Анна Слободян — 21.10.2015 10:30

У «Трансаэро» появился шанс

Покупку авиакомпании «Трансаэро» совладельцем S7 Владиславом Филевым в правительстве РФ назвали «реальным шансом на выживание» для находящегося в кризисе авиаперевозчика. Почти сразу после известия о сделке Арбитражный суд Санкт-Петербурга сообщил о том, что иск о банкротстве «Трансаэро», поданный «Аэрофлотом», не принят.

По мнению замглавы Минэкономразвития Евгения Елина, после покупки компанией S7 контрольного пакета «Трансаэро» у авиаперевозчика, испытывающего большие финансовые проблемы, появился реальный шанс избежать банкротства. По его словам, происходящее полностью оправдывает ожидания Минэкономразвития: более эффективная компания поглощает менее эффективную, в результате чего происходит оздоровление рынка.
При этом Елин подчеркнул, что основная помощь, которую государство может оказать S7, спасающей «Трансаэро», должна заключаться в том, чтобы не мешать ей. Основным интересом перевозчика в данной сделке он назвал маршрутную сеть «Трансаэро». В связи с этим, отметил чиновник, помощь государства будет заключаться в том, чтобы обеспечить получение компанией главного приза. При этом он призвал Росавиацию сохранить за «Трансаэро» сертификат эксплуатанта и оставить за авиакомпанией возможность совершать полеты. Решение о дальнейшей судьбе авиаперевозчика Росавиация объявит завтра.
Между тем, кредиторам «Трансаэро» предстоит прийти к единому соглашению, например, капитализировать свой долг, считает Елин. При этом он допускает, что на начальном этапе компания будет убыточной, и призвывает разделить финансовые потери между кредиторами и S7. Насколько велики будут издержку, зависит от навыков менеджмента, считает Елин. При этом он отметил, что руководство S7 отлично себя зарекомендовало во время кризиса 2008 года.
Накануне стало известно о сделке по покупке 51% акций «Трансаэро». Покупателем выступил гендиректор авиакомпании S7 Владислав Филев. Хотя стоимость покупки участники сделки не оглашают, однако отмечают, что она устроила обе стороны и существенно превысила 1 рубль, который за компанию предлагал «Аэрофлот».
Как подчеркнул после заключения сделки Филев, акционеры «Трансаэро» разработали «план по урегулированию отношений с кредиторами», при этом вдаваться в подробности он не стал. Филев также отметил, что усилия новых акционеров будут направлены на то, чтобы не допустить банкротства авиакомпании.
После совершения сделки источник в авиационных кругах заявил, что «Трансаэро» продолжит свою деятельность.
Примечательно, что практически сразу после сообщений о сделке Арбитражный суд Санкт-Петербурга отказался принимать иск о банкротстве «Трансаэро», поданный «Аэрофлотом».
О судьбе аналогичных исков, ранее поданных Сбербанком и Альфа-банком, пока не сообщается.
Напомним, что в начале сентября авиакомпания «Трансаэро» оказалась в крайне затруднительном финансовом положении. По сути, отмечали тогда эксперты, у компании было лишь два выхода: или согласиться на внешнее управление, или объявить о банкротстве. Авиакомпанию «Трансаэро» пыталось спасти государство, выделив ей 9 млрд. рублей госгарантий, кроме того, обсуждалась возможность реструктуризации долгов. Однако основные владельцы авиакомпании Ольга и Александр Плешаковы оказались неспособными вывести компанию из кризиса, поэтому государству проще субсидировать «Аэрофлот», который смог бы перевозить пассажиров «Трансаэро», чем продолжать выделять деньги из бюджета.
В начале сентября «Аэрофлот» получил операционное управление над компанией. Сообщалось, что контрольный пакет «Трансаэро» должен был обойтись «Аэрофлоту» в 1 рубль. Впрочем, уже спустя месяц от покупки было решено отказаться.
На сегодняшний день долг «Трансаэро» оценивается в 250 млрд. рублей. Кредиторы перевозчика, в частности, Альфа-банк, Сбербанк и ВТБ, намерены добиваться банкротства компании. Решение обанкротить «Трансаэро» также было принято правительством РФ.
С 1 октября приостановлена продажа билетов, а с 6 октября авиаперевозчик начал отменять десятки своих рейсов. Пассажиров «Трансаэро» на борт стали брать другие авиакомпании, координатором перевозок стал «Аэрофлот».
Полная версия публикации