Вирусы Ростелекома?
В настоящее время, по данным экспертов рынка телекоммуникаций, ежедневно, периодически или эпизодически Всемирной сетью пользуются около 26 млн. россиян.
Причем, Интернет стал хорошим помощником в работе, учебе или для коротания времени не только жителям крупных городов, где техническое развитие телекоммуникационных услуг находится на высоком уровне, но и гражданам, проживающим в российской глубинке. Последним, правда, за пользование Интернетом приходится платить, порой, немыслимые деньги.
Дело в том, что во многих российских городах либо слишком мало, либо нет вовсе провайдеров, имеющих техническую возможность передачи данных по так называемой «выделенной линии». Применяют они устаревшую технологию подключения пользователей к Интернету с помощью модема (последний опрос, проведенный Rambler, свидетельствует: в настоящее время 38,4% россиян используют для входа в Интернет телефонную линию). Это обстоятельство нередко доводит людей до предынфарктного состояния в тот момент, когда они получают счета от компании «Ростелеком», осуществляющей, как известно, междугородную и международную телефонную связь на значительной части территории России.
Вот что пишет по этому поводу в своей жалобе, направленной в МРОО ОЗПП «Общественный контроль» (www.ozpp.ru), Елена Ф.: «Дважды получала от «Ростелекома» счета за оказание услуг междугородной/международной связи на кругленькие суммы с указанием неизвестных мне кодов. То есть за разговоры, которых не было. В центре обслуживания абонентов мне объяснили, что это «плата за подключение через Интернет к сайтам развлекательного характера». На мои возражения, что я не пользуюсь платными сайтами, получила ответ: в компьютер занесен вирус и телефонное соединение происходит автоматически».
С подобной же проблемой столкнулся и Ильдар Т., у которого взаимоотношения с «Ростелекомом» длятся уже около двух лет. Всего за четыре дня пользования Интернетом в 2005 году «Ростелеком» насчитал ему 21 тыс. рублей.
Описанные случаи – не единичны, причем сталкиваются с ними пользователи, проживающие в разных городах России. Объединяет же их одно – работники «Ростелекома» ссылаются на то, что через Интернет загрузилась вирусная программа- «звонилка», которая автоматически соединяется с зарубежным провайдером через «8».
Заметим, что попадание в компьютер вируса с подобной программой для «Ростелекома» без преувеличения – «золотое дно». На это, кстати, обратил внимание и вышеупомянутый Ильдар, который пишет: «Спасибо модему и всяким там программам «шпионам-звонилкам». Но ведь кто от этого остается в выигрыше? Правильно, «Ростелеком»! Может быть, программисты этой компании сами и создают подобные программы?».
Впрочем, объяснения «Ростелекома», подобные тем, что услышала Елена Ф., можно принимать на веру, а можно и не принимать. По словам юриста ОЗПП Павла Морозова, ситуация такова, что у «Ростелекома» сегодня с большинством абонентов нет законных взаимоотношений, поскольку нет заключенных договоров на предоставление услуг междугородней и международной связи. Получается, что эта компания навязалась миллионам абонентов в качестве партнера, а теперь диктует им свои условия.
«Несмотря на то, что во всех нормативных актах, регулирующих правоотношения в области связи, указано, что права и обязанности, взаимные претензии должны регулироваться нормами закона и договорами, у большинства абонентов нет договоров именно с «Ростелекомом». Однако, несмотря на это, компания регулярно подает иски к потребителям-абонентам и практически все их выигрывает», — заявил Павел Морозов «Веку». При этом он добавил, что, согласно сложившейся судебной практике, совершенно безразлично, есть ли у абонента договор с «Ростелекомом» и изъявлял ли конкретный потребитель желание пользоваться «услугами» этой компании при модемном подключении к Интернету?
«Складывается впечатление, что судебные составы, которые «рассматривают» подобные дела, вообще не видят здесь не только прав потребителей, но и самих потребителей, как людей, обладающих какими-либо правами, продолжает Павел Морозов. – Видимо из-за таких «судебных составов» и таких «судебных решений» и определений доверие и уважение большинства граждан России к государственным органам в целом, и судебной системе в частности, стремительно приближается к нулю».
Примеров бесправного положения, в которое попадают абоненты, оказавшиеся в «ростелекомовских» сетях, немало. В частности, как рассказал «Веку» Павел Морозов, один из исков «Ростелеком» предъявил в Тушинский районный суд г. Москвы к Александру Д. с целью взыскать с него 62 477 рублей 30 копеек за «междугородные и международные разговоры, предоставленные в кредит» в период с 28 марта по 24 апреля 2004 года. В своем иске «Ростелеком» указал, что «ответчик (Александр Д.) фактически вступал в договорные отношения с оператором связи…» а, по мнению компании, «отношения, возникающие между сторонами, должны рассматриваться, как договорные даже ПРИ ОТСУТСТВИИ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ» (!?). Тушинский районный суд согласился с такими доводами «Ростелекома» взыскал с Александра Д. 64 326 рублей 85 копеек (вместе с госпошлиной), а Московский городской суд, куда потребитель обратился с кассационной жалобой, оставил это решение районного суда в силе, признав его законным и обоснованным.
Кстати, только в Мосгорсуде представитель Ростелекома сообщил, что данной организации очень хорошо известна такая проблема потребителей. В материалах рассмотренного дела по иску к потребителю Александру Д. есть очень показательный документ – ответ одному из «абонентов»-потребителей – который нужно процитировать хотя бы в части:
«…Дополнительно сообщаю, что в сети Интернет по различным адресам расположены сайты, предлагающие услуги информационно-развлекательного содержания. Доступ к вышеуказанной информации осуществляется при помощи программного обеспечения Dialer-software (номеронабиратель). Принцип работы программы заключается в том, что в момент запуска управляющей программы компьютер разрывает модемное соединение с Интернет-провайдером и по каналам ОАО «Ростелеком» осуществляет прямое международное соединение с сервером, установленным в другой стране. Далее программа становится независимой от подключения к сети Интернет…
…ОАО «Ростелеком» — национальный оператор международной связи — в соответствии со своим статусом обязан за определенную плату предоставлять связь гражданам по любым направлениям связи без ограничений. Учитывая, что компьютер абонента самостоятельно проводит набор международного номера,
то ОАО «Ростелеком» соответственно предоставляет подобные соединения…
К самой организации бизнеса развлекательных услуг по телефону и через Интернет ОАО «Ростелеком» не имеет отношения»…»
Заместитель коммерческого директора ОАО «Ростелеком» (подпись).
«Мы в корне не согласны с такой позицией ОАО «Ростелеком» и с подобной правоприменительной практикой, и готовы столько раз выступать в защиту потерпевших от «Ростелекома» и от судебного произвола граждан, сколько раз к нам с такими проблемами они будут обращаться в официальном порядке, — говорит юрист МРОО ОЗПП «Общественный контроль» Павел Морозов. – Рано или поздно, но вместе мы добьемся того, что уйдут в прошлое и подобная «правоприменительная» практика, и подобные «судебные решения».
Заметим, что по данным самой компании, выручка ОАО «Ростелеком» в 2006 году составила более 60 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 49%. Какими путями достигаются подобные показатели, мы уже знаем…
Дело в том, что во многих российских городах либо слишком мало, либо нет вовсе провайдеров, имеющих техническую возможность передачи данных по так называемой «выделенной линии». Применяют они устаревшую технологию подключения пользователей к Интернету с помощью модема (последний опрос, проведенный Rambler, свидетельствует: в настоящее время 38,4% россиян используют для входа в Интернет телефонную линию). Это обстоятельство нередко доводит людей до предынфарктного состояния в тот момент, когда они получают счета от компании «Ростелеком», осуществляющей, как известно, междугородную и международную телефонную связь на значительной части территории России.
Вот что пишет по этому поводу в своей жалобе, направленной в МРОО ОЗПП «Общественный контроль» (www.ozpp.ru), Елена Ф.: «Дважды получала от «Ростелекома» счета за оказание услуг междугородной/международной связи на кругленькие суммы с указанием неизвестных мне кодов. То есть за разговоры, которых не было. В центре обслуживания абонентов мне объяснили, что это «плата за подключение через Интернет к сайтам развлекательного характера». На мои возражения, что я не пользуюсь платными сайтами, получила ответ: в компьютер занесен вирус и телефонное соединение происходит автоматически».
С подобной же проблемой столкнулся и Ильдар Т., у которого взаимоотношения с «Ростелекомом» длятся уже около двух лет. Всего за четыре дня пользования Интернетом в 2005 году «Ростелеком» насчитал ему 21 тыс. рублей.
Описанные случаи – не единичны, причем сталкиваются с ними пользователи, проживающие в разных городах России. Объединяет же их одно – работники «Ростелекома» ссылаются на то, что через Интернет загрузилась вирусная программа- «звонилка», которая автоматически соединяется с зарубежным провайдером через «8».
Заметим, что попадание в компьютер вируса с подобной программой для «Ростелекома» без преувеличения – «золотое дно». На это, кстати, обратил внимание и вышеупомянутый Ильдар, который пишет: «Спасибо модему и всяким там программам «шпионам-звонилкам». Но ведь кто от этого остается в выигрыше? Правильно, «Ростелеком»! Может быть, программисты этой компании сами и создают подобные программы?».
Впрочем, объяснения «Ростелекома», подобные тем, что услышала Елена Ф., можно принимать на веру, а можно и не принимать. По словам юриста ОЗПП Павла Морозова, ситуация такова, что у «Ростелекома» сегодня с большинством абонентов нет законных взаимоотношений, поскольку нет заключенных договоров на предоставление услуг междугородней и международной связи. Получается, что эта компания навязалась миллионам абонентов в качестве партнера, а теперь диктует им свои условия.
«Несмотря на то, что во всех нормативных актах, регулирующих правоотношения в области связи, указано, что права и обязанности, взаимные претензии должны регулироваться нормами закона и договорами, у большинства абонентов нет договоров именно с «Ростелекомом». Однако, несмотря на это, компания регулярно подает иски к потребителям-абонентам и практически все их выигрывает», — заявил Павел Морозов «Веку». При этом он добавил, что, согласно сложившейся судебной практике, совершенно безразлично, есть ли у абонента договор с «Ростелекомом» и изъявлял ли конкретный потребитель желание пользоваться «услугами» этой компании при модемном подключении к Интернету?
«Складывается впечатление, что судебные составы, которые «рассматривают» подобные дела, вообще не видят здесь не только прав потребителей, но и самих потребителей, как людей, обладающих какими-либо правами, продолжает Павел Морозов. – Видимо из-за таких «судебных составов» и таких «судебных решений» и определений доверие и уважение большинства граждан России к государственным органам в целом, и судебной системе в частности, стремительно приближается к нулю».
Примеров бесправного положения, в которое попадают абоненты, оказавшиеся в «ростелекомовских» сетях, немало. В частности, как рассказал «Веку» Павел Морозов, один из исков «Ростелеком» предъявил в Тушинский районный суд г. Москвы к Александру Д. с целью взыскать с него 62 477 рублей 30 копеек за «междугородные и международные разговоры, предоставленные в кредит» в период с 28 марта по 24 апреля 2004 года. В своем иске «Ростелеком» указал, что «ответчик (Александр Д.) фактически вступал в договорные отношения с оператором связи…» а, по мнению компании, «отношения, возникающие между сторонами, должны рассматриваться, как договорные даже ПРИ ОТСУТСТВИИ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ» (!?). Тушинский районный суд согласился с такими доводами «Ростелекома» взыскал с Александра Д. 64 326 рублей 85 копеек (вместе с госпошлиной), а Московский городской суд, куда потребитель обратился с кассационной жалобой, оставил это решение районного суда в силе, признав его законным и обоснованным.
Кстати, только в Мосгорсуде представитель Ростелекома сообщил, что данной организации очень хорошо известна такая проблема потребителей. В материалах рассмотренного дела по иску к потребителю Александру Д. есть очень показательный документ – ответ одному из «абонентов»-потребителей – который нужно процитировать хотя бы в части:
«…Дополнительно сообщаю, что в сети Интернет по различным адресам расположены сайты, предлагающие услуги информационно-развлекательного содержания. Доступ к вышеуказанной информации осуществляется при помощи программного обеспечения Dialer-software (номеронабиратель). Принцип работы программы заключается в том, что в момент запуска управляющей программы компьютер разрывает модемное соединение с Интернет-провайдером и по каналам ОАО «Ростелеком» осуществляет прямое международное соединение с сервером, установленным в другой стране. Далее программа становится независимой от подключения к сети Интернет…
…ОАО «Ростелеком» — национальный оператор международной связи — в соответствии со своим статусом обязан за определенную плату предоставлять связь гражданам по любым направлениям связи без ограничений. Учитывая, что компьютер абонента самостоятельно проводит набор международного номера,
то ОАО «Ростелеком» соответственно предоставляет подобные соединения…
К самой организации бизнеса развлекательных услуг по телефону и через Интернет ОАО «Ростелеком» не имеет отношения»…»
Заместитель коммерческого директора ОАО «Ростелеком» (подпись).
«Мы в корне не согласны с такой позицией ОАО «Ростелеком» и с подобной правоприменительной практикой, и готовы столько раз выступать в защиту потерпевших от «Ростелекома» и от судебного произвола граждан, сколько раз к нам с такими проблемами они будут обращаться в официальном порядке, — говорит юрист МРОО ОЗПП «Общественный контроль» Павел Морозов. – Рано или поздно, но вместе мы добьемся того, что уйдут в прошлое и подобная «правоприменительная» практика, и подобные «судебные решения».
Заметим, что по данным самой компании, выручка ОАО «Ростелеком» в 2006 году составила более 60 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 49%. Какими путями достигаются подобные показатели, мы уже знаем…