В ОАО «РЖД» указали Решетникову на дверь
После смены главы ОАО «Российские железные дороги» в компании началась чистка управленческих кадров, прежде всего, топ-менеджеров. На днях совет директорв РЖД на дверь указал вице-президенту по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерию Решетникову.
В минувшую пятницу газета «Ведомости» со ссылкой на близкие к совету директоров РЖД источники сообщила о прекращении полномочий трех членов правления монополии, среди которых был вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников. Отставка господина Решетникова была ожидаема.
Сегодня ОАО «РЖД», видимо, целиком и полностью зависит от госбюджета, хотя ранее компания была вполне прибыльной. По расчетам отраслевых аналитиков, безубыточность работы «РЖД» в 2016 году возможна, скорее всего, только в случае повышения тарифов, в противном случае на поддержание работы холдинга может потребоваться от 26 до 130 млрд руб. господдержки. Некогда успешную корпорацию в такое состояние, вероятно привело качество управления активами. Большинство опрошенных отраслевых экспертов полагают, что поставившие монополию в тупик решения в большинстве своем могут принадлежать «серому кардиналу» РЖД, правой руке господина Якунина – Валерию Решетникову.
Дружба и счета проверенные временем
Если внимательно изучить биографии многих топ-менеджеров РЖД, становится понятно, что в управление монополией их взяли скорее всего не за профессиональные заслуги, а за многолетнюю дружбу с Владимиром Якуниным. Например, биография Валерия Решетникова подозрительно похожа на жизнеописание самого бывшего главы РЖД: с середины 1980 годов оба представляли государственные интересы за рубежом. Решетников был торговым представителем в Норвегии, Якунин работал в представительстве СССР при ООН в Вене. После, в начале 1990 годов, Решетников работал на руководящих должностях в коммерческих организациях и банках Санкт-Петербурга, где занимался вопросами экономической безопасности. Затем он стал заместителем гендиректора охранного предприятия при Онэксимбанке, а потом – зампредом правления Балтонэксим Банка, в совет директоров которого входил Якунин.
По всей видимости начавшаяся в «Балтонэксиме» дружба Якунина и Решетникова с тех пор не прекращалась - карьера Решетникова повторяла карьеру Якунина. Когда Якунин переехал в Москву и возглавил Министерство путей сообщения России, Решетников стал начальником управления экономической защиты этого ведомства. С 2003 года оба перешли в ОАО РЖД, где Якунин поначалу руководил финансово-экономическим блоком, а Решетников – департаментом безопасности. В 2007 году последний стал вице-президентом по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД». А в 2010 году был повышен до старшего вице-президента.
Круг обязанностей господина Решетникова соответствовал названию должности - был весьма размыт и расплывчат. Например, он отвечал за формирование системы корпоративной информатизации компании, внедрение IT-технологий в сфере корпоративного управления и.т.д. По сути же Решетников похоже контролировал деятельность дочерних структур. Через него видимо проходили сделки по недвижимости. Более того, разрешение конфликтов интересов также приходило скорее всего через Решетникова. И результаты работы этого господина, похоже, отвечают самым «высоким» стандартам. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, износ основных фондов достиг высоких показателей, убыток РЖД в 2014 году составил почти 100 млрд рублей. Как успешная ранее компания, монополист с разветвленной сетью дочерних структур, которые, казалось бы, должны приносить холдингу дополнительную прибыль, докатилась до такого состояния?
Благосостояние топ-менеджмента
Разруливание господином Решетниковым вопросов так называемого конфликта интересов во всей красе, видимо, проявилось в истории с пенсионным фондом «Благосостояние», который в 2013 году управлял более чем 300 млрд рублей. Долгое время пост директора фонда занимала некая Елена Сухорукова, которая, помимо всего прочего, владела долей в 49% «дочки» фонда, лизинговой компании «Трансфин-М». Фактически Сухорукова размещала средства фонда «Благосостояние» в своей компании которая получала с этого дополнительный доход - по данным компании чистая прибыль «Трансфин-М» в 2010 году составила 194 млн рублей и выплатила дивидендов на 97 млн. Подобный конфликт интересов мог допускаться с согласия господина Решетникова.
Но фонд стал знаменит не только благодаря внутренним делам топ-менеджмента. Самые долгосрочные инвестиции под самые низкие проценты - вот чем был известен в профессиональной среде «Благосостояние». Так, фонд поддержал проект «Мечела» в порту Ванино пятью миллиардами рублей со сроком окупаемости этих инвестиций в 15 лет.
Подобные «долгоиграющие» инвестиции могут объясняться нуждой в деньгах - необходимо же финансировать различные проекты? В итоге средства «Благосостояния» были распылены на долгосрочные вложения и фонд, похоже, остался ни с чем. Случалось, что он показывал худший результат по объему накоплений среди крупнейших негосударственных пенсионных фондов.
Вокзальная история
В чем у Валерия Ильича видимо был талант - так это видеть перспективные для заработка ниши. Так, например, могло, произойти с парковочными местами вокруг всех московских вокзалов.
Видимо парковки на Курском вокзале были переданы в управление ООО «АПС-Мастер», которая может быть подконтрольна людям знакомым вице-президенту РЖД. Заинтересованным в сделке людям этого, видимо, показалось мало – они могли еще и неплохо заработать на «парковочной истории». Скорее всего расчеты, на которых базируется арендная плата могли быть сделаны не корректно, в результате чего цена за парковку в районе того же Курского вокзала, по нашим предположениям, была значительно занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Цена на бумажке могла предназначаться для отчетности, автолюбитель же мог платить среднерыночную стоимость московской парковки. Разница, скорее всего, шла в «нужном направлении». «АПС-Мастер» также, вероятно, получила в свое распоряжение парковку в центре Москвы на улице Земляной вал за смешной 1 млн рублей. Компания могла использовать эти площади, средняя цена которых по разным оценкам, составляет 30-35 млн рублей. Какие суммы, благодаря такому «эффективному стратегическому управлению», вероятно, осели в карманах разных «заинтересованных» лиц - остается только гадать.
Наверное, назвать Валерия Решетникова неэффективным менеджером сложно. Он видел перспективные ниши, умело распределял доверенные ему ресурсы. А если без шуток, то отраслевые эксперты в голос говорят, что факт наличия различных «эффективных управленцев» в монополии может говорить о системном кризисе в РЖД, из которого холдинг придется выводить новому главе Олегу Белозерову. Как видим, новый руководитель монополии уже сделал первый шаг в этом направлении - начал тотальную зачистку управленческих рядов.
Сегодня ОАО «РЖД», видимо, целиком и полностью зависит от госбюджета, хотя ранее компания была вполне прибыльной. По расчетам отраслевых аналитиков, безубыточность работы «РЖД» в 2016 году возможна, скорее всего, только в случае повышения тарифов, в противном случае на поддержание работы холдинга может потребоваться от 26 до 130 млрд руб. господдержки. Некогда успешную корпорацию в такое состояние, вероятно привело качество управления активами. Большинство опрошенных отраслевых экспертов полагают, что поставившие монополию в тупик решения в большинстве своем могут принадлежать «серому кардиналу» РЖД, правой руке господина Якунина – Валерию Решетникову.
Дружба и счета проверенные временем
Если внимательно изучить биографии многих топ-менеджеров РЖД, становится понятно, что в управление монополией их взяли скорее всего не за профессиональные заслуги, а за многолетнюю дружбу с Владимиром Якуниным. Например, биография Валерия Решетникова подозрительно похожа на жизнеописание самого бывшего главы РЖД: с середины 1980 годов оба представляли государственные интересы за рубежом. Решетников был торговым представителем в Норвегии, Якунин работал в представительстве СССР при ООН в Вене. После, в начале 1990 годов, Решетников работал на руководящих должностях в коммерческих организациях и банках Санкт-Петербурга, где занимался вопросами экономической безопасности. Затем он стал заместителем гендиректора охранного предприятия при Онэксимбанке, а потом – зампредом правления Балтонэксим Банка, в совет директоров которого входил Якунин.
По всей видимости начавшаяся в «Балтонэксиме» дружба Якунина и Решетникова с тех пор не прекращалась - карьера Решетникова повторяла карьеру Якунина. Когда Якунин переехал в Москву и возглавил Министерство путей сообщения России, Решетников стал начальником управления экономической защиты этого ведомства. С 2003 года оба перешли в ОАО РЖД, где Якунин поначалу руководил финансово-экономическим блоком, а Решетников – департаментом безопасности. В 2007 году последний стал вице-президентом по корпоративному управлению и стратегическому развитию ОАО «РЖД». А в 2010 году был повышен до старшего вице-президента.
Круг обязанностей господина Решетникова соответствовал названию должности - был весьма размыт и расплывчат. Например, он отвечал за формирование системы корпоративной информатизации компании, внедрение IT-технологий в сфере корпоративного управления и.т.д. По сути же Решетников похоже контролировал деятельность дочерних структур. Через него видимо проходили сделки по недвижимости. Более того, разрешение конфликтов интересов также приходило скорее всего через Решетникова. И результаты работы этого господина, похоже, отвечают самым «высоким» стандартам. Несмотря на многомиллиардные субсидии со стороны государства, ряд регионов Сибири и Дальнего Востока до сих пор не имеют железнодорожного сообщения, пассажирские перевозки убыточны, износ основных фондов достиг высоких показателей, убыток РЖД в 2014 году составил почти 100 млрд рублей. Как успешная ранее компания, монополист с разветвленной сетью дочерних структур, которые, казалось бы, должны приносить холдингу дополнительную прибыль, докатилась до такого состояния?
Благосостояние топ-менеджмента
Разруливание господином Решетниковым вопросов так называемого конфликта интересов во всей красе, видимо, проявилось в истории с пенсионным фондом «Благосостояние», который в 2013 году управлял более чем 300 млрд рублей. Долгое время пост директора фонда занимала некая Елена Сухорукова, которая, помимо всего прочего, владела долей в 49% «дочки» фонда, лизинговой компании «Трансфин-М». Фактически Сухорукова размещала средства фонда «Благосостояние» в своей компании которая получала с этого дополнительный доход - по данным компании чистая прибыль «Трансфин-М» в 2010 году составила 194 млн рублей и выплатила дивидендов на 97 млн. Подобный конфликт интересов мог допускаться с согласия господина Решетникова.
Но фонд стал знаменит не только благодаря внутренним делам топ-менеджмента. Самые долгосрочные инвестиции под самые низкие проценты - вот чем был известен в профессиональной среде «Благосостояние». Так, фонд поддержал проект «Мечела» в порту Ванино пятью миллиардами рублей со сроком окупаемости этих инвестиций в 15 лет.
Подобные «долгоиграющие» инвестиции могут объясняться нуждой в деньгах - необходимо же финансировать различные проекты? В итоге средства «Благосостояния» были распылены на долгосрочные вложения и фонд, похоже, остался ни с чем. Случалось, что он показывал худший результат по объему накоплений среди крупнейших негосударственных пенсионных фондов.
Вокзальная история
В чем у Валерия Ильича видимо был талант - так это видеть перспективные для заработка ниши. Так, например, могло, произойти с парковочными местами вокруг всех московских вокзалов.
Видимо парковки на Курском вокзале были переданы в управление ООО «АПС-Мастер», которая может быть подконтрольна людям знакомым вице-президенту РЖД. Заинтересованным в сделке людям этого, видимо, показалось мало – они могли еще и неплохо заработать на «парковочной истории». Скорее всего расчеты, на которых базируется арендная плата могли быть сделаны не корректно, в результате чего цена за парковку в районе того же Курского вокзала, по нашим предположениям, была значительно занижена по сравнению с рыночной в несколько раз. Цена на бумажке могла предназначаться для отчетности, автолюбитель же мог платить среднерыночную стоимость московской парковки. Разница, скорее всего, шла в «нужном направлении». «АПС-Мастер» также, вероятно, получила в свое распоряжение парковку в центре Москвы на улице Земляной вал за смешной 1 млн рублей. Компания могла использовать эти площади, средняя цена которых по разным оценкам, составляет 30-35 млн рублей. Какие суммы, благодаря такому «эффективному стратегическому управлению», вероятно, осели в карманах разных «заинтересованных» лиц - остается только гадать.
Наверное, назвать Валерия Решетникова неэффективным менеджером сложно. Он видел перспективные ниши, умело распределял доверенные ему ресурсы. А если без шуток, то отраслевые эксперты в голос говорят, что факт наличия различных «эффективных управленцев» в монополии может говорить о системном кризисе в РЖД, из которого холдинг придется выводить новому главе Олегу Белозерову. Как видим, новый руководитель монополии уже сделал первый шаг в этом направлении - начал тотальную зачистку управленческих рядов.