В Красноярске будет метро. Но это не точно

Власти региона анонсировали реанимацию проекта строительства подземки в Красноярске. Краевые чиновники рассчитывают в первую очередь на финансовую помощь федерации, без которой объект осилить не сможет даже такой регион-донор, как Красноярский край.

Тема красноярского метро обрела новое звучание после февральского визита в Красноярск президента РФ Владимира Путина. Напомним, главным его итогом стало совещание по экологическим проблемам краевого центра. Между тем, поднималась также и транспортная тема. Как заявил врио красноярского губернатора Александр Усс, Путин пообещал, что метрополитен в Красноярске все-таки появится. Вопрос строительства подземки для города – один из самых наболевших. Уже несколько лет, как Красноярск пребывает в статусе города с населением в 1 млн. человек. По темпам строительства он занимает лидирующие позиции в Сибири, а в нагрузку к этому горожанам достаются все сопутствующие проблемы современного мегаполиса - пробки на дорогах, дефицит парковочных мест и автомобильный смог. Население надеется, что метро сможет благоприятно повлиять на их решение. Пусть не полностью, но в значительной мере.

Причем, метрополитен в Красноярске уже много лет есть, но только в статусе долгостроя. Подземную проходку метростроевцы начали в городе еще в середине 90-х годов. Было построено несколько километров пути. Работы шли медленно с постоянными паузами. Сказывались сложные времена, пресловутый «переходный период». Денег хронически не хватало. В лучшие годы на стройку из федерального бюджета выделялись сотни миллионов рублей, хотя требовались миллиарды. Небольшое оживление по проекту было зафиксировано в 2003 году, когда генподрядчик - ОАО «Бамтоннельстрой» привез на объект суперсовременный тоннелепроходческий комплекс «Ловат» и даже зарегистрировался как юридическое лицо в Красноярске, чтобы доказать свои серьезные намерения. Однако и это федеральные власти не убедило, требуемых сумм по-прежнему метростроевцы не увидели. Стройка так и велась в вялотекущем режиме. Наконец, в 2010 году краевые власти решили, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, и пошли на консервацию строительства. Все работы свернули, «Ловат» отправился на олимпийские объекты в Сочи, а выполненный тоннель засыпали песком.

Поскольку заявление Путина, что красноярскому метро – быть, пока носит исключительно декларативный характер, краевая общественность теряется в догадках. Все было сказано накануне выборов, потому есть опасения, что конкретики и не предполагалось. С другой стороны, в городе после поручений президента РФ уже начались реальные телодвижения по экологии. Как писал «Век», в Красноярск приезжал глава МПР РФ Сергей Донской, а отдельные крупные предприятия начали модернизацию «грязных» объектов. Главный вопрос, разумеется, денежный. По примерным оценкам, завершение строительства метро в Красноярске потребует примерно 60 млрд. рублей. Это более чем в два раза больше городского бюджета и чуть меньше трети доходов краевого бюджета. «Полагаю, что это должно быть софинансирование. В основном федеральные источники, а также РЖД и краевой бюджет», - заявил Усс.

Реклама на веке

Специалисты считают, что если строительство действительно возобновится, предстоит решить важный момент по актуализации проекта. Схема красноярского метрополитена за последние десятилетия безнадежно устарела. Пока его строили, Красноярск полностью изменился и расстроился так, как в советские времена и не предполагали. Сейчас первая ветка метро фактически просто соединяет левый и правый берега, позволяет проехать центр и выйти в начале Октябрьского района. Самый большой район города, который активнее всего застраивается, – Советский, никак не охвачен. В стороне от проекта - чрезвычайно популярные у застройщиков Студгородок и Академгородок. То есть, встает вопрос, а действительно ли метро может решить проблемы Красноярска? Действительно ли оно будет востребованным общественным транспортом, способным составить конкуренцию личным автомобилям? И здесь тоже пока никакой конкретики нет.

«Городу нужен магистральный общественный транспорт, который бы удовлетворил имеющиеся и перспективные транспортные потребности населения. В мире применяются разные решения. Наиболее популярное – метро. Но прежде нужно все тщательно оценить, взвесив все возможные варианты. Решение по метро в Красноярске принималось при социализме в других реалиях: тогда за все платило государство, решение было в большей степени политическим. Сейчас кое-что изменилось. Стоимость московского метрополитена сегодня 55 рублей за поездку в условиях перегрузки. У нас пассажиров будет существенно меньше. Сколько будет стоить поездка? Сколько субсидий из городского бюджета потребуется? При всех условностях бюджет - это ведь наши деньги. И он - не бездонный, сегодня его не хватает даже на первостепенные нужды. Требуется тщательное технико-экономическое обоснование с расчетом всех этапов развития транспортной системы. Думаю, подготовить его можно в течение года. Но это если к вопросу подходить тщательно, если реально начинать что-то делать. Пока что одни разговоры без какой-либо конкретики», - заявил «Веку» доцент кафедры транспорта политехнического института СФУ Александр Фадеев.

Реклама на веке
«На помощь Сирии»: ЧВК «Вагнера» готовят антитеррористическую операцию 4 камеры и большая батарея: раскрыты подробности нового Huawei Y9 и Р20