Творческая жизнь Нины Берберовой это хроника столетий
Нина Николаевна Берберова, писательница и литературный критик, спутница жизни и верный друг В. Ходасевича, родилась 8 августа 1901 года. Она является одним из самых ярких представителей эмигрантской литературы первой волны.
7 августа в 13.15 к юбилею Берберовой на телеканале Культура будет показан телеспектакль по ее пьесе Маленькая девочка.
Супругов Сомовых в постановке режиссера Игоря Максимчука сыграли Владимир Симонов и Елена Сафонова, а юную разлучницу До Светлана Малюкова. Маленькая девочка одна из самых непростых для постановки пьес Берберовой. Писательница начала над ней работу в 1950-х, а закончила в 1961-м. Логику поступков персонажей зачастую объяснить трудно. Коллизия пьесы если и не повторяет лолитовскую, то во всяком случае построена не без оглядки на роман Набокова (Лолита была написана в 1954, в 1955 году вышла в Париже, а в 1958 году в Америке, так что не знать о ней Берберова не могла).
Сергей Сергеевич Сомов 50-летний археолог с именем, пишущий книги о португальском средневековье, у общих знакомых встречает юную музыкантшу До (сравните с Ло). До живет одна и время от времени позирует своим друзьям молодым художникам, у которых нет денег, чтобы заплатить натурщице. До старше Лолиты: ей 19 лет, но тема молодости становится лейтмотивом пьесы. От вас пахнет молодостью. Позвольте я подышу вами, говорит Сомов, приведя До к себе домой, пока его жена Ольга в отъезде. Однако оказывается, что Ольга никуда не уехала и стала свидетельницей страсти мужа к юной девушке. Мучимая ревностью, она решает взять До в семью, фактически удочерить ее (Мне кажется, что в нашей жизни чего-то не хватает. Мы оба счастливы, мы оба как будто остались прежними, но молодости нет, которая дала бы свет, радость нашей жизни. Представь, как было бы хорошо, если бы рядом было существо, у которого столько надежд на будущее). До поселяется у них, привязывается к Ольге и отвергает все попытки Сергея добиться близости. Однако вскоре идиллия заканчивается. Когда их жизнь превращается в кошмар, Сергей кричит Ольге: Я не хочу никакой молодостиЕсли она не уйдет, то уйду я.
При всей условности Маленькой девочки перед режиссером Игорем Максимчуком стояла непростая задача если не преодолеть эту герметичность салонной пьесы, то хотя бы определить место и время действия. Персонажи живут в большой профессорской квартире, обставленной в традиционном стиле: зеркала в тяжелых рамах, покрытые пледом диваны, чайный сервиз на столе в гостиной. Костюмы героев ближе всего к стилю 1980-х, во время празднования Нового года звучат песни Джо Дассена, а До курит сигареты Virginia Slim, упакованные в пачку вполне современного дизайна. В этом пространстве немолодому ученому в исполнении Владимира Симонова и его несколько экзальтированной супруге (Елена Сафонова) и предстоит выяснять отношения и строить дальнейшую жизнь.
Телеанонс:
Маленькая девочка
Телеспектакль. Запись 2002 года.
Режиссер Игорь Максимчук.
В ролях: Владимир Симонов, Елена Сафонова, Светлана Малюкова, Елена Скороходова, Ходжадурды Нарлыев, Любовь Германова, Геннадий Сайфулин.
Досье Век:
Нина Николаевна Берберова родилась в Санкт-Петербурге 8 августа 1901 года в семье чиновника по особым поручениям при министре финансов. Отец ее происходил из старинного армянского рода, а мать была дочерью тверского помещика. Как и все одаренные дети, Нина рано начала писать стихи, а в 1922 году ее произведения были впервые опубликованы. Примерно в это время происходит ее знакомство с Владом Ходасевичем. Она вступает с ним в гражданский брак, и вскоре супружеская чета покидает родину. Cупруги были дружны с М. Горьким, который в начале их пребывания за границей приютил молодых в своем доме в Саарове под Берлином. Союз Нины с Ходасевичем продолжался 10 лет. Но даже после расставания они остались друзьями и сохранили теплые отношения на всю жизнь. Будучи замужем вторично, Нина Берберова ведет переписку с ним и его второй женой, О. Б. Марголиной-Ходасевич. В эмиграции Н. Берберова продолжает литературное творчество. Ее стихи публикуют берлинские эмигрантские газеты и журналы. Как и всех российских эмигрантов, занимающихся творческой деятельностью, Нину Берберову манил Париж. Переселившись в столицу европейской богемы, она работает в газете Последние новости: пишет рассказы, стихи, кинокритику, репортажи, ведет хронику советской литературы. В эти годы появляются сборники рассказов Биянкурские праздники, романы Последние и первые: Роман из эмигрантской жизни (1930), Повелительница (1932), Без заката (1938). Большинство ее произведений посвящено жизни эмигрантов из России. В центре судьбы людей, вынужденных существовать вдали от родины. Писательница остается в тесной связи с покинутой отчизной, ее культурой, историей. Она изучает жизнь и творчество великих соотечественников. Плодами этих изысканий становятся биографии русских композиторов - Чайковского, Бородина.
После окончания Второй Мировой войны она перебирается в Америку, где писательница начинает трудиться на ниве просвещения: преподает в Йельском, а затем в Принстонском университетах. Она занимается исследованиями в области теории литературы, литературоведения, литературной критики. Ее перу принадлежит уникальное исследование - книга Люди и ложи об истории масонства в России. Она содержит очерки о масонских ложах и биографический словарь в 666 имен. Ее долгая творческая жизнь - это хроника столетия, которую ведет ровесница века. Незадолго до смерти писательнице удалось побывать на родине, которую она покинула, будучи совсем юной. Ее жизнь оборвалась 26 сентября 1993 года вдали от родины, в Филадельфии.
Супругов Сомовых в постановке режиссера Игоря Максимчука сыграли Владимир Симонов и Елена Сафонова, а юную разлучницу До Светлана Малюкова. Маленькая девочка одна из самых непростых для постановки пьес Берберовой. Писательница начала над ней работу в 1950-х, а закончила в 1961-м. Логику поступков персонажей зачастую объяснить трудно. Коллизия пьесы если и не повторяет лолитовскую, то во всяком случае построена не без оглядки на роман Набокова (Лолита была написана в 1954, в 1955 году вышла в Париже, а в 1958 году в Америке, так что не знать о ней Берберова не могла).
Сергей Сергеевич Сомов 50-летний археолог с именем, пишущий книги о португальском средневековье, у общих знакомых встречает юную музыкантшу До (сравните с Ло). До живет одна и время от времени позирует своим друзьям молодым художникам, у которых нет денег, чтобы заплатить натурщице. До старше Лолиты: ей 19 лет, но тема молодости становится лейтмотивом пьесы. От вас пахнет молодостью. Позвольте я подышу вами, говорит Сомов, приведя До к себе домой, пока его жена Ольга в отъезде. Однако оказывается, что Ольга никуда не уехала и стала свидетельницей страсти мужа к юной девушке. Мучимая ревностью, она решает взять До в семью, фактически удочерить ее (Мне кажется, что в нашей жизни чего-то не хватает. Мы оба счастливы, мы оба как будто остались прежними, но молодости нет, которая дала бы свет, радость нашей жизни. Представь, как было бы хорошо, если бы рядом было существо, у которого столько надежд на будущее). До поселяется у них, привязывается к Ольге и отвергает все попытки Сергея добиться близости. Однако вскоре идиллия заканчивается. Когда их жизнь превращается в кошмар, Сергей кричит Ольге: Я не хочу никакой молодостиЕсли она не уйдет, то уйду я.
При всей условности Маленькой девочки перед режиссером Игорем Максимчуком стояла непростая задача если не преодолеть эту герметичность салонной пьесы, то хотя бы определить место и время действия. Персонажи живут в большой профессорской квартире, обставленной в традиционном стиле: зеркала в тяжелых рамах, покрытые пледом диваны, чайный сервиз на столе в гостиной. Костюмы героев ближе всего к стилю 1980-х, во время празднования Нового года звучат песни Джо Дассена, а До курит сигареты Virginia Slim, упакованные в пачку вполне современного дизайна. В этом пространстве немолодому ученому в исполнении Владимира Симонова и его несколько экзальтированной супруге (Елена Сафонова) и предстоит выяснять отношения и строить дальнейшую жизнь.
Телеанонс:
Маленькая девочка
Телеспектакль. Запись 2002 года.
Режиссер Игорь Максимчук.
В ролях: Владимир Симонов, Елена Сафонова, Светлана Малюкова, Елена Скороходова, Ходжадурды Нарлыев, Любовь Германова, Геннадий Сайфулин.
Досье Век:
Нина Николаевна Берберова родилась в Санкт-Петербурге 8 августа 1901 года в семье чиновника по особым поручениям при министре финансов. Отец ее происходил из старинного армянского рода, а мать была дочерью тверского помещика. Как и все одаренные дети, Нина рано начала писать стихи, а в 1922 году ее произведения были впервые опубликованы. Примерно в это время происходит ее знакомство с Владом Ходасевичем. Она вступает с ним в гражданский брак, и вскоре супружеская чета покидает родину. Cупруги были дружны с М. Горьким, который в начале их пребывания за границей приютил молодых в своем доме в Саарове под Берлином. Союз Нины с Ходасевичем продолжался 10 лет. Но даже после расставания они остались друзьями и сохранили теплые отношения на всю жизнь. Будучи замужем вторично, Нина Берберова ведет переписку с ним и его второй женой, О. Б. Марголиной-Ходасевич. В эмиграции Н. Берберова продолжает литературное творчество. Ее стихи публикуют берлинские эмигрантские газеты и журналы. Как и всех российских эмигрантов, занимающихся творческой деятельностью, Нину Берберову манил Париж. Переселившись в столицу европейской богемы, она работает в газете Последние новости: пишет рассказы, стихи, кинокритику, репортажи, ведет хронику советской литературы. В эти годы появляются сборники рассказов Биянкурские праздники, романы Последние и первые: Роман из эмигрантской жизни (1930), Повелительница (1932), Без заката (1938). Большинство ее произведений посвящено жизни эмигрантов из России. В центре судьбы людей, вынужденных существовать вдали от родины. Писательница остается в тесной связи с покинутой отчизной, ее культурой, историей. Она изучает жизнь и творчество великих соотечественников. Плодами этих изысканий становятся биографии русских композиторов - Чайковского, Бородина.
После окончания Второй Мировой войны она перебирается в Америку, где писательница начинает трудиться на ниве просвещения: преподает в Йельском, а затем в Принстонском университетах. Она занимается исследованиями в области теории литературы, литературоведения, литературной критики. Ее перу принадлежит уникальное исследование - книга Люди и ложи об истории масонства в России. Она содержит очерки о масонских ложах и биографический словарь в 666 имен. Ее долгая творческая жизнь - это хроника столетия, которую ведет ровесница века. Незадолго до смерти писательнице удалось побывать на родине, которую она покинула, будучи совсем юной. Ее жизнь оборвалась 26 сентября 1993 года вдали от родины, в Филадельфии.