Вагончик тронется, товар останется!
В условиях кризиса ОАО «РЖД» теряет деньги на перевозках. Статистика свидетельствует, что за первый месяц этого года компанией было перевезено на 36% грузов меньше, чем за этот же период прошлого года.
Конечно, все это можно списать на то, что, мол, у нас в России продолжается промышленный обвал, следовательно, падает и количество грузоперевозок, если бы не один факт, о котором неоднократно писал «Век» и который был подтвержден Федеральной антимонопольной службой. А именно – странные махинации РЖД со своей «дочкой» ОАО «Рефсервис», которая является монополистом в области перевозок скоропортящихся грузов.
Напомним, что в 2008 году ведомство Якунина официально заявило о выставлении на аукцион 25% своей стопроцентной «дочки» ОАО «Рефсервис», единственным претендентом на которые была компания «Трансгрупп АС» (сделка так и не состоялась). Тогда ОАО «РЖД» оценило блокпакет акций этой компании в $32,6 млн. Хотя, по мнению аналитиков, реальная стоимость 25% «Рефсервиса» составляла на тот момент всего $8,5 млн. Как отмечают эксперты, искусственное завышение госкорпорацией стоимости активов говорит о том, что между участниками аукциона могла существовать неформальная договоренность.
Реализовать сделку, от которой выиграло бы не РЖД, а кто-то из высших чинов, не удалось. Схема получения навара с ОАО «Рефсервис» началась с того момента, как данная компания была выделена из структуры РЖД в качестве дочернего предприятия.
«Рефсервис» не является перевозчиком, а оказывает услуги лишь по организации перевозок и предоставлению подвижного состава. Однако, продавала госкорпорация свою «дочку» именно как перевозчика. Причем, даже несмотря на то, что «Рефсервис» не осуществляет перевозки, ОАО «РЖД» передало в собственность компании около 6700 изотермических и рефрижераторных вагонов, что составило порядка 45% от их общего количества.
При этом ОАО «РЖД» стало отказывать компаниям в перевозке скоропортящихся грузов в связи с отсутствием вагонов. И все же соглашения с госкорпорацией можно было достигнуть при условии, но только при одном условии - функции экспедитора будет выполнять ОАО «Рефсервис».
Такая коррупционная схема попала под пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы, после чего было возбуждено административное дело.
«Таким образом, грузоотправители теперь вынуждены обращаться к владельцам изотермического подвижного состава, среди которых доминирующее положение занимает ОАО «Рефсервис». В результате условием доступа грузоотправителей к перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования является договор на указание услуг по организации перевозок с владельцами изотермических вагонов, среди которых только ОАО «Рефсервис» имеет возможность за вознаграждение (сумма которого устанавливается отдельным договором) осуществлять подачу парка ОАО «РЖД» грузоотправителям», - сообщила пресс-служба ФАС России.
При этом ФАС отмечает, что стоимость услуги составляет до 50% от стоимости провозных платежей, предусмотренных Прейскурантом №10-01 для перевозки груза в вагонах общего парка (то есть перевозчика ОАО «РЖД»). Получается, что ОАО «Рефсервис» выступает посредником между грузовладельцами и перевозчиками, что создает искусственное удорожание транспортных расходов грузовладельцев и фактически является нарушением установленного государством порядка ценообразования на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Примечательно, что в момент, когда рейтинг госмонополии понижается вне зависимости к российскому суверенному рейтингу, а также сокращаются перевозки по причине того, что продавец с покупателем не спешат заключать сделки, ОАО «РЖД» впрямую отказывается выполнять свои обязанности, что, несомненно, влечет за собой понижение доходов госкорпорации.
«Фактически получается, что РЖД воспрепятствовало нормальному потоку грузоперевозок, что ведет к их сокращению. Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками сделки. И выяснить истинное положение дел крайне трудно, но ФАС вмешалась вовремя, так как повышение стоимости на грузоотправку влечет за собой повышение стоимости товаров. РЖД во многом само способствовало тому, что объем перевозок был сокращен. В Советском Союзе за такое бы расстреляли», - заявил «Веку» эксперт Дмитрий Гаврилов.
Напомним, что в 2008 году ведомство Якунина официально заявило о выставлении на аукцион 25% своей стопроцентной «дочки» ОАО «Рефсервис», единственным претендентом на которые была компания «Трансгрупп АС» (сделка так и не состоялась). Тогда ОАО «РЖД» оценило блокпакет акций этой компании в $32,6 млн. Хотя, по мнению аналитиков, реальная стоимость 25% «Рефсервиса» составляла на тот момент всего $8,5 млн. Как отмечают эксперты, искусственное завышение госкорпорацией стоимости активов говорит о том, что между участниками аукциона могла существовать неформальная договоренность.
Реализовать сделку, от которой выиграло бы не РЖД, а кто-то из высших чинов, не удалось. Схема получения навара с ОАО «Рефсервис» началась с того момента, как данная компания была выделена из структуры РЖД в качестве дочернего предприятия.
«Рефсервис» не является перевозчиком, а оказывает услуги лишь по организации перевозок и предоставлению подвижного состава. Однако, продавала госкорпорация свою «дочку» именно как перевозчика. Причем, даже несмотря на то, что «Рефсервис» не осуществляет перевозки, ОАО «РЖД» передало в собственность компании около 6700 изотермических и рефрижераторных вагонов, что составило порядка 45% от их общего количества.
При этом ОАО «РЖД» стало отказывать компаниям в перевозке скоропортящихся грузов в связи с отсутствием вагонов. И все же соглашения с госкорпорацией можно было достигнуть при условии, но только при одном условии - функции экспедитора будет выполнять ОАО «Рефсервис».
Такая коррупционная схема попала под пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы, после чего было возбуждено административное дело.
«Таким образом, грузоотправители теперь вынуждены обращаться к владельцам изотермического подвижного состава, среди которых доминирующее положение занимает ОАО «Рефсервис». В результате условием доступа грузоотправителей к перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования является договор на указание услуг по организации перевозок с владельцами изотермических вагонов, среди которых только ОАО «Рефсервис» имеет возможность за вознаграждение (сумма которого устанавливается отдельным договором) осуществлять подачу парка ОАО «РЖД» грузоотправителям», - сообщила пресс-служба ФАС России.
При этом ФАС отмечает, что стоимость услуги составляет до 50% от стоимости провозных платежей, предусмотренных Прейскурантом №10-01 для перевозки груза в вагонах общего парка (то есть перевозчика ОАО «РЖД»). Получается, что ОАО «Рефсервис» выступает посредником между грузовладельцами и перевозчиками, что создает искусственное удорожание транспортных расходов грузовладельцев и фактически является нарушением установленного государством порядка ценообразования на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Примечательно, что в момент, когда рейтинг госмонополии понижается вне зависимости к российскому суверенному рейтингу, а также сокращаются перевозки по причине того, что продавец с покупателем не спешат заключать сделки, ОАО «РЖД» впрямую отказывается выполнять свои обязанности, что, несомненно, влечет за собой понижение доходов госкорпорации.
«Фактически получается, что РЖД воспрепятствовало нормальному потоку грузоперевозок, что ведет к их сокращению. Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками сделки. И выяснить истинное положение дел крайне трудно, но ФАС вмешалась вовремя, так как повышение стоимости на грузоотправку влечет за собой повышение стоимости товаров. РЖД во многом само способствовало тому, что объем перевозок был сокращен. В Советском Союзе за такое бы расстреляли», - заявил «Веку» эксперт Дмитрий Гаврилов.