«...Следующая станция СИЗО». В ряде регионов чиновники, нагревшие руки на строительстве метро, оказались под арестом
История строительства регионального метрополитена в России – это длинный сказ про бравурные реляции чиновников, громкие судебные процессы, сорванные сроки и стремительно устаревающую проектную документацию. На этот раз новым поводом посмотреть, что происходит в подземном царстве рельсов и поездов, стал скандал в Самаре.
Самара: строительство метро остановлено из-за арестов
В Самаре приостановлено строительство станции метро «Театральная», которую по планам должны были сдать уже в следующем году. Об этом в интервью местным СМИ сообщил Вячеслав Сонин, глава ГК «Волгатрансстрой», которая занималась возведением самарской подземки. По его словам, компания вернула заказчику строительства перечисленный ранее аванс. Арендованное оборудование для стройки - тоннелепроходческий комплекс - вывезут из города.
Причины приостановки возведения метро, по всей видимости, связаны с уголовными делами в отношении врио министра строительства региона Михаила Асеева и экс-председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова, которым вменяется превышение должностных полномочий. Оба чиновника находятся под стражей по решению суда. В связи с этими уголовными делами в офисе ГК «Волгатрансстрой» прошли обыски, сотрудники дают показания следователям.
О крупном скандале вокруг строительства метро в Самаре стало известно в середине текущего месяца. 16 ноября суд арестовал бывшего первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова на 1 месяц и 30 суток, до 12 января 2024 года. Ему вменяется превышение должностных полномочий при строительстве станции метрополитена «Театральная». По версии следствия, первый вице-губернатор, зная о дефиците регионального бюджета, состоя в организованной преступной группе, в интересах компании АО «Волгатрансстрой» (ВТС) подписал документы об увеличении предельной стоимости строительства «Театральной», после чего был проведен «фиктивный аукцион», победителем которого стала компания, аффилированная с ВТС.
Построить станцию метро «Самарская» пытался еще губернатор Николай Меркушкин. В апреле 2017 года, за полгода до своей отставки, он поручил профинансировать проектно-изыскательские работы по этому объекту. Спустя полтора года, уже при новом губернаторе и составе областного правительства, заказ получила компания группы «Волгатрансстрой». 31 августа 2021 года власти Самарской области направили в Минстрой России заявку на получение федерального инфраструктурного бюджетного кредита по проектам, включающим завершение станции метро «Алабинская» и строительство «Самарской». 10 сентября профильные федеральные министерства отклонили эту заявку. Основание — необходимость доработки и подтверждения экономической эффективности.
С учетом полученных рекомендаций заявку пришлось подавать заново. И «Алабинскую», и «Самарскую» исключили, вместо этого было запрошено финансирование «Театральной», которая первоначально планировалась как станция, следующая за «Самарской» и одновременно завершающая первую линию Самарского метрополитена. Именно эту заявку 30 сентября одобрил президиум правительственной комиссии по региональному развитию в РФ во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Самарской области в 2022-2023 годах решено было предоставить инфраструктурный бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 10,37 млрд. рублей.
Уже через год с небольшим «Театральную» должны ввести в эксплуатацию. Однако в настоящее время работы тормозятся, очевидно, на фоне постоянных разбирательств и скандалов. Определить подрядчика строительства планировалось еще полгода назад, но в итоге торги не состоялись. Попытка региона в лице ГКУ «Управление капитального строительства» вернуть деньги, уплаченные подрядчику за проектирование станции «Самарская», потерпела фиаско 10 ноября. Еще в ноябре 2022 года УКС инициировало разбирательство с «Волгатрансстрой-проектом» об истребовании 193,61 млн. рублей. Однако последовательно проиграло во всех инстанциях вплоть до Верховного суда.
Новосибирск: чиновничий пинг-понг при проектировании Дзержинской линии метро
В настоящее время строительство новых станций метро ведется в нескольких регионах. В этом году исполнилось 13 лет со дня открытия последней станции метро в Новосибирске — про скандалы, связанные с «Золотой Нивой», уже мало кто помнит, а вот «проект строительства Дзержинской линии» сейчас у многих горожан на устах. В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова несмотря на заявления городских чиновников об обратном. 30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПСД на ее продление так и не готова.
По мнению доцента кафедры архитектуры НГУАДИ, члена Союза архитекторов России Игоря Поповского, без политической воли и некоторых рисков метрополитен в Новосибирске не сможет развиваться и строиться. Проблему Дзержинской ветки он видит в том, что в процессе отведенного времени специалисты, проектировщики метро, в Новосибирске «просто прекратили быть». В ноябре 2023 года депутаты Заксобрания Новосибирской области во время обсуждения бюджета на 2024 год на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике констатировали, что мэрия Новосибирска не направила целевые 180 млн. рублей на развитие метро.
Как объяснил заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин, в идеальном варианте, если до конца 2023 года будет заключен контракт, проведен конкурс, то к 2025 году город может получить одобренный проект, и с 2026 года может начаться стройка (сроки строительства 3–4 года), запустить Дзержинскую линию смогут к 2030 году. Главный редактор и директор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов считает, что корень проблемы в том, что в Новосибирске давно по-настоящему не строили метро. Соответственно, навыки утрачены, начались проблемы с кадрами.
Красноярск: суды идут, котлован роют
В Красноярске завершено строительство монтажного котлована глубиной 12 метров на месте будущей станции метро «Улица шахтеров». Об этом сообщило правительство Красноярского края. В основание котлована уложена почти 1 тыс. кубометров армированного бетона и установлена 501 свая. Сейчас на будущей станции «Шахтёров» метростроители монтируют тоннелепроходчик «Екатерина» для бурения тоннеля до Площади Революции длиной 3,3 км. Рабочие уже спустили в монтажную камеру первые элементы тоннелепроходческого комплекса «Екатерина». После окончания монтажа метростроители сразу приступят к проходке до улицы Карла Маркса.
Сейчас исполнителем работ по строительству метро в Красноярске является ГК «Моспроект-3», работы начались в 2022 году. Первый этап пройдет через центр города – на участке протяженностью 11 км появятся 6 станций (4 подземных и 2 наземных). Ввод первой линии запланирован на 2026 год.
Напомним, что в июле 2023 года в Красноярский суд было направлено уголовное дело в отношении бывшего председателя правительства края Юрия Лапшина, которого обвиняют в превышении должностных полномочий при строительстве красноярского метрополитена. По версии следствия в декабре 2019 года глава регионального правительства, зная о существенных недостатках в документации, дал министру транспорта края незаконное распоряжение обеспечить подписание актов приемки выполненных подрядчиком работ на сумму более 742 млн. рублей. Между тем, Лапшин, которого на время следствия и суда отпустили под подписку о невыезде, вину не признал.
Председатель совета директоров АО «КрасноярскТИСИЗ», бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь также находится под следствием, которому вменяется в вину мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на 1 млрд. рублей. Уголовное дело о превышении должностных полномочий в отношении экс-министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, который заключил сделку с прокуратурой, уже рассматривается в суде.
В Самаре приостановлено строительство станции метро «Театральная», которую по планам должны были сдать уже в следующем году. Об этом в интервью местным СМИ сообщил Вячеслав Сонин, глава ГК «Волгатрансстрой», которая занималась возведением самарской подземки. По его словам, компания вернула заказчику строительства перечисленный ранее аванс. Арендованное оборудование для стройки - тоннелепроходческий комплекс - вывезут из города.
Причины приостановки возведения метро, по всей видимости, связаны с уголовными делами в отношении врио министра строительства региона Михаила Асеева и экс-председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова, которым вменяется превышение должностных полномочий. Оба чиновника находятся под стражей по решению суда. В связи с этими уголовными делами в офисе ГК «Волгатрансстрой» прошли обыски, сотрудники дают показания следователям.
О крупном скандале вокруг строительства метро в Самаре стало известно в середине текущего месяца. 16 ноября суд арестовал бывшего первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова на 1 месяц и 30 суток, до 12 января 2024 года. Ему вменяется превышение должностных полномочий при строительстве станции метрополитена «Театральная». По версии следствия, первый вице-губернатор, зная о дефиците регионального бюджета, состоя в организованной преступной группе, в интересах компании АО «Волгатрансстрой» (ВТС) подписал документы об увеличении предельной стоимости строительства «Театральной», после чего был проведен «фиктивный аукцион», победителем которого стала компания, аффилированная с ВТС.
Построить станцию метро «Самарская» пытался еще губернатор Николай Меркушкин. В апреле 2017 года, за полгода до своей отставки, он поручил профинансировать проектно-изыскательские работы по этому объекту. Спустя полтора года, уже при новом губернаторе и составе областного правительства, заказ получила компания группы «Волгатрансстрой». 31 августа 2021 года власти Самарской области направили в Минстрой России заявку на получение федерального инфраструктурного бюджетного кредита по проектам, включающим завершение станции метро «Алабинская» и строительство «Самарской». 10 сентября профильные федеральные министерства отклонили эту заявку. Основание — необходимость доработки и подтверждения экономической эффективности.
С учетом полученных рекомендаций заявку пришлось подавать заново. И «Алабинскую», и «Самарскую» исключили, вместо этого было запрошено финансирование «Театральной», которая первоначально планировалась как станция, следующая за «Самарской» и одновременно завершающая первую линию Самарского метрополитена. Именно эту заявку 30 сентября одобрил президиум правительственной комиссии по региональному развитию в РФ во главе с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Самарской области в 2022-2023 годах решено было предоставить инфраструктурный бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 10,37 млрд. рублей.
Уже через год с небольшим «Театральную» должны ввести в эксплуатацию. Однако в настоящее время работы тормозятся, очевидно, на фоне постоянных разбирательств и скандалов. Определить подрядчика строительства планировалось еще полгода назад, но в итоге торги не состоялись. Попытка региона в лице ГКУ «Управление капитального строительства» вернуть деньги, уплаченные подрядчику за проектирование станции «Самарская», потерпела фиаско 10 ноября. Еще в ноябре 2022 года УКС инициировало разбирательство с «Волгатрансстрой-проектом» об истребовании 193,61 млн. рублей. Однако последовательно проиграло во всех инстанциях вплоть до Верховного суда.
Новосибирск: чиновничий пинг-понг при проектировании Дзержинской линии метро
В настоящее время строительство новых станций метро ведется в нескольких регионах. В этом году исполнилось 13 лет со дня открытия последней станции метро в Новосибирске — про скандалы, связанные с «Золотой Нивой», уже мало кто помнит, а вот «проект строительства Дзержинской линии» сейчас у многих горожан на устах. В мае 2022 года глава Новосибирской области Андрей Травников констатировал, что проектно-сметная документация строительства Дзержинской ветки метро до сих пор не готова несмотря на заявления городских чиновников об обратном. 30 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть назвал Дзержинскую ветку метро полуфабрикатом и признал, что ПСД на ее продление так и не готова.
По мнению доцента кафедры архитектуры НГУАДИ, члена Союза архитекторов России Игоря Поповского, без политической воли и некоторых рисков метрополитен в Новосибирске не сможет развиваться и строиться. Проблему Дзержинской ветки он видит в том, что в процессе отведенного времени специалисты, проектировщики метро, в Новосибирске «просто прекратили быть». В ноябре 2023 года депутаты Заксобрания Новосибирской области во время обсуждения бюджета на 2024 год на заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике констатировали, что мэрия Новосибирска не направила целевые 180 млн. рублей на развитие метро.
Как объяснил заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин, в идеальном варианте, если до конца 2023 года будет заключен контракт, проведен конкурс, то к 2025 году город может получить одобренный проект, и с 2026 года может начаться стройка (сроки строительства 3–4 года), запустить Дзержинскую линию смогут к 2030 году. Главный редактор и директор информационно-аналитического агентства «Центр деловой жизни» Андрей Кузнецов считает, что корень проблемы в том, что в Новосибирске давно по-настоящему не строили метро. Соответственно, навыки утрачены, начались проблемы с кадрами.
Красноярск: суды идут, котлован роют
В Красноярске завершено строительство монтажного котлована глубиной 12 метров на месте будущей станции метро «Улица шахтеров». Об этом сообщило правительство Красноярского края. В основание котлована уложена почти 1 тыс. кубометров армированного бетона и установлена 501 свая. Сейчас на будущей станции «Шахтёров» метростроители монтируют тоннелепроходчик «Екатерина» для бурения тоннеля до Площади Революции длиной 3,3 км. Рабочие уже спустили в монтажную камеру первые элементы тоннелепроходческого комплекса «Екатерина». После окончания монтажа метростроители сразу приступят к проходке до улицы Карла Маркса.
Сейчас исполнителем работ по строительству метро в Красноярске является ГК «Моспроект-3», работы начались в 2022 году. Первый этап пройдет через центр города – на участке протяженностью 11 км появятся 6 станций (4 подземных и 2 наземных). Ввод первой линии запланирован на 2026 год.
Напомним, что в июле 2023 года в Красноярский суд было направлено уголовное дело в отношении бывшего председателя правительства края Юрия Лапшина, которого обвиняют в превышении должностных полномочий при строительстве красноярского метрополитена. По версии следствия в декабре 2019 года глава регионального правительства, зная о существенных недостатках в документации, дал министру транспорта края незаконное распоряжение обеспечить подписание актов приемки выполненных подрядчиком работ на сумму более 742 млн. рублей. Между тем, Лапшин, которого на время следствия и суда отпустили под подписку о невыезде, вину не признал.
Председатель совета директоров АО «КрасноярскТИСИЗ», бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь также находится под следствием, которому вменяется в вину мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ) на 1 млрд. рублей. Уголовное дело о превышении должностных полномочий в отношении экс-министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова, который заключил сделку с прокуратурой, уже рассматривается в суде.