кокаин, и, наконец, занялся телекоммуникационным бизнесом.
В истории с «Ростелекомом» Сергей Адоньев, как говорят, пытался поменять руководство телекомгиганта и захватить недостающий для союза с Усмановым лакомый актив - то есть использовать госкомпанию в личных интересах. Якобы во многом из-за этого желания начались атаки руководства Минкомсвязи на топ-менеджмент «Ростелекома». Более того, в прессе появились слухи, что кандидатуры на пост руководителей компании согласуются именно с Адоньевым - этаким Рейманом новой волны.
В итоге и министр Николай Никифоров договорился до того, что «Ростелеком» должен инвестировать средства в устранение цифрового неравенства в России, а не вкладывать в инновации, развивая новые бизнесы.
«Его провода приходят в максимальное количество населенных пунктов и домохозяйств. В этом и определяется его стратегическая роль для государства, - заявлял министр в интервью телеканалу «Дождь». - «Ростелеком» должен сыграть ключевую роль именно в развитии проводного широкополосного доступа».
Некоторые политологи не исключали: такая позиция министерства, исключающая госактив из наиболее растущего и перспективного сегмента рынка - беспроводного ШПД, делает корпорацию уязвимой, что и входило в планы более мобильных захватчиков. Тем более, Алишер Усманов, вложивший немалые средства в проект Yota, без «Ростелекома» мог не рассчитывать на скорый возврат инвестиций, а у Сергея Адоньева не было аргументов, позволяющих объяснить завышенную стоимость бренда.
В конце марта 2013 года в «Ростелекоме» все же досрочно сменилось руководство - вместо Александра Провоторова компанию возглавил выходец из оператора ШПД и платного ТВ «Национальные кабельные сети» (НКС) Cергей Калугин. Бывший глава корпорации - член команды экс-министра связи, ныне - помощника президента Игоря Щеголева получил порцию критики не только от нового министра, но и от вице-премьера Аркадия Дворковича, которые обвинили «ростелекомов» в неэффективности инвестиций и падении котировок акций ниже рынка. Спустя долгое время руководству Минкомсвязи, видимо, все же удалось убедить Кремль, до поры не реагировавший на жалобы в адрес Провоторова.
Что касается основателей «Скартела», создав компанию с нуля, построив сеть связи четвертого поколения и провернув слишком удачную сделку с Усмановым - теперь они, вероятнее всего, еще и выйдут из проекта с хорошей прибылью, делают вывод участники рынка. Помощников у них, судя по всему, предостаточно.
При положительном исходе из телекоммуникационного холдинга Garsdale (100% акций Yota и 50%+100 «Мегафона») могут уйти Сергей Адоньев и Альберт Авдолян, сообщают сегодня «Ведомости». Издание оценивает стоимость активов Garsdale в $10,7 млрд., а долю владельцев Telconet (13,5%) - в $1,44 млрд.
Сам холдинг появился в июле 2012 года, когда владелец USM Holdings Алишер Усманов и Telconet объявили о слиянии активов в Garsdale Services Investment, который стал контролировать одного из крупнейших в РФ мобильных операторов - «Мегафон». USM Holdings владеет 82% акций Garsdale, третьим акционером является «Ростех» с долей в 4,5%.
О готовящейся вскоре продаже пакета Адоньева и Авдоляна газете поведали источники в окружении бизнесменов. Вероятная сумма сделки может составить $1,8-1,9 млрд., впрочем, другие участники рынка считают, что цена будет намного ниже - еще неизвестно, входит ли в эти расчеты долг «Скартела» (около $500 млн.) перед основателями компании. Точных данных о возможных покупателях пока также нет - некоторые эксперты предполагают, что это вполне могут быть другие владельцы Garsdale.
«Мегафон» при этом все еще думает о покупке «Скартела», может случиться и так, что оператор «большой тройки» приобретет у Garsdale «Скартел», а Garsdale потом - долю Telconet, сообщают СМИ. Гендиректор управляющей активами Усманова USM Advisors Иван Стрешинский, впрочем, сообщил газете, что в настоящее время никакой сделки по выкупу доли Адоньева и Авдоляна в Garsdale нет, а представители «Ростеха» сообщили, что госкорпорация в ближайшем будущем не планирует выходить из капитала холдинга. Получить комментарии от самих основателей «Скартел» пока не удалось.
Отметим, кроме Адоньева и Авдоляна в создании Yota в 2006 году принимал участие Денис Свердлов, который с июля 2012 года по август этого года занимал должность замминистра связи и массовых коммуникаций. До назначения в Минкомсвязи он возглавлял Yota Group (с 2010 года), а ранее был гендиректором кампании «Скартел», являющейся владельцем этого оператора.
Накануне появилась официальная информация об отставке Свердлова, который вынужден был принять такое решение из-за запрета госслужащим владеть зарубежными счетами и активами. Замминистра объяснил, что не может и не хочет закрывать счет в иностранном банке, оформленный на его супругу, и готов пойти на понижение в должности. Тем не менее, Денис Свердлов продолжит работать в должности советника министра и уже заявил, что главным для себя видит «сохранение логики реформ», проводимых Минкомсвязью.
При этом бывший замминистра уверяет, что ему удалось дистанцироваться от «Скартела», хотя некоторые эксперты отмечали, что компании зачастую «везет больше, чем другим участникам рынка». «Весь этот год я работаю в условиях подозрения в конфликте интересов как бывший гендиректор Yota, и мне изначально было важно дистанцироваться, причем, не только от «Скартела», а от любого оператора, - сообщил Свердлов «Коммерсанту». - Мы с первого дня заняли позицию равной удаленности от всех участников рынка. За год работы вы не найдете, я в этом уверен, ни одного примера решений в пользу конкретной организации. Более того, я сам себе не позволю такие действия».
Чиновник также напоминает: в то время, когда произошло то самое объединение «Скартела» с «Мегафоном», он уже числился на работе в министерстве. Однако, именно Денис Свердлов вместе с новым министром связи Николаем Никифоровым запомнились тем, что в течение длительного времени упорно пытались поменять руководство «Ростелекома». По словам экс-замминистра, то, что происходило тогда в компании, «не соответствовало системе ценностей» руководства Минкомсвязи.
Тем не менее, ранее некоторые СМИ сообщали о совершенно других причинах подобных «накатов» со стороны ведомства на прежних руководителей «Ростелекома». В конце сентября 2012 года Алишер Усманов объявил об объединении активов в различных отраслях, в том числе и телекоммуникационной. Тогда же пошли разговоры о варианте тройственного союза между структурами олигарха, «Скартелом» и «Ростелекомом» (в партнерстве с Marshall Capital Константина Малофеева).
По данным участников рынка, сделка, состоись она, могла бы взорвать отрасль: в этом случае «Мегафон» и «Ростелеком» получали доступ к частотам LTE по всей России, а «Скартел» - готовую инфраструктуру обоих операторов. Это позволило бы эффективно объединить ресурсы трех компаний (новые технологии, мобильная связь, сетевая инфраструктура), но в итоге объединение произошло без «Ростелекома».
На момент сделки Yota была убыточной, однако Сергею Адоньеву, как сообщалось, удалось добиться того, что компания учитывалась по цене существенно выше ее реальной стоимости. Это удивило аналитиков, отмечавших, что сделку вел Иван Стрешинский - доверенное лицо Усманова, в итоге «Скартел» был оценен в $1,5 млрд. (вместе с долгами).
Здесь у Адоньева и появился «рояль из кустов» в лице Дениса Свердлова, с которым его связывают не только давняя дружба, но и бизнес-интересы. Так, именно будущему замминистра было предложено возглавить Yota, ранее же Адоньев помог раскрутить Свердлову его консалтинговую компанию IT-Vision. А когда пришло время, то есть менялся состав Минкомсвязи, у бизнесмена появилась возможность ввести своих людей в министерство, после чего попытаться получить контроль в «Ростелекоме» через админресурс. Именно Адоньев был человеком, пролоббировавшим назначение Свердлова на должность замминистра, сообщали СМИ.
О весьма небезобидной биографии Сергея Адоньева ранее подробно писал Forbes, в частности, о том, что в свое время предприниматель отсидел 2,5 года в американской тюрьме, хотя по совокупности предъявляемых обвинений (нарушение эмбарго, отмывание денег, мошенничество) ему грозил срок в 127 лет! Однако ему удалось выйти сухим из воды, правда, въезд в США Адоньеву был перекрыт. Затем бизнесмен отличился в истории с бананами, когда в контейнерах с фруктами обнаружили кокаин, и, наконец, занялся телекоммуникационным бизнесом.
В истории с «Ростелекомом» Сергей Адоньев, как говорят, пытался поменять руководство телекомгиганта и захватить недостающий для союза с Усмановым лакомый актив - то есть использовать госкомпанию в личных интересах. Якобы во многом из-за этого желания начались атаки руководства Минкомсвязи на топ-менеджмент «Ростелекома». Более того, в прессе появились слухи, что кандидатуры на пост руководителей компании согласуются именно с Адоньевым - этаким Рейманом новой волны.
В итоге и министр Николай Никифоров договорился до того, что «Ростелеком» должен инвестировать средства в устранение цифрового неравенства в России, а не вкладывать в инновации, развивая новые бизнесы.
«Его провода приходят в максимальное количество населенных пунктов и домохозяйств. В этом и определяется его стратегическая роль для государства, - заявлял министр в интервью телеканалу «Дождь». - «Ростелеком» должен сыграть ключевую роль именно в развитии проводного широкополосного доступа».
Некоторые политологи не исключали: такая позиция министерства, исключающая госактив из наиболее растущего и перспективного сегмента рынка - беспроводного ШПД, делает корпорацию уязвимой, что и входило в планы более мобильных захватчиков. Тем более, Алишер Усманов, вложивший немалые средства в проект Yota, без «Ростелекома» мог не рассчитывать на скорый возврат инвестиций, а у Сергея Адоньева не было аргументов, позволяющих объяснить завышенную стоимость бренда.
В конце марта 2013 года в «Ростелекоме» все же досрочно сменилось руководство - вместо Александра Провоторова компанию возглавил выходец из оператора ШПД и платного ТВ «Национальные кабельные сети» (НКС) Cергей Калугин. Бывший глава корпорации - член команды экс-министра связи, ныне - помощника президента Игоря Щеголева получил порцию критики не только от нового министра, но и от вице-премьера Аркадия Дворковича, которые обвинили «ростелекомов» в неэффективности инвестиций и падении котировок акций ниже рынка. Спустя долгое время руководству Минкомсвязи, видимо, все же удалось убедить Кремль, до поры не реагировавший на жалобы в адрес Провоторова.
Что касается основателей «Скартела», создав компанию с нуля, построив сеть связи четвертого поколения и провернув слишком удачную сделку с Усмановым - теперь они, вероятнее всего, еще и выйдут из проекта с хорошей прибылью, делают вывод участники рынка. Помощников у них, судя по всему, предостаточно.