Виктор Колесник: «Государству пока нельзя уходить из сферы ЖКХ»
В ряде регионов России (Калининград, Санкт-Петербург, Северный Кавказ и др.) прокуратурой были выявлены массовые нарушения, в том числе факты хищения в сфере ЖКХ. Сейчас по поручению президента РФ Владимира Путина проводится проверка эффективности использования финансовых ресурсов организациями коммунального комплекса страны.
По мнению экспертов, итоги реформы жилищно-коммунального комплекса уже таковы, что производственно-хозяйственные риски коммунальщиков становятся социально-политическими рисками большого государства. О тарифах, переменах и промахах в «коммуналке» мы решили побеседовать с директором Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ Виктором КОЛЕСНИКОМ.
- Виктор Григорьевич, рост тарифов, как известно, монополии объясняют тем, что работают себе в убыток (особенно прошлой зимой, когда из-за предвыборной кампании очередного повышения цен не произошло). Необходимые инвестиции в жилищно-коммунальный сектор также не поступают - модернизации вовсе не видно. В таком случае, откуда берутся цифры, почему тарифы неумолимо растут?
- Вообще по поводу тарифов на жилищно-коммунальные услуги существует несколько мифов. В частности, что рост тарифов определяется инфляцией, ростом цен на энергоресурсы, затратами на модернизацию и обновление основных фондов, повышением качества услуг и приближением тарифов к 100-процентному покрытию их стоимости. Но в ряде регионов России уже не первый год население платит 100%, а тарифы все продолжают расти. А также замечено, что тарифы ЖКХ растут намного быстрее инфляции. Механизм роста тарифов очень прост, главный донор роста тарифов - это «Газпром», которому каждый год разрешают поднимать стоимость своих услуг. А поскольку газ потребляет большое количество энергетических компаний, соответственно этот рост дает мультипликативный эффект на всю сферу ЖКХ. У нас - монопольная ситуация во всем, начиная с тарифов на энергетику, которые формируются не рынком, а…
Износ коммунальной инфраструктуры, оборудования по разным регионам колеблется от 60% до 80%, но стоимость услуг тепла и воды все-таки завышена. Там много резервов. Рост тарифов, безусловно, частично обуславливается экономическими основаниями, но основная часть повышения - это бесхозяйственность. Пока компании ЖКХ не могут наращивать прибыль опережающими по отношению к ожидаемой инфляции темпами за счет повышения производительности труда и снижения издержек, они будут получать необходимые для модернизации ресурсы за счет сравнительно высоких уровней повышения тарифов. Для начала стоило бы привести в порядок «базу издержек», которая должна индексироваться. Можно постараться поработать не с числителем этой дроби (руб. за 1 кВт•ч), а со знаменателем (кВт•ч, калории и т.д.).
Тарифообразование страдает порочной практикой: компенсировать растущие издержки за счет постоянного удорожания, которое травмирует население, создает проблему неплатежей и при этом не делает ЖКХ более рентабельным. Опасность такого роста тарифов заключается еще и в том, что наша промышленность становится все менее конкурентоспособной по сравнению с промышленностью других стран. Особенно остро это ощущается в энергоемких отраслях.
- Вы предлагаете все аргументы монополий о необходимости роста тарифов размещать в открытом доступе, на интернет-сайтах. Пойдут ли они на это, на Ваш взгляд? Может ли вмешаться государство, или каким-то образом повлиять на открытость могут общественные организации?
- Кроме технологических методов повышения эффективности и снижения тарифов мировая практика широко применяет общие методы контроля затрат для всех видов бизнеса. Сегодня широко применяются методы нормативного или эталонного сравнения затрат.
Ставится задача дать заказчику исходные расчеты не только на строительство объекта, но на его эксплуатацию и поддержание активов в работоспособном состоянии. Этой проблеме в настоящее время уделяется большое внимание в Европе, Японии и США.
Эталонный метод нормирования затрат - это сравнение показателей работы с лучшей компанией в каждом бизнесе и установление реальных мер и реальных сроков их достижения. Развитием этого метода стало в России введение системы RАВ, которая предусматривает целевые инвестиции для достижения заданных эксплуатационных показателей.
Установить (кроме прибыли) следующие годовые и пятилетние показатели для оценки менеджеров ЖКХ:
- по надежности: аварийный недоотпуск коммунальных ресурсов, коэффициент надежности, коэффициент готовности;
- по эффективности: удельное топливоиспользование (для примера: себестоимость производства тепла разных поставщиков в столице варьируется от 500-600 руб. за 1000 Гкал у «Мосэнерго» до 1200-1500 руб. за 1000 Гкал у отдельных котельных);
- по развитию: нормативный резерв мощности по зоне обслуживания в максимум нагрузок, удельная стоимость вводимых мощностей.
Интегральный оценкой успешного управления отраслью должно быть снижение доли стоимости электрической и тепловой энергии в ВВП страны, ВРП региона в сравнимых условиях, ну, что-то в этом роде. А то меряемся чуть ли не по показателям 1913 года.
- Расходы на ФЦП модернизации ЖКХ государство урезает втрое. Эту ношу возлагают на регионы, которые и капремонт-то не тянут. Частный капитал, судя по всему, в эту отрасль не торопится. Почему не удается привлечь бизнес, на что рассчитывает государство при таком раскладе?
- Правительство, судя по всему, отказалось, по крайней мере, на ближайшие год-два от реализации федеральной целевой программы модернизации ЖКХ до 2020 года. Программу не будет исполнять ни разрабатывавший ее Минрегион, ни рассчитывавший курировать ее Госстрой. Предполагается, что 50 млрд. руб. федеральных расходов в ЖКХ по программе в 2013-2015 годах заменят расходы Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 15 млрд. руб. и, возможно, такие же по размеру траты региональных бюджетов, которые пока готовности на такие расходы не демонстрировали. Судя по всему, модернизация ЖКХ отложена до лучших времен.
Есть слухи, что объем финансирования новых задач Фонда ЖКХ составит до 2015 года 15 млрд. руб. ежегодно (втрое меньше, чем предполагалось в рамках ФЦП) на условиях: 50% расходов за счет госкорпорации, 50% - за счет регионов. А это позволит довести объем инвестиций в коммунальный сектор до 30 млрд. руб. Однако, окончательных решений, судя по всему, не принято.
- В правительстве сейчас прорабатывается весь комплекс вопросов, связанных с организацией капитального ремонта и его финансированием. По словам президента Путина, перекладывать капремонт только на плечи граждан - нечестно. «Привлекать - да, но в каком объеме, насколько, где, это очень тонкий вопрос», - заявил он. Вместе с тем, ряд экспертов опасаются, что все-таки, как это часто у нас бывает, обязанность капитально ремонтировать жилые дома будет переложена с государства на плечи жильцов, с которых станут собирать обязательный ежемесячный платеж в единые региональные фонды. А распределять эти деньги будут местные чиновники. Как Вы относитесь к этому нововведению, можно ли решить этот вопрос наименее безболезненно для населения?
- Поиск баланса - это не разговоры, это расчеты. Призывают к поиску баланса многие, но его нужно конкретно оценивать, подкрепляя подходы конкретными расчетами. Мы же возражаем в других случаях, когда говорят: «давайте попробуем, глядишь, и ничего не случится». А в сфере ЖКХ предлагается рисковать, но механические подходы отнюдь не приводят к повышению эффективности. Задача в данном случае заключается в том, чтобы говорить строго и предметно, подкрепляя подходы конкретными расчетами. Эта тема, прямо «вытекающая» из основных проблем в сфере ЖКХ, которые связаны с половинчатостью, непоследовательностью реализации и незавершенностью реформы ЖКХ.
- В конце прошлого года прежний президент РФ Дмитрий Медведев поручил сформировать комиссию по проблемным компаниям в ЖКХ, куда должны были войти представители Генпрокуратуры, МВД, Счетной палаты, Общественной палаты, Минрегиона и общественных организаций. Работает ли эта комиссия, есть ли подвижки в этом направлении?
- В 2011 году глава Минрегиона Виктор Басаргин, выступая на заседании президиума Госсовета, предложил создать в России специальную комиссию, которая будет заниматься проблемными управляющими компаниями в сфере ЖКХ. Премьер Медведев недавно поручил руководству правоохранительных органов разобраться с организациями и управляющими компаниями, использующими мошеннические схемы и расхищающими средства, которые выделяются на ЖКХ.
Безусловно, такие меры необходимы, но главной задачей в настоящее время является оценка реформы ЖКХ с учетом накопленного опыта, принятие решения о целесообразности корректировки целей и задач реформы с учетом реалий и разработка внутренне непротиворечивой, четкой и достижимой программы преобразований в сфере ЖКХ.
- В Жилищный Кодекс также планируется ввести поправки, открывающие управляющим компаниям в сфере ЖКХ возможность контролировать себя самим при помощи саморегулирующих организаций (СРО). Причем за то, чтобы их непрерывно контролировали, все управляющие компании и ТСЖ обязаны заплатить «входные» - минимум по 100 тысяч рублей. Средства собираются для создания фонда, из которого, как заявляется разработчиками, «будет осуществляться компенсация в случае некачественных услуг». Подобное саморегулирование приведет к каким-то сдвигам в отрасли, кроме дополнительных нагрузок на кошелек граждан, которые, скорее всего, будут вынуждены оплатить этот «вступительный взнос»?
- Государству пока нельзя уходить из отрасли. Итоги реформы жилищно-коммунального комплекса уже таковы, что производственно-хозяйственные риски коммунальщиков становятся социально-политическими рисками большого государства.
- Виктор Григорьевич, рост тарифов, как известно, монополии объясняют тем, что работают себе в убыток (особенно прошлой зимой, когда из-за предвыборной кампании очередного повышения цен не произошло). Необходимые инвестиции в жилищно-коммунальный сектор также не поступают - модернизации вовсе не видно. В таком случае, откуда берутся цифры, почему тарифы неумолимо растут?
- Вообще по поводу тарифов на жилищно-коммунальные услуги существует несколько мифов. В частности, что рост тарифов определяется инфляцией, ростом цен на энергоресурсы, затратами на модернизацию и обновление основных фондов, повышением качества услуг и приближением тарифов к 100-процентному покрытию их стоимости. Но в ряде регионов России уже не первый год население платит 100%, а тарифы все продолжают расти. А также замечено, что тарифы ЖКХ растут намного быстрее инфляции. Механизм роста тарифов очень прост, главный донор роста тарифов - это «Газпром», которому каждый год разрешают поднимать стоимость своих услуг. А поскольку газ потребляет большое количество энергетических компаний, соответственно этот рост дает мультипликативный эффект на всю сферу ЖКХ. У нас - монопольная ситуация во всем, начиная с тарифов на энергетику, которые формируются не рынком, а…
Износ коммунальной инфраструктуры, оборудования по разным регионам колеблется от 60% до 80%, но стоимость услуг тепла и воды все-таки завышена. Там много резервов. Рост тарифов, безусловно, частично обуславливается экономическими основаниями, но основная часть повышения - это бесхозяйственность. Пока компании ЖКХ не могут наращивать прибыль опережающими по отношению к ожидаемой инфляции темпами за счет повышения производительности труда и снижения издержек, они будут получать необходимые для модернизации ресурсы за счет сравнительно высоких уровней повышения тарифов. Для начала стоило бы привести в порядок «базу издержек», которая должна индексироваться. Можно постараться поработать не с числителем этой дроби (руб. за 1 кВт•ч), а со знаменателем (кВт•ч, калории и т.д.).
Тарифообразование страдает порочной практикой: компенсировать растущие издержки за счет постоянного удорожания, которое травмирует население, создает проблему неплатежей и при этом не делает ЖКХ более рентабельным. Опасность такого роста тарифов заключается еще и в том, что наша промышленность становится все менее конкурентоспособной по сравнению с промышленностью других стран. Особенно остро это ощущается в энергоемких отраслях.
- Вы предлагаете все аргументы монополий о необходимости роста тарифов размещать в открытом доступе, на интернет-сайтах. Пойдут ли они на это, на Ваш взгляд? Может ли вмешаться государство, или каким-то образом повлиять на открытость могут общественные организации?
- Кроме технологических методов повышения эффективности и снижения тарифов мировая практика широко применяет общие методы контроля затрат для всех видов бизнеса. Сегодня широко применяются методы нормативного или эталонного сравнения затрат.
Ставится задача дать заказчику исходные расчеты не только на строительство объекта, но на его эксплуатацию и поддержание активов в работоспособном состоянии. Этой проблеме в настоящее время уделяется большое внимание в Европе, Японии и США.
Эталонный метод нормирования затрат - это сравнение показателей работы с лучшей компанией в каждом бизнесе и установление реальных мер и реальных сроков их достижения. Развитием этого метода стало в России введение системы RАВ, которая предусматривает целевые инвестиции для достижения заданных эксплуатационных показателей.
Установить (кроме прибыли) следующие годовые и пятилетние показатели для оценки менеджеров ЖКХ:
- по надежности: аварийный недоотпуск коммунальных ресурсов, коэффициент надежности, коэффициент готовности;
- по эффективности: удельное топливоиспользование (для примера: себестоимость производства тепла разных поставщиков в столице варьируется от 500-600 руб. за 1000 Гкал у «Мосэнерго» до 1200-1500 руб. за 1000 Гкал у отдельных котельных);
- по развитию: нормативный резерв мощности по зоне обслуживания в максимум нагрузок, удельная стоимость вводимых мощностей.
Интегральный оценкой успешного управления отраслью должно быть снижение доли стоимости электрической и тепловой энергии в ВВП страны, ВРП региона в сравнимых условиях, ну, что-то в этом роде. А то меряемся чуть ли не по показателям 1913 года.
- Расходы на ФЦП модернизации ЖКХ государство урезает втрое. Эту ношу возлагают на регионы, которые и капремонт-то не тянут. Частный капитал, судя по всему, в эту отрасль не торопится. Почему не удается привлечь бизнес, на что рассчитывает государство при таком раскладе?
- Правительство, судя по всему, отказалось, по крайней мере, на ближайшие год-два от реализации федеральной целевой программы модернизации ЖКХ до 2020 года. Программу не будет исполнять ни разрабатывавший ее Минрегион, ни рассчитывавший курировать ее Госстрой. Предполагается, что 50 млрд. руб. федеральных расходов в ЖКХ по программе в 2013-2015 годах заменят расходы Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 15 млрд. руб. и, возможно, такие же по размеру траты региональных бюджетов, которые пока готовности на такие расходы не демонстрировали. Судя по всему, модернизация ЖКХ отложена до лучших времен.
Есть слухи, что объем финансирования новых задач Фонда ЖКХ составит до 2015 года 15 млрд. руб. ежегодно (втрое меньше, чем предполагалось в рамках ФЦП) на условиях: 50% расходов за счет госкорпорации, 50% - за счет регионов. А это позволит довести объем инвестиций в коммунальный сектор до 30 млрд. руб. Однако, окончательных решений, судя по всему, не принято.
- В правительстве сейчас прорабатывается весь комплекс вопросов, связанных с организацией капитального ремонта и его финансированием. По словам президента Путина, перекладывать капремонт только на плечи граждан - нечестно. «Привлекать - да, но в каком объеме, насколько, где, это очень тонкий вопрос», - заявил он. Вместе с тем, ряд экспертов опасаются, что все-таки, как это часто у нас бывает, обязанность капитально ремонтировать жилые дома будет переложена с государства на плечи жильцов, с которых станут собирать обязательный ежемесячный платеж в единые региональные фонды. А распределять эти деньги будут местные чиновники. Как Вы относитесь к этому нововведению, можно ли решить этот вопрос наименее безболезненно для населения?
- Поиск баланса - это не разговоры, это расчеты. Призывают к поиску баланса многие, но его нужно конкретно оценивать, подкрепляя подходы конкретными расчетами. Мы же возражаем в других случаях, когда говорят: «давайте попробуем, глядишь, и ничего не случится». А в сфере ЖКХ предлагается рисковать, но механические подходы отнюдь не приводят к повышению эффективности. Задача в данном случае заключается в том, чтобы говорить строго и предметно, подкрепляя подходы конкретными расчетами. Эта тема, прямо «вытекающая» из основных проблем в сфере ЖКХ, которые связаны с половинчатостью, непоследовательностью реализации и незавершенностью реформы ЖКХ.
- В конце прошлого года прежний президент РФ Дмитрий Медведев поручил сформировать комиссию по проблемным компаниям в ЖКХ, куда должны были войти представители Генпрокуратуры, МВД, Счетной палаты, Общественной палаты, Минрегиона и общественных организаций. Работает ли эта комиссия, есть ли подвижки в этом направлении?
- В 2011 году глава Минрегиона Виктор Басаргин, выступая на заседании президиума Госсовета, предложил создать в России специальную комиссию, которая будет заниматься проблемными управляющими компаниями в сфере ЖКХ. Премьер Медведев недавно поручил руководству правоохранительных органов разобраться с организациями и управляющими компаниями, использующими мошеннические схемы и расхищающими средства, которые выделяются на ЖКХ.
Безусловно, такие меры необходимы, но главной задачей в настоящее время является оценка реформы ЖКХ с учетом накопленного опыта, принятие решения о целесообразности корректировки целей и задач реформы с учетом реалий и разработка внутренне непротиворечивой, четкой и достижимой программы преобразований в сфере ЖКХ.
- В Жилищный Кодекс также планируется ввести поправки, открывающие управляющим компаниям в сфере ЖКХ возможность контролировать себя самим при помощи саморегулирующих организаций (СРО). Причем за то, чтобы их непрерывно контролировали, все управляющие компании и ТСЖ обязаны заплатить «входные» - минимум по 100 тысяч рублей. Средства собираются для создания фонда, из которого, как заявляется разработчиками, «будет осуществляться компенсация в случае некачественных услуг». Подобное саморегулирование приведет к каким-то сдвигам в отрасли, кроме дополнительных нагрузок на кошелек граждан, которые, скорее всего, будут вынуждены оплатить этот «вступительный взнос»?
- Государству пока нельзя уходить из отрасли. Итоги реформы жилищно-коммунального комплекса уже таковы, что производственно-хозяйственные риски коммунальщиков становятся социально-политическими рисками большого государства.