Тюрьма хоронит тайны бенифициаров ФСИН
Руководство тюремного ведомства не отдает СКР результаты «засекреченной» проверки Росфинмониторингом, в которой раскрыта схема «воровства на браслетах».
«Новый скандал разгорается вокруг расследования уголовного дела о многомиллиардных хищениях в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) при поставках электронных браслетов. Ревизоры Росфинмониторинга выяснили, что сотни миллионов бюджетных средств из этого проекта осели на счетах физических лиц, а часть денег была переведена в Гонконг и Швейцарию, однако представители ФСИН теперь отказываются передавать в Следственный комитет материалы этой проверки,- пишут 23 апреля «Известия».
Как рассказали изданию источники в спецслужбах, в марте этого года Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) завершила проверку использования бюджетных средств, выделенных на проект по внедрению во ФСИН «электронных браслетов».
— В докладе говорится о выделении в 2010–2012 годах на эти цели 2,5 млрд рублей, — пояснил высокопоставленный собеседник. — В документе представлена сложная схема движения средств, пояснение к которой занимает 800 страниц.
По его словам, проверка показала, через какие именно фирмы «прокачивались» деньги и на чьих счетах они осели. Схема была следующей: ФСИН перечисляла деньги специально созданному для производства электронных браслетов подведомственному ей ФГУП ЦИТОС. Примечательно, что ФГУП ЦИТОС было создано в 2011 году на базе другого ФГУПа ФСИН — торгового дома «Вятка».
Даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов, ранее руководивший НПФ «Мета».
По данным ревизоров, из столичного ЦИТОСа деньги уходили в его самарский филиал. В 2010–2011 годах туда было переведено в общей сложности порядка 2,2 млрд рублей. Этот филиал выполнял роль диспетчера, который распределял финансовые потоки по счетам десятка других фирм.
Особую роль в этой схеме играли предприятия, связанные с Виктором Определеновым и его давним бизнес–партнером Николаем Мартыновым, возглавляющим НПФ «Мета». За два года этой фирме перечислили 1 млрд рублей. Еще 200 млн были переведены на счет дочернего предприятия «Меты» — фирмы «Экотест», которой сейчас владеет родственница Мартынова.
Еще 140 млн рублей за электронные детали и комплектующие получило ООО «Электронные системы и компоненты». Согласно базе данных ЕГРЮЛ, эта самарская компания была создана 5 мая 2011 года. А уже 25 мая на ее счета начали поступать деньги.
Денежные средства со счетов «Меты», «Экотеста» и «Электронных систем и компонентов» были переведены еще через ряд фирм. Конечными получателями финансовых средств стали: некая иностранная компания со счетом в Гонконге, сын директора «Меты» Денис Мартынов, самарская фирма ООО «Триумф», торгующая табаком и кондитерскими изделиями, и еще ряд частных лиц.
Также в схеме было задействовано ООО «ЛВ-Спецтехника», которое является «эксклюзивным представителем» гонконгской фирмы Ditis Hong Kong LTD. На счета «ЛВ-Спецтехника» было перечислено около 300 млн рублей. Из них 38 млн рублей впоследствии переведены трем швейцарским компаниям. Еще около 100 млн рублей перечислялись на счет московского ООО «Современные технологии», которое, по данным ЕГРЮЛ, было создано в 2010 году. В Росфинмониторинге считают, что на счетах этой фирмы «аккумулировались денежные средства с дальнейшим перечислением в пользу физических лиц». Средства физлица получали как оплату по договорам различных займов.
Издание попыталось получить комментарий в вышеупомянутых фирмах, однако телефоны, указанные на сайтах и в базе данных «СПАРК-Интерфакс», оказались недействующими. В НПФ «Мета» также не смогли оперативно ответить на вопросы издания.
По данным газеты, результаты проверки Росфинмониторинга очень сильно интересуют следователей СКР, которые расследуют махинации с производством и электронных браслетов. Однако ФСИН блокирует передачу этих документов.
— Представители следственных органов обращались несколько раз с официальным запросом, в котором просили предоставить эти материалы, — рассказывает источник в спецслужбах.
По его словам, сначала следователю ответил замдиректора генерал-лейтенант Владислав Цатуров. Он написал, что «ФСИН не располагает официальной информацией о проведении вышеуказанной проверки»А через три дня следователям ответил представитель службы собственной безопасности тюремного ведомства полковник Сергей Корженков. Он также отказался предоставить материалы проверки Росфинмониторинга, но признал их наличие. Корженков пояснил, что «данные материалы финансового расследования не могут использоваться в качестве доказательств и к материалам уголовного дела не приобщаются». Кроме того, он сослался на якобы имеющийся на бумагах гриф «Секретно».
Между тем, по данным издания, следствие уточнило круг фигурантов скандального уголовного дела о миллиардных хищениях в рамках проекта о введении электронных браслетов для нужд Федеральной службы исполнения наказаний. При этом фактически http://flb.ru/info/54421.html сняты претензии к экс-директору ФСИН Александру Реймеру, но теперь к этой истории «примеряют» ряд бывших и нынешних высокопоставленных сотрудников ведомства.
В поле зрения следователей попали действующий замдиректора ФСИН генерал-лейтенант Владислав Цатуров, уже бывший заместитель генерал-майор Вячеслав Кузьмин, начальник управления по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, генерал-майор Елена Зарембинская. Фигурантами дела также стали бывший руководитель главного центра информационно-технического обеспечения полковник Виктор Гончаренко, а также ряд старших офицеров из управления собственной безопасности и подразделений по экономической безопасности оперативного управления ФСИН. Все они, по некоторым данным, имели прямое отношение к контролю за производством и поставками для нужд ФСИН электронных браслетов. Впрочем, в самой ФСИН утверждают, что пока следственных действий с ними не проводилось».
4 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Распил» браслетов довел до оффшоров» говорилось: «как заявили в Главном следственном управлении СКР по городу Москве, в результате масштабной доследственной проверки заключения госконтрактов на закупку браслетов, в действиях должностных лиц ФСИН и сотрудников внутриведомственного ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) установлен ряд нарушений.
В частности, «в нарушение законодательства должностные лица ФСИН отказались от проведения открытого аукциона и заключили между собой ряд государственных контрактов, действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России с целью устранения конкурентов».
По мнению следствия, с ведома высокопоставленных сотрудников ФСИН цены на браслеты были завышены в несколько раз. Отдельно подчеркивается, что браслеты не соответствовали техническим требованием, в них отсутствовали необходимые элементы, и они не могли использоваться по назначению, поскольку информация, поступавшая с них, была ложной. В общем, это груда лома, которая «сторожила» тысячи осужденных по всей стране. Всего же, по данным следствия, было закуплено на конец прошлого года 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Причем и работающие браслеты вызывали серьезные нарекания.
Информация о махинациях во ФСИН при заключении госконтрактов, в том числе и при закупке электронных браслетов, стала появляться в СМИ еще до отставки летом прошлого года прежнего директора ФСИН Александра Реймера. Это были всплывшие на поверхность отголоски закулисного скандала с расформированием Главного центра инженерно-технического обеспечения ФСИН, ключевой технической службы в системе, которая отвечает за «техническую начинку» ведомства. Шла борьба реймеровцев с остатками калининской команды (Юрий Калинин, экс-директор ФСИН). Интриги противоборствующих сторон спровоцировали ряд проверок как внутриведомственных, так и с привлечением третьих сторон, антимонопольной службы, Счетной палаты и даже Росфинмониторинга. И именно тогда Следственный комитет начал доследственную проверку, впрочем, без особой охоты, так как по материалам фсиновской проверки выходило, что сотрудники ведомства тут ни при чем, во всем виноват ФГУП ЦИТОС. Лезть же во внутриведомственные дела «коллег» особой охоты не было.
Дело так бы и закончилось ничем, если бы не результаты аудиторской проверки Счетной палаты, которая сейчас и составляет основу уголовного дела, что само по себе случай довольно редкий. Обычно проверки Счетной палаты не выходят за пределы проверяемого ведомства и в лучшем случае заканчиваются выговором или увольнением какого-либо нерадивого сотрудника.
Насколько серьезно настроены в СК, мы увидим в ближайшее время. Ведь проверка Счетной палаты проводилась только в нескольких наиболее крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Камчатка, так что следователям есть чем заняться.
Но самое интересное сейчас даже не уголовное дело в отношении фсиновских генералов, которые фигурируют в деле о браслетах. Самое интересное — это проверка Росфинмониторинга финансовой деятельности ФГУП ЦИТОС, которая проводилась еще прошлым летом. Согласно нашим источникам во ФСИН, проверка показала, что в ходе совместной деятельности ЦИТОС и ФСИН в офшоры было выведено 1,3 миллиарда рублей, а это уже преступление уровня Генпрокуратуры. Прошел почти год, а она пока молчит.
Молчат сотрудники ФСИН и по поводу того, что же все-таки теперь делать с тысячами осужденных, которые по всей России сейчас отбывают наказание дома с электронными браслетами.
А ведь электронные браслеты, далеко не единственное дело, где «отличилась» команда Александра Реймера”, - писала 4 апреля Ирина Гордиенко в «Новой газете» .
Как рассказали изданию источники в спецслужбах, в марте этого года Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) завершила проверку использования бюджетных средств, выделенных на проект по внедрению во ФСИН «электронных браслетов».
— В докладе говорится о выделении в 2010–2012 годах на эти цели 2,5 млрд рублей, — пояснил высокопоставленный собеседник. — В документе представлена сложная схема движения средств, пояснение к которой занимает 800 страниц.
По его словам, проверка показала, через какие именно фирмы «прокачивались» деньги и на чьих счетах они осели. Схема была следующей: ФСИН перечисляла деньги специально созданному для производства электронных браслетов подведомственному ей ФГУП ЦИТОС. Примечательно, что ФГУП ЦИТОС было создано в 2011 году на базе другого ФГУПа ФСИН — торгового дома «Вятка».
Даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов, ранее руководивший НПФ «Мета».
По данным ревизоров, из столичного ЦИТОСа деньги уходили в его самарский филиал. В 2010–2011 годах туда было переведено в общей сложности порядка 2,2 млрд рублей. Этот филиал выполнял роль диспетчера, который распределял финансовые потоки по счетам десятка других фирм.
Особую роль в этой схеме играли предприятия, связанные с Виктором Определеновым и его давним бизнес–партнером Николаем Мартыновым, возглавляющим НПФ «Мета». За два года этой фирме перечислили 1 млрд рублей. Еще 200 млн были переведены на счет дочернего предприятия «Меты» — фирмы «Экотест», которой сейчас владеет родственница Мартынова.
Еще 140 млн рублей за электронные детали и комплектующие получило ООО «Электронные системы и компоненты». Согласно базе данных ЕГРЮЛ, эта самарская компания была создана 5 мая 2011 года. А уже 25 мая на ее счета начали поступать деньги.
Денежные средства со счетов «Меты», «Экотеста» и «Электронных систем и компонентов» были переведены еще через ряд фирм. Конечными получателями финансовых средств стали: некая иностранная компания со счетом в Гонконге, сын директора «Меты» Денис Мартынов, самарская фирма ООО «Триумф», торгующая табаком и кондитерскими изделиями, и еще ряд частных лиц.
Также в схеме было задействовано ООО «ЛВ-Спецтехника», которое является «эксклюзивным представителем» гонконгской фирмы Ditis Hong Kong LTD. На счета «ЛВ-Спецтехника» было перечислено около 300 млн рублей. Из них 38 млн рублей впоследствии переведены трем швейцарским компаниям. Еще около 100 млн рублей перечислялись на счет московского ООО «Современные технологии», которое, по данным ЕГРЮЛ, было создано в 2010 году. В Росфинмониторинге считают, что на счетах этой фирмы «аккумулировались денежные средства с дальнейшим перечислением в пользу физических лиц». Средства физлица получали как оплату по договорам различных займов.
Издание попыталось получить комментарий в вышеупомянутых фирмах, однако телефоны, указанные на сайтах и в базе данных «СПАРК-Интерфакс», оказались недействующими. В НПФ «Мета» также не смогли оперативно ответить на вопросы издания.
По данным газеты, результаты проверки Росфинмониторинга очень сильно интересуют следователей СКР, которые расследуют махинации с производством и электронных браслетов. Однако ФСИН блокирует передачу этих документов.
— Представители следственных органов обращались несколько раз с официальным запросом, в котором просили предоставить эти материалы, — рассказывает источник в спецслужбах.
По его словам, сначала следователю ответил замдиректора генерал-лейтенант Владислав Цатуров. Он написал, что «ФСИН не располагает официальной информацией о проведении вышеуказанной проверки»А через три дня следователям ответил представитель службы собственной безопасности тюремного ведомства полковник Сергей Корженков. Он также отказался предоставить материалы проверки Росфинмониторинга, но признал их наличие. Корженков пояснил, что «данные материалы финансового расследования не могут использоваться в качестве доказательств и к материалам уголовного дела не приобщаются». Кроме того, он сослался на якобы имеющийся на бумагах гриф «Секретно».
Между тем, по данным издания, следствие уточнило круг фигурантов скандального уголовного дела о миллиардных хищениях в рамках проекта о введении электронных браслетов для нужд Федеральной службы исполнения наказаний. При этом фактически http://flb.ru/info/54421.html сняты претензии к экс-директору ФСИН Александру Реймеру, но теперь к этой истории «примеряют» ряд бывших и нынешних высокопоставленных сотрудников ведомства.
В поле зрения следователей попали действующий замдиректора ФСИН генерал-лейтенант Владислав Цатуров, уже бывший заместитель генерал-майор Вячеслав Кузьмин, начальник управления по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, генерал-майор Елена Зарембинская. Фигурантами дела также стали бывший руководитель главного центра информационно-технического обеспечения полковник Виктор Гончаренко, а также ряд старших офицеров из управления собственной безопасности и подразделений по экономической безопасности оперативного управления ФСИН. Все они, по некоторым данным, имели прямое отношение к контролю за производством и поставками для нужд ФСИН электронных браслетов. Впрочем, в самой ФСИН утверждают, что пока следственных действий с ними не проводилось».
4 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Распил» браслетов довел до оффшоров» говорилось: «как заявили в Главном следственном управлении СКР по городу Москве, в результате масштабной доследственной проверки заключения госконтрактов на закупку браслетов, в действиях должностных лиц ФСИН и сотрудников внутриведомственного ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) установлен ряд нарушений.
В частности, «в нарушение законодательства должностные лица ФСИН отказались от проведения открытого аукциона и заключили между собой ряд государственных контрактов, действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России с целью устранения конкурентов».
По мнению следствия, с ведома высокопоставленных сотрудников ФСИН цены на браслеты были завышены в несколько раз. Отдельно подчеркивается, что браслеты не соответствовали техническим требованием, в них отсутствовали необходимые элементы, и они не могли использоваться по назначению, поскольку информация, поступавшая с них, была ложной. В общем, это груда лома, которая «сторожила» тысячи осужденных по всей стране. Всего же, по данным следствия, было закуплено на конец прошлого года 23,9 тыс. устройств, но использовалось менее половины из них. Причем и работающие браслеты вызывали серьезные нарекания.
Информация о махинациях во ФСИН при заключении госконтрактов, в том числе и при закупке электронных браслетов, стала появляться в СМИ еще до отставки летом прошлого года прежнего директора ФСИН Александра Реймера. Это были всплывшие на поверхность отголоски закулисного скандала с расформированием Главного центра инженерно-технического обеспечения ФСИН, ключевой технической службы в системе, которая отвечает за «техническую начинку» ведомства. Шла борьба реймеровцев с остатками калининской команды (Юрий Калинин, экс-директор ФСИН). Интриги противоборствующих сторон спровоцировали ряд проверок как внутриведомственных, так и с привлечением третьих сторон, антимонопольной службы, Счетной палаты и даже Росфинмониторинга. И именно тогда Следственный комитет начал доследственную проверку, впрочем, без особой охоты, так как по материалам фсиновской проверки выходило, что сотрудники ведомства тут ни при чем, во всем виноват ФГУП ЦИТОС. Лезть же во внутриведомственные дела «коллег» особой охоты не было.
Дело так бы и закончилось ничем, если бы не результаты аудиторской проверки Счетной палаты, которая сейчас и составляет основу уголовного дела, что само по себе случай довольно редкий. Обычно проверки Счетной палаты не выходят за пределы проверяемого ведомства и в лучшем случае заканчиваются выговором или увольнением какого-либо нерадивого сотрудника.
Насколько серьезно настроены в СК, мы увидим в ближайшее время. Ведь проверка Счетной палаты проводилась только в нескольких наиболее крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Камчатка, так что следователям есть чем заняться.
Но самое интересное сейчас даже не уголовное дело в отношении фсиновских генералов, которые фигурируют в деле о браслетах. Самое интересное — это проверка Росфинмониторинга финансовой деятельности ФГУП ЦИТОС, которая проводилась еще прошлым летом. Согласно нашим источникам во ФСИН, проверка показала, что в ходе совместной деятельности ЦИТОС и ФСИН в офшоры было выведено 1,3 миллиарда рублей, а это уже преступление уровня Генпрокуратуры. Прошел почти год, а она пока молчит.
Молчат сотрудники ФСИН и по поводу того, что же все-таки теперь делать с тысячами осужденных, которые по всей России сейчас отбывают наказание дома с электронными браслетами.
А ведь электронные браслеты, далеко не единственное дело, где «отличилась» команда Александра Реймера”, - писала 4 апреля Ирина Гордиенко в «Новой газете» .