Темная сторона адвокатуры
Домашний арест - такую меру, по данным издания Дни.ру, 22 января избрала судья Хамовнического суда Москвы для адвоката Сергея Ковбасюка, обвиненного в даче взятки в особо крупном размере. Наказание по этой уголовной статье (ч. 5, ст. 291 УК РФ) составляет от 8 до 15 лет лишения свободы.
В статусе задержанного адвокат находился уже трое суток после того, как вечером 19 января был вызван в Управление СКР по ЦАО Москвы и допрошен вслед за предъявлением обвинения.
Открыв заседание, судья Марина Сырова поначалу около получаса внимательно изучала приобщаемые к делу дополнительные материалы. Из них следовало, что на иждивении у обвиняемого находятся трое маленьких детей и тяжело больная мать, а сам фигурант нуждается в медицинском наблюдении. К делу также приобщили протокол дополнительного допроса с показаниями адвоката.
Сам Ковбасюк попросил судью отпустить его «под залог», перечислив причины, по которым он, на его взгляд, должен оставаться на свободе. В числе прочего юрист отметил «взаимопонимание со следствием» и трудовой коллектив в 400 человек, «которые могут пострадать от отсутствия работодателя».
Представители СКР и прокуратуры в своих возражениях назвали новые показания адвоката «относительно признательными» и выразили опасение, что обвиняемый может оказать давление на свидетелей благодаря обширным связям в правоохранительных органах. Впрочем, несмотря на ходатайства судья Сырова решила не помещать Ковбасюка в СИЗО, а оставить его под домашним арестом. Это уникальный случай в юридической практике страны, когда по столь серьезным обвинениям выносится решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. Проходящий по аналогичной статье бывший губернатор Кировской области Никита Белых не был удостоен такой поблажки. И совершенно не были учтены доводы следствия о широких возможностях обвиняемого повлиять на фигурантов дела. Многие эксперты уверены, что это связано с особенностями рода деятельности арестованного адвоката.
Сумма взятки, по версии следствия, составила $600 тыс. за решение «специфических вопросов». Именно на таких вопросах специализируются так называемые «черные» адвокаты или, как их называют в простонародье, «решалы». Как выпускник Военного университета Минобороны докатился до маячащей ему тюрьмы? В начале своей карьеры Сергей Ковбасюк трудился следователем ФСБ России, где, по всей видимости, и оброс связями. Через 3 года он занимает место заместителя генерального директора ФГУП «Распорядительная дирекция Минкультуры РФ». Совпадение или нет, но именно в это время Минкульт за бесценок распродает свое имущество. Спустя год после того, как Ковбасюк ушел с должности, его фамилия становится известной в узких кругах.
Ковбасюк получает статус адвоката и открывает юридическое бюро «Адвокаты и бизнес». Опрошенные в 2016 году журналом «Коммерсант. Деньги» №33 источники в юридических кругах уверены, что «это адвокатское бюро работает в сфере «специальных ситуаций». За этим эвфемизмом обычно скрывается коррупция или рейдерство; менее благозвучный синоним для обозначения людей, которые помогают компаниям решать деликатные вопросы с органами власти или другими игроками рынка, — «решала».
Со временем аппетиты Ковбасюка растут, и в середине 2000-х годов он становится владельцем холдинговой компании, имеющей в названии инициалы хозяина - СВК. Помимо России Ковбасюк ведет активную деятельность и на Украине, включая работу филиала адвокатского бюро. При этом, по неподтвержденной информации украинских СМИ, Ковбасюк помог бежать из России своему старому другу и партнеру Денису Вороненкову, который также закончил Военный университет Минобороны РФ. СКР тогда объявил Вороненкова в розыск из-за попытки рейдерского захвата здания кондитерской фабрики в Москве. Спустя некоторое время бывший депутат Госдумы был застрелен в центре Киева. Но все же основной темой адвоката были и остаются схемы, связанные с выводом государственных средств внутри России. Именная компания Ковбасюка «СВК-Агро» построила в Брянской области кроличью ферму. На момент открытия на ферме, по сообщению брянского журналиста и эколога Александра Черновы, слова которого приводит издание «Росбалт», находились клетки всего с 24 кроликами. Однако это не помешало Ковбасюку открыть кредитную линию в госбанке и водить губернатора Брянской области по строящимся цехам.
Специфическая репутация Ковбасюка не останавливала его партнеров от сделок. Ему верили губернаторы и судьи. Складывается впечатление, что адвокат всегда мог договориться со всеми. Однако сейчас ему грозят лишение статуса адвоката, реальный тюремный срок и большой штраф, кратный сумме передаваемой взятки. Можно ли было предотвратить появление такого феномена как «адвокат Ковбасюк»?
На необходимости очищения адвокатской среды от грязи настаивает все юридическое сообщество. Не может адвокатом называться человек, заведомо нарушающий или извращающий закон. Федеральная палата адвокатов (ФПА) составляет единый реестр адвокатов, лишенных статуса. Список будет в общем доступе для всех адвокатских палат. По мнению представителей сообщества, принятые меры помогут в решении вопроса о проникновении в корпорацию недобросовестных юристов.
Но если одна категория адвокатов предлагает решение любых проблемных вопросов, предприниматель десять раз подумает, стоит ли держать целый штат юристов и нести соответствующие расходы, если это не избавляет его от неприятностей, а сами неприятности могут быть решены единовременным и точечным платежом. «Черные» адвокаты до сих пор «заносят» судьям за решение вопросов. В 2007 году в интервью одной из газет Генри Резник сообщил, что за подобное действие были привлечены к уголовной ответственности не менее 15 адвокатов, из которых 12 или 13 оказались бывшими сотрудниками МВД и прокуратуры. Однако, как показывает история адвоката Ковбасюка, через 10 лет «воз и ныне там».