«Трамвайный» конкурс тормознули
Закупка столицей скоростных трамваев на 9,2 млрд руб. приобретает все более скандальный оттенок. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отменила конкурс на поставку 120 низкопольных трамваев Москве.
Ранее два претендента — «Уралвагонзавод» и группа «Синара» — пытались остановить конкурс, однако регулятор счел их претензии необоснованными.
«В ходе внеплановой проверки выяснилось, что при размещении конкурсной документации заказчиком, которым является департамент транспорта Москвы, были допущены нарушения закона «О госзакупках», а именно статьи, определяющей порядок проведения открытого аукциона в электронной форме»,— объяснили «Коммерсанту» свое решение по данному конкурсу в ФАС. В ведомстве уточнили, что «в опубликованном на сайте госзакупок техзадании не были установлены точные требования к конструкции трамвая», поэтому ФАС вынесла департаменту предписание опубликовать уточненный документ.
После того как департамент опубликует более подробное техзадание, конкурс будет объявлен заново — на него вновь могут подавать заявки все желающие. Электронный аукцион должен состояться через 15 дней с момента публикации обновленной документации. В ведомстве отметили, что понижающий аукцион по старому конкурсу уже начался, во время него цена заказа снизилась с максимальной (9,2 млрд руб.) на 2,3%, то есть до 9 млрд руб., поэтому ФАС предписала «заново начать аукцион с этой же цены». Напомним, по условиям конкурса предполагалась поставка 24 трамваев к декабрю 2013 года и еще 96 - в течение 2014 года.
Изначально в конкурсе участвовали четыре компании: «Уралвагонзавод» (УВЗ), «Синара – Транспортные машины» (СТМ), Alstom в партнерстве с «Трансмашхолдингом» и Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова (УКВЗ). Затем этот «трамвайный» тендер вызвал скандалы среди претендентов после того, как заявки УВЗ (в альянсе с канадской Bombardier) и СТМ не были допущены до аукциона.
«Уралвагонзавод» пытался остановить конкурс еще до снятия заявки, подав в начале августа жалобу в ФАС, в которой говорилось, что условия конкурса «существенно ограничивают число участников» и содержат требования, которым сейчас соответствует лишь одна существующая модель трамвая — Citadis Istanbul 301 X производства Alstom в содружестве с Трансмашхолдингом. Отмечалось также, что к утверждению конкурсного задания, якобы, приложил руку бывший совладелец ТМХ, ныне глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов.
ФАС, однако, тогда жалобу не удовлетворила. А сам господин Ликсутов заявил, что считает жалобу УВЗ и Bombardier безосновательной, поскольку «техзадание предполагает разработку совершенно новой модификации трамвая, которая не использовалась до этого в других городах».
Вслед за УВЗ свои претензии к процедуре проведения торгов высказала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского. Компания направила антимонопольщикам жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев. В СТМ считают, что компанию сняли с конкурса из-за несоответствия ее модели трамвая «требованиям аукционной документации», хотя заявка соответствовала требованиям ГОСТа. Однако и эту жалобу ФАС признала необоснованной. Но конкурс, между тем, отменила.
«Несмотря на необоснованные жалобы, мы все-таки призвали провести аукцион заново, ибо неточности в технической документации все же были, и мы их нашли», - говорится в сообщении ведомства.
В УВЗ РБКdaily сообщили, что вновь подадут заявку на конкурс. Ранее УВЗ и Bombardier просили департамент либо смягчить требования к модели трамвая, необходимой Москве, либо сдвинуть сроки поставок на конец 2014 года. Наблюдатели предполагают, что заявки на конкурс повторно подадут и остальные три претендента на заказ.
«Отмену конкурса можно считать тактической победой УВЗ с Bombardier и «Синары». Несмотря на то, что ФАС формально отменила конкурс не по их жалобам, очевидно, что их позиция оказала определенное влияние на это решение»,— заявил «Коммерсанту» Михаил Пак из «Атона». По его мнению, отмена конкурса «является во многом политическим решением», а УВЗ и «Синара», «скорее всего, используют полученное время для того, чтобы задействовать лоббистский ресурс и повлиять на условия».
Источники издания, знакомые с ситуацией, добавляют, что «ни один из участников конкурса не предложил модели трамвая, которая действительно подошла бы под требования Москвы». По их словам, «первым это понял УВЗ, который задействовал ресурс «Ростехнологий», но безуспешно». «Синара» же, по слухам, рассчитывала на партнерство с Siemens, но должного влияния это тоже не оказало. Позицию ТМХ и Alstom, говорят источники, осложнило нежелание Максима Ликсутова быть обвиненным в протекционизме.
Иными словами, говорят наблюдатели, ситуация сложилась так, что наиболее вероятным победителем мог стать лишь УКВЗ, который «правильно составил заявку и предложил низкую цену», хотя низкопольных трамваев еще не выпускает и пока не имеет иностранного партнера. Но, видимо, УВЗ и «Синаре» все-таки удалось отстоять свои интересы, пусть и негласно.
«В ходе внеплановой проверки выяснилось, что при размещении конкурсной документации заказчиком, которым является департамент транспорта Москвы, были допущены нарушения закона «О госзакупках», а именно статьи, определяющей порядок проведения открытого аукциона в электронной форме»,— объяснили «Коммерсанту» свое решение по данному конкурсу в ФАС. В ведомстве уточнили, что «в опубликованном на сайте госзакупок техзадании не были установлены точные требования к конструкции трамвая», поэтому ФАС вынесла департаменту предписание опубликовать уточненный документ.
После того как департамент опубликует более подробное техзадание, конкурс будет объявлен заново — на него вновь могут подавать заявки все желающие. Электронный аукцион должен состояться через 15 дней с момента публикации обновленной документации. В ведомстве отметили, что понижающий аукцион по старому конкурсу уже начался, во время него цена заказа снизилась с максимальной (9,2 млрд руб.) на 2,3%, то есть до 9 млрд руб., поэтому ФАС предписала «заново начать аукцион с этой же цены». Напомним, по условиям конкурса предполагалась поставка 24 трамваев к декабрю 2013 года и еще 96 - в течение 2014 года.
Изначально в конкурсе участвовали четыре компании: «Уралвагонзавод» (УВЗ), «Синара – Транспортные машины» (СТМ), Alstom в партнерстве с «Трансмашхолдингом» и Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Кирова (УКВЗ). Затем этот «трамвайный» тендер вызвал скандалы среди претендентов после того, как заявки УВЗ (в альянсе с канадской Bombardier) и СТМ не были допущены до аукциона.
«Уралвагонзавод» пытался остановить конкурс еще до снятия заявки, подав в начале августа жалобу в ФАС, в которой говорилось, что условия конкурса «существенно ограничивают число участников» и содержат требования, которым сейчас соответствует лишь одна существующая модель трамвая — Citadis Istanbul 301 X производства Alstom в содружестве с Трансмашхолдингом. Отмечалось также, что к утверждению конкурсного задания, якобы, приложил руку бывший совладелец ТМХ, ныне глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов.
ФАС, однако, тогда жалобу не удовлетворила. А сам господин Ликсутов заявил, что считает жалобу УВЗ и Bombardier безосновательной, поскольку «техзадание предполагает разработку совершенно новой модификации трамвая, которая не использовалась до этого в других городах».
Вслед за УВЗ свои претензии к процедуре проведения торгов высказала группа «Синара» Дмитрия Пумпянского. Компания направила антимонопольщикам жалобу с требованием приостановить размещение заказа на поставку трамваев. В СТМ считают, что компанию сняли с конкурса из-за несоответствия ее модели трамвая «требованиям аукционной документации», хотя заявка соответствовала требованиям ГОСТа. Однако и эту жалобу ФАС признала необоснованной. Но конкурс, между тем, отменила.
«Несмотря на необоснованные жалобы, мы все-таки призвали провести аукцион заново, ибо неточности в технической документации все же были, и мы их нашли», - говорится в сообщении ведомства.
В УВЗ РБКdaily сообщили, что вновь подадут заявку на конкурс. Ранее УВЗ и Bombardier просили департамент либо смягчить требования к модели трамвая, необходимой Москве, либо сдвинуть сроки поставок на конец 2014 года. Наблюдатели предполагают, что заявки на конкурс повторно подадут и остальные три претендента на заказ.
«Отмену конкурса можно считать тактической победой УВЗ с Bombardier и «Синары». Несмотря на то, что ФАС формально отменила конкурс не по их жалобам, очевидно, что их позиция оказала определенное влияние на это решение»,— заявил «Коммерсанту» Михаил Пак из «Атона». По его мнению, отмена конкурса «является во многом политическим решением», а УВЗ и «Синара», «скорее всего, используют полученное время для того, чтобы задействовать лоббистский ресурс и повлиять на условия».
Источники издания, знакомые с ситуацией, добавляют, что «ни один из участников конкурса не предложил модели трамвая, которая действительно подошла бы под требования Москвы». По их словам, «первым это понял УВЗ, который задействовал ресурс «Ростехнологий», но безуспешно». «Синара» же, по слухам, рассчитывала на партнерство с Siemens, но должного влияния это тоже не оказало. Позицию ТМХ и Alstom, говорят источники, осложнило нежелание Максима Ликсутова быть обвиненным в протекционизме.
Иными словами, говорят наблюдатели, ситуация сложилась так, что наиболее вероятным победителем мог стать лишь УКВЗ, который «правильно составил заявку и предложил низкую цену», хотя низкопольных трамваев еще не выпускает и пока не имеет иностранного партнера. Но, видимо, УВЗ и «Синаре» все-таки удалось отстоять свои интересы, пусть и негласно.