Уедет ли из Сочи «Формула-1»?
Как известно, в сентябре в Сочи пройдет очередной этап автогонок «Формулы-1» сезона 2020 года, носящий название Гран-при России. Однако уже сейчас начала обсуждаться возможность в дальнейшем переноса соревнований на трассу «Игора Драйв», которая уже построена недалеко от Санкт-Петербурга.
24-27 сентября 2020 года в Сочи планируется проведение очередного этапа Гран-при России в «Формуле-1». С 2014 года соревнования проводятся на трассе «Сочи Автодром» в Олимпийском парке. Как сообщает сайт «Сочи-Автодром», билетов и пакетных предложений уже продано на 60% больше, чем на аналогичный период прошлого года. Длина трассы в Сочи составляет около 310 км, и участникам соревнований предстоит проехать 53 круга по 5,8 км. В прошлом году российский этап также проходил в сентябре. Его победителем стал гонщик команды «Мерседес» Льюис Хэмилтон.
Однако в конце прошлого года в СМИ все чаще зазвучали предположения, что, начиная со следующего года, «Формула-1» может переехать на другую трассу, которая уже построена недалеко от Санкт-Петербурга – «Игора Драйв». В частности, как заявил известный журналист, сотрудничающий с «Формулой-1», Дикен Ренкен порталу Sports.ru, трасса «Сочи-Автодром» может быть укорочена до 2 км из-за строительства нового концертного зала и, следовательно уже не может быть использована для соревнований.
Комплекс «Игора Драйв», который называют как наиболее вероятное новое место проведения соревнований «Формулы-1», был построен в Приозерском районе Ленинградской области в течение двух лет и введен в эксплуатацию в конце 2019 года. По информации СМИ, основным инвестором проекта стал Юрий Ковальчук. По данным ЕГРЮЛ, его компании «Арконн» принадлежит 25% «Игора Драйв». В качестве архитектора был привлечен Герман Тильке – человек, построивший все автодромы, на которых проводятся этапы «Формулы-1». Окончательное решение о том, что «Игора Драйв» будет строиться под требования «Формулы-1», было принято в середине 2019 года, тогда были внесены изменения в проект в соответствии с требованиями ФИА. Мультидром включает в себя не только трассу для шоссейно-кольцевых гонок, но и 9 трасс для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. Эксперты отмечают наличие на трассе искусственного освещения для проведения ночных гонок и уникальное здание автоклуба. Несмотря на то, что «Игора Драйв» находится в 54 км от Санкт-Петербурга и добраться туда можно только на автомобиле, тем не менее, размещение зрителей готов взять на себя отельный комплекс «Игора», который размещается поблизости. Сторонники переноса соревнований в Ленобласть утверждают, что трасса в Сочи слишком скучна, не поощряет обгоны, плюс необходимо учитывать ограничения из-за близкого размещения олимпийских объектов. Например, пилот «Ред Булл» Даниэль Риккьярдо заявил в интервью СМИ, что «в отличие от большинства автодромов в Сочи профиль трассы от поворота к повороту не меняется. Кроме того, повороты очень плоские, что делает их недостаточно уникальными».
Сразу после появления первых упоминаний в СМИ о возможном переносе «Формулы-1» официальные лица, в том числе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и промоутер Гран-при России Сергей Воробьев, заявили, что такое решение не принято. Одновременно с этим Воробьев отметил, что «когда «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом получит статус автодрома «Формулы-1», то возможно чередование этапов с сочинской трассой или даже два Гран-при в России в сезоне, но не в ближайшие два-три года».
Вместе с тем возникает вопрос: почему в принципе стал обсуждаться такой перенос? Как пишет издание «Медуза», в 2000-х годах рассматривался вариант строительства автодрома «Пулковские высоты» под Санкт-Петербургом, но не нашлось инвесторов. В октябре 2010 года был подписан контракт о строительстве автодрома и проведении этапов «Формулы-1» в Сочи. Со стороны России подписантом контракта стало НАО «Центр «Омега», которое принадлежит администрации Краснодарского края, эта же компания строила все олимпийские объекты.
С 2017 года титульными спонсорами «Формулы-1» стали группа ВТБ и компания «Лукойл». А в апреле 2018 года было объявлено, что государство прекращает финансирование Гран-при, а все финансовые и организационные полномочия целиком переходят компании «Росгонки». СМИ утверждают, что у соревнований есть еще ряд крупных спонсоров, которые не готовы открывать свои имена. Но, тем не менее, по данным «Медузы», несмотря на официально объявляемые аншлаги организаторы Гран-при России уже не первый год испытывают проблемы с продажей билетов. В 2017 году около 5 тыс. билетов на Гран-при были приобретены за счет бюджета Краснодарского края для распределения между сотрудниками бюджетных и военных учреждений. В середине января 2020 года появилась информация о том, что «Центр «Омега» через сайт госзакупок приобрел 15 VIP-билетов на сумму 14,5 млн. рублей. В «Центре «Омега» сообщили, что билеты организация приобрела для увеличения своих доходов.
«Пока краснодарский губернатор Кондратьев пользуется поддержкой президента, его оппоненты из числа крупных федеральных игроков упорно выбивают у него из рук один из серьезных козырей. F1 - это не только спорт, там много политических моментов для главы региона, принимающего гонки. Начиная с приезда крупных бизнесменов со всего мира, интересующихся не только гонками, но и контрактами, и заканчивая возможностью лишний раз пообщаться с президентом. Лоббирование «Игоры» как места проведения одного из этапов F1 носит все более активный характер, причем успешно. Вопрос нескольких лет, но он продвигается. Что, в свою очередь снижает лоббистский потенциал Кондратьева. А фамилии тех, кто участвовал в создании «Игоры», легко гуглятся. И, откровенно говоря, можно будет только радоваться, если российский этап F1 в ближайшие годы переедет из Сочи в Питер. Более унылой и тухлой гонки нет во всем мировом календаре», - комментирует слухи о переносе «Формулы-1» политолог Дмитрий Фетисов.
Руководитель экспертного совета аналитического центра «Юг» Сергей Старовойтов убежден в том, что информация о переносе «Формулы-1» не более чем слухи, которые объясняются приближающимися выборами губернатора Краснодарского края. «Проводить в своем регионе спортивные соревнования такого высокого уровня - это не только престижно, но и положительно сказывается на социальном климате территории. Не верю, что в ближайшее время «Формула-1» переедет из Сочи. Это может стать серьезной репутационной потерей не только для губернатора Кондратьева, но и для президента. Поэтому подчеркну, что слухи о переезде «Формулы-1» из Краснодарского края – часть информационной войны против губернатора Кондратьева», - говорит эксперт.
Однако в конце прошлого года в СМИ все чаще зазвучали предположения, что, начиная со следующего года, «Формула-1» может переехать на другую трассу, которая уже построена недалеко от Санкт-Петербурга – «Игора Драйв». В частности, как заявил известный журналист, сотрудничающий с «Формулой-1», Дикен Ренкен порталу Sports.ru, трасса «Сочи-Автодром» может быть укорочена до 2 км из-за строительства нового концертного зала и, следовательно уже не может быть использована для соревнований.
Комплекс «Игора Драйв», который называют как наиболее вероятное новое место проведения соревнований «Формулы-1», был построен в Приозерском районе Ленинградской области в течение двух лет и введен в эксплуатацию в конце 2019 года. По информации СМИ, основным инвестором проекта стал Юрий Ковальчук. По данным ЕГРЮЛ, его компании «Арконн» принадлежит 25% «Игора Драйв». В качестве архитектора был привлечен Герман Тильке – человек, построивший все автодромы, на которых проводятся этапы «Формулы-1». Окончательное решение о том, что «Игора Драйв» будет строиться под требования «Формулы-1», было принято в середине 2019 года, тогда были внесены изменения в проект в соответствии с требованиями ФИА. Мультидром включает в себя не только трассу для шоссейно-кольцевых гонок, но и 9 трасс для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок, а также центр контраварийной подготовки. Эксперты отмечают наличие на трассе искусственного освещения для проведения ночных гонок и уникальное здание автоклуба. Несмотря на то, что «Игора Драйв» находится в 54 км от Санкт-Петербурга и добраться туда можно только на автомобиле, тем не менее, размещение зрителей готов взять на себя отельный комплекс «Игора», который размещается поблизости. Сторонники переноса соревнований в Ленобласть утверждают, что трасса в Сочи слишком скучна, не поощряет обгоны, плюс необходимо учитывать ограничения из-за близкого размещения олимпийских объектов. Например, пилот «Ред Булл» Даниэль Риккьярдо заявил в интервью СМИ, что «в отличие от большинства автодромов в Сочи профиль трассы от поворота к повороту не меняется. Кроме того, повороты очень плоские, что делает их недостаточно уникальными».
Сразу после появления первых упоминаний в СМИ о возможном переносе «Формулы-1» официальные лица, в том числе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и промоутер Гран-при России Сергей Воробьев, заявили, что такое решение не принято. Одновременно с этим Воробьев отметил, что «когда «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом получит статус автодрома «Формулы-1», то возможно чередование этапов с сочинской трассой или даже два Гран-при в России в сезоне, но не в ближайшие два-три года».
Вместе с тем возникает вопрос: почему в принципе стал обсуждаться такой перенос? Как пишет издание «Медуза», в 2000-х годах рассматривался вариант строительства автодрома «Пулковские высоты» под Санкт-Петербургом, но не нашлось инвесторов. В октябре 2010 года был подписан контракт о строительстве автодрома и проведении этапов «Формулы-1» в Сочи. Со стороны России подписантом контракта стало НАО «Центр «Омега», которое принадлежит администрации Краснодарского края, эта же компания строила все олимпийские объекты.
С 2017 года титульными спонсорами «Формулы-1» стали группа ВТБ и компания «Лукойл». А в апреле 2018 года было объявлено, что государство прекращает финансирование Гран-при, а все финансовые и организационные полномочия целиком переходят компании «Росгонки». СМИ утверждают, что у соревнований есть еще ряд крупных спонсоров, которые не готовы открывать свои имена. Но, тем не менее, по данным «Медузы», несмотря на официально объявляемые аншлаги организаторы Гран-при России уже не первый год испытывают проблемы с продажей билетов. В 2017 году около 5 тыс. билетов на Гран-при были приобретены за счет бюджета Краснодарского края для распределения между сотрудниками бюджетных и военных учреждений. В середине января 2020 года появилась информация о том, что «Центр «Омега» через сайт госзакупок приобрел 15 VIP-билетов на сумму 14,5 млн. рублей. В «Центре «Омега» сообщили, что билеты организация приобрела для увеличения своих доходов.
«Пока краснодарский губернатор Кондратьев пользуется поддержкой президента, его оппоненты из числа крупных федеральных игроков упорно выбивают у него из рук один из серьезных козырей. F1 - это не только спорт, там много политических моментов для главы региона, принимающего гонки. Начиная с приезда крупных бизнесменов со всего мира, интересующихся не только гонками, но и контрактами, и заканчивая возможностью лишний раз пообщаться с президентом. Лоббирование «Игоры» как места проведения одного из этапов F1 носит все более активный характер, причем успешно. Вопрос нескольких лет, но он продвигается. Что, в свою очередь снижает лоббистский потенциал Кондратьева. А фамилии тех, кто участвовал в создании «Игоры», легко гуглятся. И, откровенно говоря, можно будет только радоваться, если российский этап F1 в ближайшие годы переедет из Сочи в Питер. Более унылой и тухлой гонки нет во всем мировом календаре», - комментирует слухи о переносе «Формулы-1» политолог Дмитрий Фетисов.
Руководитель экспертного совета аналитического центра «Юг» Сергей Старовойтов убежден в том, что информация о переносе «Формулы-1» не более чем слухи, которые объясняются приближающимися выборами губернатора Краснодарского края. «Проводить в своем регионе спортивные соревнования такого высокого уровня - это не только престижно, но и положительно сказывается на социальном климате территории. Не верю, что в ближайшее время «Формула-1» переедет из Сочи. Это может стать серьезной репутационной потерей не только для губернатора Кондратьева, но и для президента. Поэтому подчеркну, что слухи о переезде «Формулы-1» из Краснодарского края – часть информационной войны против губернатора Кондратьева», - говорит эксперт.