Василий Устюжанин: Балерина, поэт и вождь
Майя Плисецкая, Александр Пушкин и Владимир Ленин памятниками стали абсолютно заслуженно - каждый в свое время и в своём деле совершил революцию. А какой ты революционер, если не отлит в бронзе, не выточен в мраморе и граните?
Но если Пушкин "ждал" памятного постамента (на Тверской) 43 года (с 1837 по 1880-й), Ленин (на Большой Дмитровке) - 16 лет (с 1924 по 1940-й), то блистательная балерина ещё при жизни увидела свое будущее изваяние. Крохотную статуэтку в образе Кармен подарил ей уральский скульптор Виктор Митрошин. Потом, после смерти артистки, подарок и стал скульптурной основой большого и красивого памятника там же, на Большой Дмитровке, рядом с домом, где она жила. Кстати, Ленина скульптор Сергей Меркуров разместил тоже в значимом месте - у здания Центрального архива института Маркса-Энгельса-Ленина, нынче это - Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ по простому). Уж истории и социальной и политической вождь сотворил столько, что и через века будет аукаться. Ну а опекушинский Пушкин занял самое оживленное место в Москве.
"Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах".
Такой увидела Тверскую пушкинская Татьяна Ларина. Почти такую же её видит сегодня и поэт - за вычетом саней, лачужек и огородов.
К нему здесь точно не зарастает народная тропа.
Но трём гениям прилично повезло не только географически. Их бронзовые и гранитные изваяния стали едва ли не идеальным попаданием и в художественный образ, и в пространственную среду. Снимки, увы, этого попадания не передают. Но прошу поверить на слово. Что хорошо, то хорошо.
Ну а сами памятники угодили в мой объектив вчера, во время пешего перехода от Тверского бульвара к Охотному Ряду, в последний день бабьего лета. Солнечные лучи тоже идеально легли в цель - придали балерине, поэту и мыслителю живые, чистые и совсем уж узнаваемые черты. Природа иногда подыгрывает настоящему искусству.
"Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах".
Такой увидела Тверскую пушкинская Татьяна Ларина. Почти такую же её видит сегодня и поэт - за вычетом саней, лачужек и огородов.
К нему здесь точно не зарастает народная тропа.
Но трём гениям прилично повезло не только географически. Их бронзовые и гранитные изваяния стали едва ли не идеальным попаданием и в художественный образ, и в пространственную среду. Снимки, увы, этого попадания не передают. Но прошу поверить на слово. Что хорошо, то хорошо.
Ну а сами памятники угодили в мой объектив вчера, во время пешего перехода от Тверского бульвара к Охотному Ряду, в последний день бабьего лета. Солнечные лучи тоже идеально легли в цель - придали балерине, поэту и мыслителю живые, чистые и совсем уж узнаваемые черты. Природа иногда подыгрывает настоящему искусству.