В ФАС инициируют ежемесячный пересмотр топливных акцизов
Антимонопольное ведомство предлагает менять ставки акциза на автомобильное топливо ежемесячно, привязав их к цене нефти. По такому сценарию сейчас ежемесячно пересчитываются экспортные пошлины на нефть, корректируется налог на добычу полезных ископаемых, пишут «Известия».
Как сообщили в управлении регулирования топливно-энергетического комплекса антимонопольного ведомства, пока неизвестно, когда механизм гибкого регулирования акцизов вступит в силу – соответствующий документ еще окончательно не разработан. Однако эффективность ежемесячного пересмотра акцизов сомнений в ведомстве не вызывают. Действующая модель ставит российских производителей топлива для внутреннего рынка в зависимость от изменений цен на мировых рынках. Как следствие, последние сказываются на расценках на продукцию внутри РФ.
Ежемесячные корректировки акцизов мотивируют топливные компании повышать качество продукции, считают в ФАС. В первую очередь, позитивный эффект новой модели ощутят нефтедобывающие предприятия, а вслед за ними – остальные задействованные в топливной цепочке компании, а также конечные потребители продукции.
Эксперты предложение воспринимают критично. По подсчетам ведущего аналитика компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктора Костюкова, в позапрошлом году нефтяные котировки на международных рынках обвалились в два раза – вместо $100 баррель торговался по $50, однако в рублях ее стоимость уменьшилась только на 10%, или 400 рублей. Поэтому регулярный пересмотр акцизов едва ли сделает оптовые котировки более прогнозируемыми. Более того, повышение акцизов не всегда приводит к пропорциональному повышению цен в рознице. Костюков отмечает, что после январского и апрельского повышений, когда значение акцизного сбора повысилось на 4 рубля за литр, отпускная цена бензина в рознице выросла менее чем на 2 рубля, а остаток производители топлива компенсировали за счет уменьшения собственной прибыли.
По прогнозу руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, даже если размеры акцизов будут увеличены, розничная стоимость бензина сохранится на нынешнем уровне, поскольку в последнее время конкуренция между поставщиками значительно усилилась. А старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева инициативу по регулярному пересмотру акцизов одобряет, поскольку она позволит привязать размер сборов к ситуации на мировом рынке, а не к нуждам федеральной казны, как это было ранее. Кроме того, снимется с повестки дня традиционный вопрос о том, почему в условиях обвала цен на нефть бензин растет в цене, резюмирует Афанасьева.
Ежемесячные корректировки акцизов мотивируют топливные компании повышать качество продукции, считают в ФАС. В первую очередь, позитивный эффект новой модели ощутят нефтедобывающие предприятия, а вслед за ними – остальные задействованные в топливной цепочке компании, а также конечные потребители продукции.
Эксперты предложение воспринимают критично. По подсчетам ведущего аналитика компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктора Костюкова, в позапрошлом году нефтяные котировки на международных рынках обвалились в два раза – вместо $100 баррель торговался по $50, однако в рублях ее стоимость уменьшилась только на 10%, или 400 рублей. Поэтому регулярный пересмотр акцизов едва ли сделает оптовые котировки более прогнозируемыми. Более того, повышение акцизов не всегда приводит к пропорциональному повышению цен в рознице. Костюков отмечает, что после январского и апрельского повышений, когда значение акцизного сбора повысилось на 4 рубля за литр, отпускная цена бензина в рознице выросла менее чем на 2 рубля, а остаток производители топлива компенсировали за счет уменьшения собственной прибыли.
По прогнозу руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, даже если размеры акцизов будут увеличены, розничная стоимость бензина сохранится на нынешнем уровне, поскольку в последнее время конкуренция между поставщиками значительно усилилась. А старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева инициативу по регулярному пересмотру акцизов одобряет, поскольку она позволит привязать размер сборов к ситуации на мировом рынке, а не к нуждам федеральной казны, как это было ранее. Кроме того, снимется с повестки дня традиционный вопрос о том, почему в условиях обвала цен на нефть бензин растет в цене, резюмирует Афанасьева.