Только ли пандемия может сегодня влиять на повышение цен?
В России в течение ближайших двух-трех месяцев могут подорожать предметы бытовой техники и товары легкой промышленности. Рост цен ожидается не на такие крупные бытовые изделия, как, например, холодильники или стиральные машины, а на «мелочь» - электрочайники, утюги, кофемолки, смартфоны и планшеты.
Действительно, потребитель далеко не каждый год покупает те же холодильники, «стиралки», кондиционеры, посудомоечные машины или микроволновки, а вот мелкая бытовая техника и электроника и приобретаются гораздо чаще, и ввозится их в страну в гораздо большем объеме. Почему же это подорожание будет «отложенным», через пару-тройку месяцев, а не произойдет в ближайшие дни? Дело в том, что в настоящее время на отечественном рынке существуют запасы бытовой техники и электроники, а вот после того, как наши ритейлеры распродадут их, цены на данные товары могут пойти вверх.
- Конечно, в недорогом сегменте продукции всегда существует высокая конкуренция, - напомнил «Веку» председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейлеров Андрей Карпов. - Это касается и новой бытовой техники, и товаров легкой промышленности. Известно, что на новые коллекции цены всегда выше, и лишь спустя какое-то время такая продукция идет в продажу со скидками. Если подорожание и произойдет, то прежде всего на готовые товары, поступающие к нам из других стран. Что касается товаров, которые собираются у нас в стране, то они могут подорожать в меньшей степени, потому что у нас есть предприятия по их выпуску.
Если кто-то скажет, что дело в той же пандемии и сопутствующих ограничениях, то будет прав лишь отчасти, потому что к так надоевшему всем карантину из-за ковида теперь присовокупились и проблемы с логистикой. Дело в том, что в период пандемии Китай доставлял грузы в контейнерах железнодорожным и морским транспортом в Европу и США, а вот обратно эти контейнеры в КНР не возвращались, потому что страны Евросоюза, а также Америки уже были закрыты из-за карантина. Вследствие этого не только в Китае, но и практически на всем азиатском рынке (Вьетнам, Тайвань и т.п.), где и производится основной объем этих товаров, возник дефицит контейнеров. Кроме того, опять же из-за пандемии производителям нелегко было получить комплектующие, производство которых разбросано практически по всему миру. Поэтому тарифы на контейнерные перевозки железнодорожным и морским транспортом возросли аж на 600%, ну и, соответственно, это не может не отразиться на стоимости электроники и бытовой техники.
Рост цен на международные перевозки связан с тем, что из Азии продукция поставлялась в большем объеме, а вот обратно ее приходило значительно меньше, соответственно, в портах Европы и США скопилось большое количество контейнеров, что и повлекло дефицит на них в Азии, преимущественно в Китае, считает и Карпов. Поэтому, по его словам, и возникли издержки по возврату этих контейнеров, а из-за образовавшегося повышенного спроса на них могут вырасти цены на новую бытовую технику, электронику, и товары легкой промышленности.
- И, тем не менее, это временная ситуация, и не стоит говорить о серьезном росте цен, - констатирует Карпов, - ведь любой ритейлер всегда учитывает формирование ценовой политики. Да, можно увеличить стоимость товаров, но кто будет приобретать их за такие деньги? В прошлом году из-за пандемии был заметно снижен потребительский оборот продаж, в целом же оборот розничной торговли за последние пять лет вырос незначительно. Так что и в нынешней ситуации было бы очень неразумно задирать цены.
- Конечно, в недорогом сегменте продукции всегда существует высокая конкуренция, - напомнил «Веку» председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейлеров Андрей Карпов. - Это касается и новой бытовой техники, и товаров легкой промышленности. Известно, что на новые коллекции цены всегда выше, и лишь спустя какое-то время такая продукция идет в продажу со скидками. Если подорожание и произойдет, то прежде всего на готовые товары, поступающие к нам из других стран. Что касается товаров, которые собираются у нас в стране, то они могут подорожать в меньшей степени, потому что у нас есть предприятия по их выпуску.
Если кто-то скажет, что дело в той же пандемии и сопутствующих ограничениях, то будет прав лишь отчасти, потому что к так надоевшему всем карантину из-за ковида теперь присовокупились и проблемы с логистикой. Дело в том, что в период пандемии Китай доставлял грузы в контейнерах железнодорожным и морским транспортом в Европу и США, а вот обратно эти контейнеры в КНР не возвращались, потому что страны Евросоюза, а также Америки уже были закрыты из-за карантина. Вследствие этого не только в Китае, но и практически на всем азиатском рынке (Вьетнам, Тайвань и т.п.), где и производится основной объем этих товаров, возник дефицит контейнеров. Кроме того, опять же из-за пандемии производителям нелегко было получить комплектующие, производство которых разбросано практически по всему миру. Поэтому тарифы на контейнерные перевозки железнодорожным и морским транспортом возросли аж на 600%, ну и, соответственно, это не может не отразиться на стоимости электроники и бытовой техники.
Рост цен на международные перевозки связан с тем, что из Азии продукция поставлялась в большем объеме, а вот обратно ее приходило значительно меньше, соответственно, в портах Европы и США скопилось большое количество контейнеров, что и повлекло дефицит на них в Азии, преимущественно в Китае, считает и Карпов. Поэтому, по его словам, и возникли издержки по возврату этих контейнеров, а из-за образовавшегося повышенного спроса на них могут вырасти цены на новую бытовую технику, электронику, и товары легкой промышленности.
- И, тем не менее, это временная ситуация, и не стоит говорить о серьезном росте цен, - констатирует Карпов, - ведь любой ритейлер всегда учитывает формирование ценовой политики. Да, можно увеличить стоимость товаров, но кто будет приобретать их за такие деньги? В прошлом году из-за пандемии был заметно снижен потребительский оборот продаж, в целом же оборот розничной торговли за последние пять лет вырос незначительно. Так что и в нынешней ситуации было бы очень неразумно задирать цены.