«Трансойл» разгрузит ПГК за "реальные деньги"
"Первая грузовая компания" (ПГК), контролируемая структурами бизнесмена Владимира Лисина, продаст 10 тысяч цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов компании "Трансойл" Геннадия Тимченко, - сообщает Лента.Ру.
Данная сделка выгодна обоим участникам. Для начала необходимо отметить, что вагонный парк ПГК далеко не нов и продажа поизносившихся вагонов достаточно актуальная мера, - считает Кирилл Маркин, аналитик Инвесткафе. Полученные средства ПГК сможет инвестировать в развитие бизнеса и укрепление своих рыночных позиций. В то же время, Трансойл получит возможность практически удвоить собственный парк вагонов и при необходимости сможет отказаться от аренды. Это позволит в значительной степени оптимизировать бизнес-процессы компании, а следовательно благоприятно отразится на ее финансовых результатах. «Кроме того, стоит отметить и тот факт, что аукцион по продаже ПГК прошел для нового собственника достаточно гладко. Владимир Лисин получил этот актив не встретив сопротивления со стороны других потенциальных претендентов.
Соответственно, не стоит исключать достигнутой ранее договоренности о продаже вагонов между Лисиным и Геннадием Тимченко». «Это уже третья крупная сделка на российском рынке железнодорожных перевозок. Она позволит "Трансойлу" остаться в числе ведущих игроков и отчасти объясняет, почему структуры Геннадия Тимченко даже не пытались помешать Владимиру Лисину купить ПГК на первом шаге аукциона, - пишет сегодня «Коммерсант». Представитель владельца "Трансойла" Геннадия Тимченко подтвердил факт переговоров, но отказался от дальнейших комментариев. Источник "Ъ", близкий к "Трансойлу", говорит, что сделка может состояться до конца мая. По его словам, логика приобретения состоит в "расширении парка "Трансойла" для покрытия собственного объема". Источник в ПГК также подтвердил, что переговоры идут. "Если "Трансойл" предложит привлекательную цену, сделка состоится",— заверил он. Сейчас ПГК принадлежит 66 тыс. цистерн (всего у нее 190 тыс. вагонов), они довольно старые, отмечают собеседники "Ъ". В собственности "Трансойла" около 15 тыс. цистерн, еще столько же компания арендует. Собеседники "Ъ" утверждают, что среди арендуемых и те 10 тыс. вагонов ПГК, которые планируется купить. Причиной продажи могло стать то, что менеджмент ПГК с трудом справляется с непривычным для себя рынком перевозок нефтеналивных грузов, считают некоторые собеседники "Ъ" на рынке. "В начале года ПГК забрала обратно весь парк цистерн, которые раньше сдавались в аренду, и теперь либо сдает его по ставкам выше рыночных, либо пытается выходить напрямую на нефтяников и договариваться о долгосрочном обслуживании.
"Пока все эти попытки не очень успешны",— говорит собеседник "Ъ". По данным СМИ, структуры Тимченко заплатят за цистерны около 400-500 миллионов долларов (12-15 миллиардов рублей). Сделка должна быть закрыта до конца мая. Цистерны необходимы "Трансойл" для покрытия собственных объемов наливных грузов, которые транспортирует компания. ПГК может потратить вырученные деньги на выплату кредитов или на покупку других операторов. В 2010 году в публикации «Цистерны для Тимченко» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в 2009 г. «Трансойл» увеличил объем перевозок на 0,4% до 49,2 млн т нефти и нефтепродуктов. Больше «Трансойла» перевез только Globaltrans. Вместе с «Балттранссервисом», с которым компания объединилась в декабре прошлого года, оператор перевез 52,8 млн т грузов. Впрочем, уже в этом году «Трансойл» может выйти на первое место. Компания собирается увеличить объем перевозок до 60 млн т. «Трансойлу» удалось добиться такого успеха благодаря совладельцу — Геннадию Тимченко, утверждают сотрудники двух конкурирующих железнодорожных операторов. Предприниматель действительно является мажоритарным акционером «Трансойла», подтвердил представитель компании. Тимченко занимается железнодорожными перевозками еще с 1990-х гг. Ему с партнерами принадлежал один из крупнейших железнодорожных операторов — «Линк-ойл», занимавшийся перевозкой нефтепродуктов с Киришского НПЗ. В 2003 г. Тимченко и его партнеры разделили бизнес. Часть цистерн «Линк-ойла» отошла «Трансойлу». «Трансойл» фактически монополизировал некоторые экспортные маршруты, говорит сотрудник одного из конкурирующих железнодорожных операторов. Например, с 2003 г. компания перевозит все нефтепродукты в прибалтийские порты с принадлежащего «Сургутнефтегазу» «Киришинефтеоргсинтеза». Перевозчик является единственным экспортером нефтепродуктов НПЗ, однако заявил, что в «отношениях компании со всеми партнерами действуют рыночные механизмы и процедуры». Впрочем, в успешном бизнесе «Трансойл» случаются и досадные неудачи. Как сообщало в декабре 2011 года Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Роснефть» отрезала «Трансойл» от Китая», «у «Трансойла», принадлежащего структурам бизнесмена Геннадия Тимченко, вдвое упал объем перевозок нефти. За девять месяцев этого года компания смогла перевезти всего 4,6 млн т черного золота, что на 55,8% ниже, чем в прошлом году. Причина — прекращение действия контракта с «Роснефтью» на поставку сырья в Китай. Нефть поступала в Китай со станции Зуй (расположена между Ангарском и Иркутском) через погранпереход в Забайкальске.
Теперь нефть попадает в Поднебесную не по железной дороге, а по нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь–Тихий океан). «Роснефть» ежегодно поставляет в Китай 15 млн т нефти на основании подписанного в феврале 2009 года соглашения с CNPC. Сначала поставки шли по железной дороге и большую их часть с января 2006 года брал на себя «Трансойл». За 2009 год в целом компания перевезла 10,5 млн т нефти. В 2010 году вышло на 30% больше — 13,7 млн т, из них 76% (10,4 млн т) было перевезено за три квартала, уточнили в «Трансойле». Но осенью 2010 года был достроен трубопровод до китайской границы, по которому поставлять нефть дешевле. И с 1 января 2011 года контракт на перевозку между «Роснефтью» и «Трансойлом» перестал действовать. Тем не менее «Трансойл» смог компенсировать выпавшие объемы грузов и получил по итогам работы в январе–сентябре чистую прибыль в 5,03 млрд рублей. Доля нефти в структуре грузоперевозок сократилась с 23 до 11%. Но структура основных отправителей нефти не изменилась, это «Газпромнефть», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
Соответственно, не стоит исключать достигнутой ранее договоренности о продаже вагонов между Лисиным и Геннадием Тимченко». «Это уже третья крупная сделка на российском рынке железнодорожных перевозок. Она позволит "Трансойлу" остаться в числе ведущих игроков и отчасти объясняет, почему структуры Геннадия Тимченко даже не пытались помешать Владимиру Лисину купить ПГК на первом шаге аукциона, - пишет сегодня «Коммерсант». Представитель владельца "Трансойла" Геннадия Тимченко подтвердил факт переговоров, но отказался от дальнейших комментариев. Источник "Ъ", близкий к "Трансойлу", говорит, что сделка может состояться до конца мая. По его словам, логика приобретения состоит в "расширении парка "Трансойла" для покрытия собственного объема". Источник в ПГК также подтвердил, что переговоры идут. "Если "Трансойл" предложит привлекательную цену, сделка состоится",— заверил он. Сейчас ПГК принадлежит 66 тыс. цистерн (всего у нее 190 тыс. вагонов), они довольно старые, отмечают собеседники "Ъ". В собственности "Трансойла" около 15 тыс. цистерн, еще столько же компания арендует. Собеседники "Ъ" утверждают, что среди арендуемых и те 10 тыс. вагонов ПГК, которые планируется купить. Причиной продажи могло стать то, что менеджмент ПГК с трудом справляется с непривычным для себя рынком перевозок нефтеналивных грузов, считают некоторые собеседники "Ъ" на рынке. "В начале года ПГК забрала обратно весь парк цистерн, которые раньше сдавались в аренду, и теперь либо сдает его по ставкам выше рыночных, либо пытается выходить напрямую на нефтяников и договариваться о долгосрочном обслуживании.
"Пока все эти попытки не очень успешны",— говорит собеседник "Ъ". По данным СМИ, структуры Тимченко заплатят за цистерны около 400-500 миллионов долларов (12-15 миллиардов рублей). Сделка должна быть закрыта до конца мая. Цистерны необходимы "Трансойл" для покрытия собственных объемов наливных грузов, которые транспортирует компания. ПГК может потратить вырученные деньги на выплату кредитов или на покупку других операторов. В 2010 году в публикации «Цистерны для Тимченко» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «в 2009 г. «Трансойл» увеличил объем перевозок на 0,4% до 49,2 млн т нефти и нефтепродуктов. Больше «Трансойла» перевез только Globaltrans. Вместе с «Балттранссервисом», с которым компания объединилась в декабре прошлого года, оператор перевез 52,8 млн т грузов. Впрочем, уже в этом году «Трансойл» может выйти на первое место. Компания собирается увеличить объем перевозок до 60 млн т. «Трансойлу» удалось добиться такого успеха благодаря совладельцу — Геннадию Тимченко, утверждают сотрудники двух конкурирующих железнодорожных операторов. Предприниматель действительно является мажоритарным акционером «Трансойла», подтвердил представитель компании. Тимченко занимается железнодорожными перевозками еще с 1990-х гг. Ему с партнерами принадлежал один из крупнейших железнодорожных операторов — «Линк-ойл», занимавшийся перевозкой нефтепродуктов с Киришского НПЗ. В 2003 г. Тимченко и его партнеры разделили бизнес. Часть цистерн «Линк-ойла» отошла «Трансойлу». «Трансойл» фактически монополизировал некоторые экспортные маршруты, говорит сотрудник одного из конкурирующих железнодорожных операторов. Например, с 2003 г. компания перевозит все нефтепродукты в прибалтийские порты с принадлежащего «Сургутнефтегазу» «Киришинефтеоргсинтеза». Перевозчик является единственным экспортером нефтепродуктов НПЗ, однако заявил, что в «отношениях компании со всеми партнерами действуют рыночные механизмы и процедуры». Впрочем, в успешном бизнесе «Трансойл» случаются и досадные неудачи. Как сообщало в декабре 2011 года Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Роснефть» отрезала «Трансойл» от Китая», «у «Трансойла», принадлежащего структурам бизнесмена Геннадия Тимченко, вдвое упал объем перевозок нефти. За девять месяцев этого года компания смогла перевезти всего 4,6 млн т черного золота, что на 55,8% ниже, чем в прошлом году. Причина — прекращение действия контракта с «Роснефтью» на поставку сырья в Китай. Нефть поступала в Китай со станции Зуй (расположена между Ангарском и Иркутском) через погранпереход в Забайкальске.
Теперь нефть попадает в Поднебесную не по железной дороге, а по нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь–Тихий океан). «Роснефть» ежегодно поставляет в Китай 15 млн т нефти на основании подписанного в феврале 2009 года соглашения с CNPC. Сначала поставки шли по железной дороге и большую их часть с января 2006 года брал на себя «Трансойл». За 2009 год в целом компания перевезла 10,5 млн т нефти. В 2010 году вышло на 30% больше — 13,7 млн т, из них 76% (10,4 млн т) было перевезено за три квартала, уточнили в «Трансойле». Но осенью 2010 года был достроен трубопровод до китайской границы, по которому поставлять нефть дешевле. И с 1 января 2011 года контракт на перевозку между «Роснефтью» и «Трансойлом» перестал действовать. Тем не менее «Трансойл» смог компенсировать выпавшие объемы грузов и получил по итогам работы в январе–сентябре чистую прибыль в 5,03 млрд рублей. Доля нефти в структуре грузоперевозок сократилась с 23 до 11%. Но структура основных отправителей нефти не изменилась, это «Газпромнефть», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».