У страховщиков нет денег на врачей
Денег на оплату услуг врачей и медперсонала в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) осталось только на год. Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета фонда на 2018–2020 гг. Деньги, конечно, найдутся. Но проблема дефицита - останется.
Согласно указу главы РФ Владимира Путина, подписанному в 2012 году, в текущем году зарплата врачей должна достигнуть 180% от средней по региону, в котором они работают, среднего и младшего медперсонала – 90 и 80%, а со следующего года – 200, 100 и 100%.
Основным источником доходов ФОМС являются страховые взносы работников, и в период с 2018 по 2020 годы, согласно планам, они составят 1,89 трлн, 1,93 трлн и 2,01 трлн руб. соответственно. Поддерживать зарплаты врачей и медперсонала на уровне, который установлен указом президента, получится лишь в 2018 г. – с 2019 г. ФОМС ждет дефицит. Для его покрытия фонду необходимо будет дополнительное финансирование в 95,5 млрд руб. в 2019 г. и 170,4 млрд в 2020 году.
Как отмечают эксперты ВШЭ, ФОМС располагает резервами – в последние два года взносы были большими, что позволило сформировать запас, за счет которого рост зарплат удастся поддерживать на необходимом уровне и в следующем году. Однако в 2019 году запасы истощатся и дополнительных доходов не будет, потребуется предусмотреть пополнение резерва ФОМС за счет федерального бюджета.
В Минфине, комментируя ситуацию, заявили, что в следующем году МС обеспечит выплату зарплат медперсоналу в соответствии с указом президента.
31 августа министр экономического развития России Максим Орешкин заявил, что зарплаты бюджетников проиндексируют в ближайшие полгода.
В протоколе совещания у вице-премьера Ольги Голодец, которое состоялось в июне, говорится, что в 2019–2020 гг. необходимо удержать зарплаты медиков на достигнутом уровне.
Глава Минздрава Вероника Скворцова накануне заявила, что власти страны уже изучают вопрос об увеличении финансирования на нужды здравоохранения. Вместе с тем, федеральный чиновник заявляет, что в бюджете на 2018–2020 гг. пожелания Минздрава учтены не были.
О том, что на зарплаты медикам потребуется выделение средств, говорит и представитель ФОМСа. Он отмечает, что ввиду изменения экономической динамики произойдет изменение и бюджетных потребностей фонда, а также его доходов. В 2016 году с целью сбалансировать бюджет ФОМС на текущий год, правительство решило не изымать из него 96,7 млрд руб.
В Минздраве заявили, что комментировать проект бюджета преждевременно.
В ФОМС также напоминают, что средства на выполнение майских указов должны поступать не только из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), но также и из других источников фонда оплаты труда. В октябре прошлого года правительственная комиссия по бюджетным проектировкам решила, что рост зарплат медиков будет на 70% обеспечиваться средствами ОМС и на 30% – из региональных бюджетов, доходов от предпринимательской деятельности и прочих источников. По прогнозам, до 2019 года ФОМС будет на 100% покрывать свою долю роста зарплат.
Согласно изначальным планам, рост зарплат планировалась обеспечить за счет средств, взятых из трех источников: федерального и региональных бюджетов, а также из внутренних резервов, за счет оптимизации штата и имущества. Из каждого из них планировалось привлекать треть требуемой суммы. Однако оптимизация внутренних резервов проведена не в полном объеме, так штат в период с 2013–2015 гг. сократился не на треть, как планировалось, а лишь на 5–7%, имущество тоже сократилось незначительно.
В полном объеме майские указы президента выполнялись в 2013–2015 гг., но в прошлом году оказались недовыполнены на 1–2%: произошел существенный рост средних зарплат россиян, чего никто не предвидел. По итогам прошлого года здравоохранение стало самым отстающим в выполнении майских указов. Из ФОМС финансируется около 70–80% медработников, остальные получают средства на зарплату из федерального бюджета.
Добиться роста доли регионов в расходах, когда не растут поступления из двух других источников, без увеличения бюджетных кредитов и дотаций, вряд ли удастся, считают представители отрасли. Единственным выходом в сложившейся ситуации им видится перевод на федеральный уровень части региональных полномочий, например, финансирования взносов в ФОМС за неработающих россиян – это 620–650 млрд руб. в год.
Когда ставилась задача повысить зарплаты, никто не ожидал, что экономику будут ждать несколько лет рецессии. Теперь же даже с поддержкой из госбюджета выполнить обязательства будет проблематично, говорят эксперты.
Майские указы — 11 документов с поручениями правительству, которые Владимир Путин подписал в мае 2012 года. В них обозначены меры, которые необходимо принять для повышения качества жизни населения. Впоследствии глава государства отмечал, что ввиду изменившейся экономической конъюнктуры указы могут быть скорректированы.
Основным источником доходов ФОМС являются страховые взносы работников, и в период с 2018 по 2020 годы, согласно планам, они составят 1,89 трлн, 1,93 трлн и 2,01 трлн руб. соответственно. Поддерживать зарплаты врачей и медперсонала на уровне, который установлен указом президента, получится лишь в 2018 г. – с 2019 г. ФОМС ждет дефицит. Для его покрытия фонду необходимо будет дополнительное финансирование в 95,5 млрд руб. в 2019 г. и 170,4 млрд в 2020 году.
Как отмечают эксперты ВШЭ, ФОМС располагает резервами – в последние два года взносы были большими, что позволило сформировать запас, за счет которого рост зарплат удастся поддерживать на необходимом уровне и в следующем году. Однако в 2019 году запасы истощатся и дополнительных доходов не будет, потребуется предусмотреть пополнение резерва ФОМС за счет федерального бюджета.
В Минфине, комментируя ситуацию, заявили, что в следующем году МС обеспечит выплату зарплат медперсоналу в соответствии с указом президента.
31 августа министр экономического развития России Максим Орешкин заявил, что зарплаты бюджетников проиндексируют в ближайшие полгода.
В протоколе совещания у вице-премьера Ольги Голодец, которое состоялось в июне, говорится, что в 2019–2020 гг. необходимо удержать зарплаты медиков на достигнутом уровне.
Глава Минздрава Вероника Скворцова накануне заявила, что власти страны уже изучают вопрос об увеличении финансирования на нужды здравоохранения. Вместе с тем, федеральный чиновник заявляет, что в бюджете на 2018–2020 гг. пожелания Минздрава учтены не были.
О том, что на зарплаты медикам потребуется выделение средств, говорит и представитель ФОМСа. Он отмечает, что ввиду изменения экономической динамики произойдет изменение и бюджетных потребностей фонда, а также его доходов. В 2016 году с целью сбалансировать бюджет ФОМС на текущий год, правительство решило не изымать из него 96,7 млрд руб.
В Минздраве заявили, что комментировать проект бюджета преждевременно.
В ФОМС также напоминают, что средства на выполнение майских указов должны поступать не только из средств обязательного медицинского страхования (ОМС), но также и из других источников фонда оплаты труда. В октябре прошлого года правительственная комиссия по бюджетным проектировкам решила, что рост зарплат медиков будет на 70% обеспечиваться средствами ОМС и на 30% – из региональных бюджетов, доходов от предпринимательской деятельности и прочих источников. По прогнозам, до 2019 года ФОМС будет на 100% покрывать свою долю роста зарплат.
Согласно изначальным планам, рост зарплат планировалась обеспечить за счет средств, взятых из трех источников: федерального и региональных бюджетов, а также из внутренних резервов, за счет оптимизации штата и имущества. Из каждого из них планировалось привлекать треть требуемой суммы. Однако оптимизация внутренних резервов проведена не в полном объеме, так штат в период с 2013–2015 гг. сократился не на треть, как планировалось, а лишь на 5–7%, имущество тоже сократилось незначительно.
В полном объеме майские указы президента выполнялись в 2013–2015 гг., но в прошлом году оказались недовыполнены на 1–2%: произошел существенный рост средних зарплат россиян, чего никто не предвидел. По итогам прошлого года здравоохранение стало самым отстающим в выполнении майских указов. Из ФОМС финансируется около 70–80% медработников, остальные получают средства на зарплату из федерального бюджета.
Добиться роста доли регионов в расходах, когда не растут поступления из двух других источников, без увеличения бюджетных кредитов и дотаций, вряд ли удастся, считают представители отрасли. Единственным выходом в сложившейся ситуации им видится перевод на федеральный уровень части региональных полномочий, например, финансирования взносов в ФОМС за неработающих россиян – это 620–650 млрд руб. в год.
Когда ставилась задача повысить зарплаты, никто не ожидал, что экономику будут ждать несколько лет рецессии. Теперь же даже с поддержкой из госбюджета выполнить обязательства будет проблематично, говорят эксперты.
Майские указы — 11 документов с поручениями правительству, которые Владимир Путин подписал в мае 2012 года. В них обозначены меры, которые необходимо принять для повышения качества жизни населения. Впоследствии глава государства отмечал, что ввиду изменившейся экономической конъюнктуры указы могут быть скорректированы.