Минэкономразвития Туве: уголь важнее людей
Минэкономразвития огорошило республику заявлением, что долгожданная железная дорога Курагино – Кызыл может стать исключительно грузовой веткой. Правительство РФ предлагает гражданам, как и прежде, добираться в Туву по воздуху либо автотранспортоми, обещая субсидии.
Основной довод – строящаяся уже второе десятилетие ветка – однопутная и неэлектрифицированная. Встраивать в трафик еще и пассажирские перевозки сложно и дорого. Однако многие вспомнили, что про однопутный курагинский проект говорилось изначально. Но тогда по умолчанию предполагалось, что дорога станет также и пассажирской. Были известны даже места будущих станций. Например – Кызыл Пассажирский. Но теперь выяснилось, что многолетние надежды населения Тувы на железнодорожное сообщение с «большой землей» могут не оправдаться. «Есть важная деталь, которую мы сейчас обсуждаем, связанная с возможностью организации пассажирского движения по этой железнодорожной ветке. Решение еще не принято. Надо оценить, сколько это будет стоить, на каком этапе это можно сделать, насколько будет пользоваться спросом, потому что все-таки она довольно протяженная. Скорость будет в среднем точно ниже ста километров в час, а это 5-6 часов пути. Дешевле может оказаться, например, более серьезное субсидирование авиационных перевозок», - заявил министр экономического развития РФ Дмитрий Орешкин.
Как ранее писал «Век», полномасштабного строительства дороги ждут в этом году. Утвержденный маршрут – от угольного месторождения Элегест в Туве, через Кызыл и в поселок Курагино на юге Красноярского края. Оттуда уже есть выход на Транссиб. Общая протяженность новой трассы – чуть более 400 км. В сутки по ней будет проходить 19 пар поездов. Рассчитано все, разумеется, на ресурсы. Элегест – одно из крупнейших в мире месторождений с запасами в 855 млн. тонн. Предполагаемый грузооборот курагинской трассы – около 15 млн. тонн грузов в год. 12 млн. из них – уголь. Оператором проекта и держателем лицензии на Элегест является Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) предпринимателя Руслана Байсарова. В апреле она подписала с РЖД концессионный договор на строительство. «За счет развития транспортной сети будут укреплены связи двух регионов. Кроме того, новая железная дорога откроет путь высококачественному тувинскому углю доступ на Транссибирскую магистраль. Ее справедливо сравнивают с Великим шелковым путем. Реализация проекта позволит сделать Туву узловым логистическим пунктом всего Восточного экономического коридора», - говорит гендиректор ТЭПК Руслан Байсаров.
Стоимость проекта оценивается в 126 млрд. рублей. Источники финансирования пока не озвучены. Строителям придется пробиваться через горный массив – хребет Ергаки. Это потребует прокладки нескольких тоннелей и 127 мостов через горные реки и ущелья. «По большому счету, проект начинаем с целины, нет никаких первых путей, заходим в тайгу. Процесс интересный, сложный, рассчитан на 5 лет. Он стратегический, поскольку предполагает в будущем выходы в Китай, Индию, Пакистан», - заявил заместитель главы РЖД Виктор Зимин.
Но население Тувы гораздо больше макроэкономических вопросов волнует транспортная доступность региона. Добраться до республики – задача непростая. Аэропорт Кызыла весьма ограничен и по пропускной способности, и по типам самолетов, которые может принимать. В Красноярский край и Хакасию тувинцы по делам, за товарами или просто развлечься ездить предпочитают автотранспортом. Для чего надо проехать через Ергаки. Это очень интересно и познавательно (места там потрясающие по красоте), но небезопасно. Особенно в зимний период, когда возможны сходы лавин. Железнодорожное сообщение все эти вопросы решило бы моментально. Оно также могло бы стимулировать развитие въездного туризма. Пока в Туву, по большому счету, едут лишь закаленные экстремалы. Поэтому руководство республики надеется на то, что вопрос все-таки будет решен положительно. «Однопутная дорога не исключает пассажирские перевозки. Есть технологии, это уже специалисты скажут, что можно создавать специальные тупики, чтобы обеспечить проход пассажирского поезда. Это вопрос инвестиций», - рассуждает глава РТ Шолбан Кара-оол.
Известие о том, что железную дорогу строят только для того, чтобы вывозить ресурсы, вряд ли оставит местное население спокойным. В России, кстати, еще не было примеров, когда такой масштабный транспортный проект настолько не учитывал бы элементарных запросов граждан. Ведь это не технологическая ветка длиной в несколько километров, а полноценное транспортное направление. «Понятно, что дороже. Но в Туве большинство и так против строительства. А уж без пассажирского сообщения это прямое указание на колониальный статус и готовая почва для конфликтов. Железная дорога - посерьезнее, чем сквер», - считает тувинский политтехнолог Борис Мышлявцев.
Как ранее писал «Век», полномасштабного строительства дороги ждут в этом году. Утвержденный маршрут – от угольного месторождения Элегест в Туве, через Кызыл и в поселок Курагино на юге Красноярского края. Оттуда уже есть выход на Транссиб. Общая протяженность новой трассы – чуть более 400 км. В сутки по ней будет проходить 19 пар поездов. Рассчитано все, разумеется, на ресурсы. Элегест – одно из крупнейших в мире месторождений с запасами в 855 млн. тонн. Предполагаемый грузооборот курагинской трассы – около 15 млн. тонн грузов в год. 12 млн. из них – уголь. Оператором проекта и держателем лицензии на Элегест является Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) предпринимателя Руслана Байсарова. В апреле она подписала с РЖД концессионный договор на строительство. «За счет развития транспортной сети будут укреплены связи двух регионов. Кроме того, новая железная дорога откроет путь высококачественному тувинскому углю доступ на Транссибирскую магистраль. Ее справедливо сравнивают с Великим шелковым путем. Реализация проекта позволит сделать Туву узловым логистическим пунктом всего Восточного экономического коридора», - говорит гендиректор ТЭПК Руслан Байсаров.
Стоимость проекта оценивается в 126 млрд. рублей. Источники финансирования пока не озвучены. Строителям придется пробиваться через горный массив – хребет Ергаки. Это потребует прокладки нескольких тоннелей и 127 мостов через горные реки и ущелья. «По большому счету, проект начинаем с целины, нет никаких первых путей, заходим в тайгу. Процесс интересный, сложный, рассчитан на 5 лет. Он стратегический, поскольку предполагает в будущем выходы в Китай, Индию, Пакистан», - заявил заместитель главы РЖД Виктор Зимин.
Но население Тувы гораздо больше макроэкономических вопросов волнует транспортная доступность региона. Добраться до республики – задача непростая. Аэропорт Кызыла весьма ограничен и по пропускной способности, и по типам самолетов, которые может принимать. В Красноярский край и Хакасию тувинцы по делам, за товарами или просто развлечься ездить предпочитают автотранспортом. Для чего надо проехать через Ергаки. Это очень интересно и познавательно (места там потрясающие по красоте), но небезопасно. Особенно в зимний период, когда возможны сходы лавин. Железнодорожное сообщение все эти вопросы решило бы моментально. Оно также могло бы стимулировать развитие въездного туризма. Пока в Туву, по большому счету, едут лишь закаленные экстремалы. Поэтому руководство республики надеется на то, что вопрос все-таки будет решен положительно. «Однопутная дорога не исключает пассажирские перевозки. Есть технологии, это уже специалисты скажут, что можно создавать специальные тупики, чтобы обеспечить проход пассажирского поезда. Это вопрос инвестиций», - рассуждает глава РТ Шолбан Кара-оол.
Известие о том, что железную дорогу строят только для того, чтобы вывозить ресурсы, вряд ли оставит местное население спокойным. В России, кстати, еще не было примеров, когда такой масштабный транспортный проект настолько не учитывал бы элементарных запросов граждан. Ведь это не технологическая ветка длиной в несколько километров, а полноценное транспортное направление. «Понятно, что дороже. Но в Туве большинство и так против строительства. А уж без пассажирского сообщения это прямое указание на колониальный статус и готовая почва для конфликтов. Железная дорога - посерьезнее, чем сквер», - считает тувинский политтехнолог Борис Мышлявцев.