Евгений Бурдуковский — 12.03.2018 10:22

В Красноярске будет метро. Но это не точно

Власти региона анонсировали реанимацию проекта строительства подземки в Красноярске. Краевые чиновники рассчитывают в первую очередь на финансовую помощь федерации, без которой объект осилить не сможет даже такой регион-донор, как Красноярский край.

Тема красноярского метро обрела новое звучание после февральского визита в Красноярск президента РФ Владимира Путина. Напомним, главным его итогом стало совещание по экологическим проблемам краевого центра. Между тем, поднималась также и транспортная тема. Как заявил врио красноярского губернатора Александр Усс, Путин пообещал, что метрополитен в Красноярске все-таки появится. Вопрос строительства подземки для города – один из самых наболевших. Уже несколько лет, как Красноярск пребывает в статусе города с населением в 1 млн. человек. По темпам строительства он занимает лидирующие позиции в Сибири, а в нагрузку к этому горожанам достаются все сопутствующие проблемы современного мегаполиса - пробки на дорогах, дефицит парковочных мест и автомобильный смог. Население надеется, что метро сможет благоприятно повлиять на их решение. Пусть не полностью, но в значительной мере.

Причем, метрополитен в Красноярске уже много лет есть, но только в статусе долгостроя. Подземную проходку метростроевцы начали в городе еще в середине 90-х годов. Было построено несколько километров пути. Работы шли медленно с постоянными паузами. Сказывались сложные времена, пресловутый «переходный период». Денег хронически не хватало. В лучшие годы на стройку из федерального бюджета выделялись сотни миллионов рублей, хотя требовались миллиарды. Небольшое оживление по проекту было зафиксировано в 2003 году, когда генподрядчик - ОАО «Бамтоннельстрой» привез на объект суперсовременный тоннелепроходческий комплекс «Ловат» и даже зарегистрировался как юридическое лицо в Красноярске, чтобы доказать свои серьезные намерения. Однако и это федеральные власти не убедило, требуемых сумм по-прежнему метростроевцы не увидели. Стройка так и велась в вялотекущем режиме. Наконец, в 2010 году краевые власти решили, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, и пошли на консервацию строительства. Все работы свернули, «Ловат» отправился на олимпийские объекты в Сочи, а выполненный тоннель засыпали песком.

Поскольку заявление Путина, что красноярскому метро – быть, пока носит исключительно декларативный характер, краевая общественность теряется в догадках. Все было сказано накануне выборов, потому есть опасения, что конкретики и не предполагалось. С другой стороны, в городе после поручений президента РФ уже начались реальные телодвижения по экологии. Как писал «Век», в Красноярск приезжал глава МПР РФ Сергей Донской, а отдельные крупные предприятия начали модернизацию «грязных» объектов. Главный вопрос, разумеется, денежный. По примерным оценкам, завершение строительства метро в Красноярске потребует примерно 60 млрд. рублей. Это более чем в два раза больше городского бюджета и чуть меньше трети доходов краевого бюджета. «Полагаю, что это должно быть софинансирование. В основном федеральные источники, а также РЖД и краевой бюджет», - заявил Усс.

Специалисты считают, что если строительство действительно возобновится, предстоит решить важный момент по актуализации проекта. Схема красноярского метрополитена за последние десятилетия безнадежно устарела. Пока его строили, Красноярск полностью изменился и расстроился так, как в советские времена и не предполагали. Сейчас первая ветка метро фактически просто соединяет левый и правый берега, позволяет проехать центр и выйти в начале Октябрьского района. Самый большой район города, который активнее всего застраивается, – Советский, никак не охвачен. В стороне от проекта - чрезвычайно популярные у застройщиков Студгородок и Академгородок. То есть, встает вопрос, а действительно ли метро может решить проблемы Красноярска? Действительно ли оно будет востребованным общественным транспортом, способным составить конкуренцию личным автомобилям? И здесь тоже пока никакой конкретики нет.
«Городу нужен магистральный общественный транспорт, который бы удовлетворил имеющиеся и перспективные транспортные потребности населения. В мире применяются разные решения. Наиболее популярное – метро. Но прежде нужно все тщательно оценить, взвесив все возможные варианты. Решение по метро в Красноярске принималось при социализме в других реалиях: тогда за все платило государство, решение было в большей степени политическим. Сейчас кое-что изменилось. Стоимость московского метрополитена сегодня 55 рублей за поездку в условиях перегрузки. У нас пассажиров будет существенно меньше. Сколько будет стоить поездка? Сколько субсидий из городского бюджета потребуется? При всех условностях бюджет - это ведь наши деньги. И он - не бездонный, сегодня его не хватает даже на первостепенные нужды. Требуется тщательное технико-экономическое обоснование с расчетом всех этапов развития транспортной системы. Думаю, подготовить его можно в течение года. Но это если к вопросу подходить тщательно, если реально начинать что-то делать. Пока что одни разговоры без какой-либо конкретики», - заявил «Веку» доцент кафедры транспорта политехнического института СФУ Александр Фадеев.
Полная версия публикации
Общество 07.03.2018 06:14
В Перми ребенок сбежал из детсада в развлекательный центр
Общество 07.03.2018 10:59
Ученые: пришельцы скрываются от нас с помощью лазера
Общество 12.03.2018 05:43
В Калининграде 1,5-годовалый малыш подавился таблеткой и умер